Источник

Несколько слов от редакции «Братского Слова» в дополнение к беседе архимандрита Павла

Один весьма почтенный и разумный человек, хорошо знающий дух раскола, прочитав, еще в рукописи, напечатанную перед сим беседу о. архимандрита Павла, сделал такой об ней отзыв: «Все это, что написал здесь о. Павел, совершенно справедливо; но мне кажется, он опустил из внимания одно очень важное обстоятельство. Говоря о недостатках в поведении и жизни прихожан, которые с особенным тщанием подмечают раскольники и обращают в упрек православной церкви, – советуя священнику прилагать попечение о том, чтобы прихожане исправляли свои нравы, вели себя трезвенно и благочестиво, наипаче благоговейно стояли бы в церкви и проч., отцу Павлу надлежало бы сказать, что пример во всем этом должны подавать своим прихожанам сами пастыри, что наипаче сами священники должны тщательно блюсти за своим поведением, исправлять свои недостатки, вести жизнь трезвенную и благоговейную (чего требует, по Апостольской заповеди, самое их звание) и церковные службы отправлять со всем вниманием: ибо на них-то всего более устремлены враждебные очи раскольников, и всякий недостаток в их поведении раскольники особенно стараются обратить в хулу православной церкви. Добрым поведением, ревностным исполнением своих обязанностей, благоговейным совершением богослужения, священник не только сообщит силу своим наставлениям, когда будет учить прихожан своих доброй нравственности, не только отнимет у раскольников много предлогов порицать православную церковь, но и внушит им уважение к себе, а затем может удобно привлечь их и к обращению с церковью. Когда в приходе, наполненном раскольниками, священник ведет жизнь соблазнительную и небрежен в отправлении церковных служб – это великое несчастие для церкви; непременным последствием этого бывает большее и большее распространение раскола; напротив, если в таком приходе священник ведет себя благоговейно и трезвенно, с должным усердием и вниманием исполняет свои пастырские обязанности, православная церковь приходит от силы в силу, раскол слабеет и непременно ослабеет до конца. Я говорю это на основании многих опытов, в числе которых, к сожалению, больше опытов первого рода. О, как нужно бы православным архипастырям обратить внимание на это великое дело, пещись о добрых нравах духовенства и особенно поставлять благонравных и благоговейных священников в те приходы, где много раскольников! Вот что нужно бы, мне кажется, дополнить в беседе о. Павла».

Замечание несомненно верное, и если о. архимандрит Павел, беседуя с православным священником, сделал такой пропуск, то, конечно, по чувству деликатности и вообще из уважения к духовенству православной церкви. Решаясь восполнить пропущенное им, мы полагаем однако же, что не заподозрят в этом неуважение с нашей стороны к православному духовенству; напротив, именно глубокое к нему уважение и искреннее желание послужить его пользам, возвышению его нравственного достоинства и влияния, а всего более ревность о благе и славе православной церкви, всячески оскорбляемой расколом, побуждает нас даже несколько подробнее раскрыть то, что сказано в вышеприведенном замечании.

Мы не станем и говорить о таких грубых, ни в ком не терпимых пороках, как например нетрезвость, – укажем недостатки, по-видимому, не особенно важные, но в настоящее время наиболее обращающие на себя внимание и особенно усердно подмечаемые раскольниками, а потому и требующие особенной заботливости об их устранении.

В житейском быту раскольники особенно соблазняются, когда видят, что священники позволяют себе курить табак, не строго соблюдают посты, ради щегольства подстригают бороды и волосы, изменяют покрой одежды и т. п. За всем этим они следят внимательно и всякий подобный случай обращают в упрек всему православному духовенству и в укоризну самой церкви православной. Наибольшего внимания заслуживает первый из упомянутых недостатков, как наиболее часто встречаемый. И православному бывает прискорбно где-нибудь, в публичном месте, например на станциях и в вагонах железных дорог, видеть курящим священника, облеченного в его степенную, столь приличную его званию одежду: как же должны смотреть на это раскольники при их отвращении к табачному зелью? Встречая таких священников, быть может весьма добрых и благочестивых, но недостаточно осторожных и внимательных к себе, они еще более ожесточаются в своей вражде к православному духовенству и православной церкви, разражаются хулами и ругательствами на них. Раскольники, конечно, неправы, – и в том, что недостаток и слабость считают ересью, и в том, что поступки единичных людей поставляют в вину всему духовенству и даже, что всего несправедливее, в вину самой церкви православной; но правы ли и те, которые дают им повод ко всему этому? Не забывают ли они, обращенную к ним, Апостольскую заповедь: внимайте себе и всему стаду (Деян.20:28)? И трудно ли, казалось бы, преодолеть слабость или дурную привычку, ради уважения к своему званию, и особенно из опасения соблазнить ближнего и дать повод к хуле на церковь? Апостол Павел говорил о себе: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1Кор.8:13). А здесь идет речь даже не о брашне...

Но всего более священнику следует обращать внимание на устранение неисправностей в исполнении его служебных обязанностей, а наипаче в отправлении богослужения. Ни на что раскольники не смотрят с такой неумолимой строгостью, как на допускаемые здесь небрежность, неточность, отступления от устава. Внимательное, точное, благоговейное, «благоразумно и по чину» совершаемое отправление церковных служб есть первая обязанность священника, особенно в приходах зараженных расколом. Невозможно, разумеется, требовать чтобы службы в приходских церквах совершались с соблюдением устава во всей его полноте; но необходимо наблюдать, чтобы не допускалось небрежности в служении, чтобы чтение и пение совершались в порядке, без пропусков; соблюдая сам должное благоговение во время службы, священник должен требовать того же и от причта, то же внушать и народу. А начало и конец слова – крестное знамение! Недостаточно истовое, иногда и небрежное изображение рукою крестного знамения, неуменье, как выражаются раскольники, «перекрестить лице», такое же недостаточно правильное и истовое изображение креста при благословении народа в храме и отдельных лиц, желающих принять благословение, – вот что наиболее соблазняет раскольника в православных пастырях, вот что наиболее вызывает с его стороны злобные насмешки и глумления и над православным духовенством и даже над православною церковью. Это есть главное, что они приводят в доказательство мнимого превосходства их незаконных попов пред православным духовенством. И больно сознаться, что невежественный, полуграмотный раскольнический поп, с нарочитою тщательностью крестящийся и благословляющий, действительно имеет в этом отношении преимущество даже иногда пред истинно просвещенным и искренно благочестивым православным священником. Нужно, необходимо нужно, чтобы священник истово и правильно изображал крестное знамение и когда молится, и когда благословляет народ и подходящих под благословение. Этим он не только освободит себя от незаслуженного иногда упрека в невнимательности к действию, которым подается освящение и благословение, в неуважении к святости креста Христова, но и отнимет у раскольника один из первых и главнейших предлогов к осуждению православного духовенства и православной церкви, этим он приобретает себе даже невольное уважение среди раскольников и откроет себе путь к сношениям с ними в видах примирения их с церковью.

Мы не учим и не призваны учить пастырей церкви: это есть долг архипастырей. Мы только решились указать на то, что, к сожалению, приходится так часто слышать и так нередко видеть, что давно лежит тяжким бременем на сердце, – решились указать во имя истины, во имя любви, ревнующей о благе православной церкви и ее служителей: умоляем их так и принять слова наши...


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle