инок Всеволод (Филипьев)

Путь Святых Отцов

Источник

Содержание

Предисловие

Патрология Введение в патрологию Глава первая. Предмет патрологии Глава вторая. Отцы Церкви и их творения Глава третья. Обзор специальной литературы и развития науки Глава четвертая. Историко-временные рамки и периоды патрологии I период. Вторая половина I века – начало IV века (312 г.) Отдел первый. Церковная письменность в эпоху мужей апостольских [Втор. пол. I – сер. II вв.] Глава первая. Характеристика мужей апостольских и их творений Глава вторая. «Учение двенадцати апостолов» Глава третья. Послание, приписываемое апостолу Варнаве Глава четвертая. Священномученик Климент Римский Глава пятая. Книга «Пастырь» Ерма Глава шестая. Священномученик Игнатий Богоносец Глава седьмая. Священномученик Поликарп Смирнский Глава девятая. «Аверкиева эпитафия» Отдел второй. Церковная письменность апологетов [II–III вв.] Глава первая. Обзор апологетической письменности Глава вторая. Святой Кодрат, епископ Афинский и Магнезийский Глава третья. Святой мученик Иустин Философ Глава четвертая. Священноисповедник Феофил Антиохийский Глава шестая. Священномученик Ириней Лионский Глава седьмая. Священномученик Ипполит Римский Отдел третий. Церковная письменность в эпоху возникновения научного богословия [II – нач. IV ев.] Глава первая. У истоков научного богословия: решение методологических трудностей Глава вторая. Основные богословские направления и школы Глава третья. Климент Александрийский Глава четвертая. Ориген Глава пятая. Священномученик Дионисий Александрийский Глава шестая. Священномученик Мефодий Патарский Глава седьмая. Преподобномученик Лукиан Глава восьмая. Тертуллиан Глава девятая. Священномученик Киприан Карфагенский II период. Начало IV века (312 г.) середина IX века Отдел первый. Золотой век святоотеческой письменности [312 – 428/430 гг.] Глава первая. Границы золотого века и причины расцвета святоотеческой письменности Глава вторая. Обзор церковной ситуации между Первым и Вторым Вселенскими Соборами Глава третья. Епископ Евсевий Кесарийский Глава четвертая. Святитель Афанасий Великий Глава пятая. Святитель Кирилл Иерусалимский Глава шестая. Святитель Василий Великий Глава седьмая. Святитель Григорий Богослов Глава восьмая. Святитель Григорий Нисский Глава девятая. Святитель Епифаний Кипрский Глава десятая. Преподобный Ефрем Сирин Глава одиннадцатая. Святитель Иоанн Златоуст Глава двенадцатая. Святитель Иларий Пиктавийский Глава тринадцатая. Святитель Амвросий Медиоланский Глава четырнадцатая. Блаженный Иероним Стридонский Глава пятнадцатая. Блаженный Августин Иппонский Отдел второй. Церковная письменность в эпоху Христологических споров [V-VII вв.] Глава первая. Обзор эпохи Христологических споров Глава вторая. Святитель Кирилл Александрийский Глава третья. Блаженный Феодорит Кирский Глава четвертая. Святитель Лев Великий Глава пятая. Преподобный Викентий Леринский Глава шестая. Ареопагитский корпус Глава седьмая. Святитель Григорий Двоеслов Глава восьмая. Святитель Софроний Иерусалимский Глава девятая. Преподобный Максим Исповедник Глава десятая. Преподобный Анастасий Синаит Отдел третий. Церковная письменность на этапе защиты иконопочитания [VIII – середина IX вв.] Глава первая. Значение и особенности этапа защиты иконопочитания Глава вторая. Святитель Герман Константинопольский Глава третья. Преподобный Иоанн Дамаскин Глава четвертая. Священноисповедник Никифор Константинопольский Глава пятая. Преподобный Феодор Студит Отдел четвертый. Аскетическая письменность [IV–VIII вв.] Глава первая. Происхождение аскетической письменности и ее особенности Глава вторая. Преподобный Антоний Великий Глава третья. Преподобный Аммон Глава четвертая. Преподобный Пахомий Великий Глава пятая. Преподобный Макарий Великий Глава шестая. Авва Евагрий Понтийский Глава седьмая. Преподобный Марк Подвижник Глава восьмая. Преподобный Исихий Иерусалимский Глава девятая. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Глава десятая. Преподобный Нил Синайский Глава одиннадцатая. Преподобный Исидор Пелусиот Глава двенадцатая. Преподобный Исаия Отшельник Глава тринадцатая. Преподобный Венедикт Нурсийский Глава четырнадцатая. Святитель Григорий Турский Глава пятнадцатая. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк Глава шестнадцатая. Преподобный Дорофей Палестинский Глава семнадцатая. Преподобный Иоанн Лествичник Глава восемнадцатая. Преподобный Исаак Сирин Отдел пятый. Богослужебная письменность [IV – сер. IX вв.] Глава первая. Происхождение богослужебной письменности и ее особенности Глава третья. Святитель Андрей Критский Глава пятая. Преподобный Иосиф Песнописец Глава шестая. Преподобная инокиня Кассия III период. Середина IX века – середина XV века. Церковная письменность на закат Византийской империи Глава первая. Обзор церковной письменности заката Византийской империи Глава вторая. Святитель Фотий Константинопольский Глава третья. Св. Симеон Метафраст Глава четвертая. Преп. Симеон Новый Богослов Глава пятая. Блаженный Феофилакт Болгарский Глава шестая. Преподобномуч. Петр Дамаскин Глава седьмая. Преподобный Григорий Синаит Глава восьмая. Святитель Григорий Палама Глава девятая. Святой Николай Кавасила Глава десятая. Святитель Симеон Солунский Глава одиннадцатая. Святитель Марк Ефесский IV период. Середина XV века – начало XX века Церковная письменность Третьего Рима Глава первая. Введение Глава третья. Русская церковная письменность до 1917 года, в лице ее главных представителей V период. С начала XX века – до нашего времени Церковная письменность русского зарубежья Глава первая. Значение церковной письменности русского зарубежья Глава вторая. Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий) Глава третья. Архиепископ Феофан (Быстров) Глава четвертая. Святитель Серафим (Соболев) Глава пятая. Иван Александрович Ильин Глава седьмая. Протопресвитер Михаил Польский Глава восьмая. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Глава девятая. Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) Глава одиннадцатая. Николай Димитриевич Тальберг Глава двенадцатая. Архимандрит Константин (Зайцев) Глава тринадцатая. Архиепископ Аверкий (Таушев) Глава четырнадцатая. Иван Михайлович Андреевский Глава пятнадцатая. Митрополит Филарет (Вознесенский) Глава шестнадцатая. Валерия Константиновна Хёкке Глава семнадцатая. Протопресвитер Михаил Помазанский Глава восемнадцатая. Иеромонах Серафим (Роуз) Выводы Библиография Общая библиография Дополнительная библиография по русской церковной письменности Дополнительная библиография по церковной письменности русского зарубежья Библиография иностранной литературы Справочный аппарат Краткий терминологический словарь Summary  

 
Предисловие

Значение патрологии

Изучение наследия святых отцов имеет важнейшее значение для каждого сознательного православного христианина.

В жизнеописаниях и сочинениях святых отцов имеются ответы на любые теоретические и практические вопросы церковной жизни. Нет такой области вероучения, которой бы не коснулись отцы. Они богословствовали и наставляли, проповедовали и утешали, сочиняли богослужебные тексты и учили молитве, катехизировали оглашенных и обличали еретиков.

Разумеется, отеческие творения лучше изучать по первоисточникам, а не в пересказе. Но изучение первоисточников затруднено обширностью святоотеческого наследия и отсутствием многих сочинений в русском переводе. В связи с этим, в курсе патрологии предоставляется уникальная возможность обзорного знакомства с жизнеописаниями и церковно-литературным творчеством святых отцов.

Патрология призвана ввести в круг святоотеческого чтения и пробудить интерес к изучению первоисточников. Но главная задача современной патрологии – помочь православно жить и спасаться в условиях все большего отступления человечества от Христа.

Предмет патрологии в духовной школе

Изучение патрологии имеет первостепенное значение для будущих пастырей. Современные отцы-священнослужители и по наименованию своему «отцами», и по роду служения являются продолжателями дела святых отцов. Дабы успешно продолжать сие дело, пастырю необходимо изучить святоотеческий опыт. Этот опыт можно почерпать не только из сочинений, но и из жизнеописаний святых отцов. Пастырь призван научить пасомых пользоваться сокровищницей святоотеческого наследия, но для этого он сам должен быть опытно знаком с ним.

По этой причине в программу Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США) был введен предмет патрологии. Произошло это в 1950/51 учебном году. У истоков преподавания патрологии в нашей семинарии стояли такие известные церковные писатели и мыслители, как Иван Михайлович Андреевский и Иван Михайлович Концевич. В разное время патрологию в нашей семинарии преподавали проф. А.Α. Боголепов, прот. Гавриил Кин, иерод. Амвросий.

С 1959/60 учебного года предмет патрологии преподавал игумен Лавр, ныне митрополит, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Владыка Лавр преподавал патрологию до начала 1990-х годов, то есть более тридцати лет.

В течение этого времени митрополит Лавр пользовался для преподавания конспектом, составленным им на основе следующих источников: Проф. И.В. Попов, «Конспект лекций по патрологии», Сергиев Посад, 1916 год; «Свято-отеческая хрестоматия», Москва, 1895 год; проф. Л.И. Писарев. «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода», Казань, 1915 год; Архиеп. Филарет (Гумилевский), «Историческое учение об отцах Церкви», Санкт-Петербург. 1859 год; Сост. Η Соколов. «Церковно-историческая хрестоматия», Смоленск, 1913 год. Были использованы и другие источники на русском и английском языках.

В последние годы стали доступны как редкие дореволюционные руководства по патрологии, так и множество новоизданных пособий. Все это позволило проанализировать, исправить и дополнить некоторые патрологические данные в рамках нового учебника патрологии, названного «Путь святых отцов».

Об учебнике патрологии

Курс патрологии «Путь святых отцов» в настоящее время является учебным пособием Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле.

Данное издание осуществляется под общей редакцией митрополита Лавра, ректора семинарии. При составлении нашего курса, за основу были взяты принципы построения вышеупомянутого конспекта митрополита Лавра. Владыка Лавр дал множество ценных советов, сделал ряд важных поправок, а, кроме того, постоянно проявлял отеческую и архипастырскую заботу о создании условий, как для работы над учебником, так и для его скорейшей публикации.

Одной из наших задач было то, чтобы книгой «Путь святых отцов» могли пользоваться не только студенты духовных школ, но и все православные христиане, интересующиеся святоотеческим наследием. Для решения этой задачи, мы старались сделать содержание учебника достаточно ясным и простым, но в то же время емким и снабженным необходимым фактологическим материалом.

«Путь святых отцов» – это учебник, а не патрологическая энциклопедия, поэтому в него включены далеко не все святые отцы и церковные писатели. Подбор лиц, вошедших в наш курс, был обусловлен степенью их значимости для судеб церковной письменности. Наряду с великими учителями Церкви, в учебнике дается представление о тех малоизвестных авторах, церковно-литературное творчество коих важно для прослеживания путей развития      мысли и выяснения духа той или иной эпохи.

Из конспекта митрополита Лавра нами пересказаны некоторые фрагменты, а также заимствованы некоторые цитаты церковных авторов. По сравнению с конспектом митрополита Лавра (объем конспекта 130 страниц) наш курс патрологии значительно расширен. Если конспект митрополита Лавра кратко обозревал церковную письменность со II по X столетие, то наш обзор простирается до церковных писателей современности. Совершенно новым вкладом в дело изучения церковной письменности является последняя часть нашей книги – «Церковная письменность русского зарубежья».

Каждая глава нашей «Патрологии», посвященная тому или иному церковному писателю, разделена на три параграфа: «Жизнеописание», «Сочинения», «Учение». Параграф «Учение». в свою очередь, делится на пункты. К каждой главе прилагаются изображение изучаемого церковного писателя1 и краткая таблица, суммирующая основные сведения о его жизни и творчестве. Таблица может быть использована, как вопросник для закрепления пройденного материала. В разделе «Справочный аппарат» помещен «Именной указатель» и «Терминологический словарь», с последним рекомендуем ознакомиться до чтения «Патрологии».

Особенности и целевая направленность книги

Прежде всего нужно сказать, что автор старался быть объективным, но вероятно не избежал некоторого субъективизма. За это, а также за возможные неточности и ошибки, автор просит прощения у читателей.

При составлении курса патрологии автор стремился избегать излишней академичности и наукообразности. Но в то же время данный курс вряд ли может быть предложен в качестве катехизаторского пособия. Он рассчитан на православного читателя и предназначен в первую очередь тем, кто стремится жить сознательной христианской жизнью и служить Церкви.

Сведения о святых отцах, собранные в нашей книге, зачастую являются дополнением к агиографическим данным, которые, как предполагается, должны быть уже известны читателю из житийной литературы.

Помимо традиционных агиографических сведений, мы сообщаем малоизвестные факты. Воззрения святых отцов и церковных писателей представлены нами в контексте церковной ситуации, что необходимо для правильного анализа и оценки. Наряду с боговдохновенными мыслями святых отцов представлены их частные мнения и заблуждения.

Знакомство с таким материалом необходимо сознательным чадам Православной Церкви, так как им постоянно приходится отвечать на сложные вопросы, задаваемые новоначальными православными, а также инославными, инаковерующими и неверующими. Дабы дать исчерпывающие ответы на подобного рода вопросы нужно иметь представление о непростой и подчас драматической церковно-богословской борьбе, оружием коей являлось и является письменное слово.

Разумеется, духовная победа в этой борьбе всегда была и будет на стороне православных христиан. Однако, для того, чтобы наши действия были разумны и правильны, нужно тщательно изучать тактику и стратегию этой борьбы, должно рассматривать и вникать в то, каким путем шли к победе святые отцы и как они вновь и вновь достигали торжества Православия, несмотря на ожесточенную брань злых сил против Церкви Христовой.

Изучив наследие святых отцов, мы увидим, как из сочетания внешне весьма различного богословского опыта, дивно складывается соборность православной мысли; мы убедимся, что все святые отцы богословствовали во имя Истины, а не во имя свое. Потому-то их порой неодинаковый опыт сложился, благодатью Божией, в единое целое. Имя этого целого – Вселенское Православное Предание. Вот за это Священное Предание, однажды переданное святым, нам и должно учиться подвизаться (ср. Иуд. 1:3).

Если данный курс патрологии, неслучайно названный «Путь святых отцов», поможет хотя бы некоторым нашим читателям укрепиться на православно-отеческом пути, то мы будем считать, что поставленная цель, по милости Божией, достигнута.

Автор

* * *

1

Использованы иллюстрации из архива издательства, из фонда иконопис­ной мастерской Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, а также из источников: «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского», Москва, 1906–1911 гг., кн. 1–12, «Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви», Москва, 1995 г. и др. Часть иконописных прорисей исполнена Е. Пискаревой.


Источник: Путь святыхъ отцов : патрология / инок Всеволод (Филипьев) ; под общ. ред. митрополита Лавра Восточно-Американского и Нью-Йоркского. - Jordanville, N.Y. : Holy Trinity monastery, 2006. - 639 с.

Комментарии для сайта Cackle