Укрощение бури... (Мф. 8:23–26)
«Где являлись одни только чудеса, – говорит святой Златоуст, – там Господь дозволял быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там имел при Себе только подвижников вселенной», Своих апостолов. Как мудрый воспитатель детей, Он мало-помалу приучал их к трудам и опасностям их будущего служения, упованию на Его любовь и всемогущество и смирению в почестях.
Был уже вечер, когда Он отпустил народ, слушавший Его Божественные притчи, преподав ему Божие благословение и наставления. И КОГДА ВОШЕЛ ОН В ЛОДКУ, чтобы отплыть на восточный берег моря Галилейского, ЗА НИМ ПОСЛЕДОВАЛИ УЧЕНИКИ ЕГО, – не одни только апостолы, но вообще ученики, которые были ближе к Нему, чем множество народа. Апостолы вошли в одну лодку с Господом; другие поплыли на своих лодках, как говорит святой Марк: «с Ним были и другие лодки». Настала темная южная ночь. И ВОТ, СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ВОЛНЕНИЕ НА МОРЕ: неожиданно поднялась одна из тех страшных бурь, которые так обыкновенны на этом озере, окруженном ущельями гор. Опасность была страшная, лодку постоянно накреняло и заливало: ТАК ЧТО ЛОДКА ПОКРЫВАЛАСЬ ВОЛНАМИ. А Господь, утомленный трудами прошедшего дня, склонил Свою усталую главу к кожаному возглавию на корме лодки и спокойно заснул: А ОН СПАЛ. Своим примером Он хотел показать, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, если иметь мирную и чистую совесть. Правда, и пророк Иона заснул посреди такой же опасности, но – от помраченной совести, от духа уныния и тоски, которые овладели им; а Спаситель заснул с чистой совестью. Иона своим присутствием навлекал беду, – присутствие Иисуса Христа служило залогом и ручательством спасения от опасности. Но ученики этого не понимали. Для них в этом спокойном сне Господа и Учителя готовилось испытание их веры – «образ искушений, которые их ожидали в будущем, так как впоследствии Господь часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через это укреплял дух их. Если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, или не подумали бы, что Он может совершить такое чудо. Поэтому Он предался сну, дабы дать им время подвергнуться страху», познать свою немощь, навсегда запечатлеть это чудо в их памяти, научить их мужеству среди опасностей, а после избавления от опасности дать им сильнее почувствовать Его благодеяние. Итак, лодка, бывшая вероятно уже посередине озера, стала наполняться водой и тонуть. Искусство опытных рыбарей не помогало; вера учеников ослабела, и они решились, наконец, разбудить своего Божественного Учителя и Господа. ТОГДА УЧЕНИКИ ЕГО, ПОДОЙДЯ К НЕМУ,РАЗБУДИЛИ ЕГО И СКАЗАЛИ: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38), неужели Ты не заботишься, что мы погибаем? «Наставник! Наставник! погибаем! (Лк. 8:24). ГОСПОДИ! СПАСИ НАС, ПОГИБАЕМ".
Сколько страха слышится в этих тревожных возгласах! Но в них же слышится и борющаяся со страхом надежда на могущество Господа. «Хотя они, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю, но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены». И Господь пробудился от сна. С упреком любви Он успокаивает волнение их душ; И ГОВОРИТ ИМ: ЧТО ВЫ ТАК БОЯЗЛИВЫ, МАЛОВЕРНЫЕ? «Где вера ваша?» (Лк. 8:25). Как это могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит перед вами столько чудес? Если же Он не погибнет, то нечего бояться и вам. Сын Божий с вами, и с Ним вы всюду безопасны». Не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показали этим свою веру, но слово «погибаем» – уже не было от веры». Так маловерие привлекает опасности и страх помрачает веру даже избранных. Что же сказать о нашей слабой вере? Не относится ли этот упрек Господа в маловерии особенно к нам, грешным? И мы плывем по бурному морю житейскому; и нас обуревают волны искушений и напастей всяческих: не знаешь, как и откуда налетит беда... Отчего это? «Оттого, что в сердце твоем вера Иисусова дремлет. Когда пробуждается в тебе вера, тогда и среди бурных треволнений вода не зальет твоего корабля, твоя вера будет повелевать ветрами и волнами, и опасность минует» (блаженный Августин). Господь обещал пребывать с верующими до скончания века; Он с нами и около нас; а если так, то чего же нам бояться? Он не попустит искушений выше сил наших; зачем же мы забываем это? Неужели думаем, что Он спит, забыл нас, оставил?.. О, как же слаба наша вера в Него! Не слышишь ли глас Его: «что вы так боязливы, маловерные?» Се, Я с вами». Воззовем же к Нему из глубины сердца и Он услышит нас, как услышал Он вопли апостолов, и скажет властное слово Свое, и настанет в смущенной душе тишина велия... ПОТОМ ВСТАВ, – повествует святой Матфей, – поднялся Он на возвышение кормы и единым всемогущим словом Своим: «Умолкни, перестань!» – ЗАПРЕТИЛ ВЕТРАМ возмущать море, И МОРЮ, которое не сразу могло само собой успокоиться, повелел утихнуть. И, к изумлению апостолов, к изумлению всех прочих свидетелей чуда, СДЕЛАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ТИШИНА. «И Моисей некогда сотворил подобное чудо, – говорит святитель Златоуст, – но Моисей чудодействовал как раб, а Иисус Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но как Господь, повелевающий рабу, и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря совершенно утихла, так что не осталось никакого следа волнения.
И что было сказано о величии Отца Его, то Он опять явил в делах Своих. «Он речет», – говорит пророк об Отце – «и восстает бурный ветер» (Пс. 106:25); так и здесь говорится: сказал, – «и сделалась великая тишина». Поэтому-то особенно и удивлялись Ему люди, которые не удивлялись бы так, если бы Он поступил подобно Моисею». ЛЮДИ ЖЕ, – может быть те, которые плыли на других лодках, сопровождавших лодку Господа Иисуса, или все, которые находились с Ним в лодке, – УДИВЛЯЯСЬ (с удивлением стали боязливо переговариваться между собой), ГОВОРИЛИ: КТО ЭТО, что за всемогущее такое Лицо, ЧТО И ВЕТРЫ И МОРЕ ПОВИНУЮТСЯ ЕМУ? кто это, что повелевает стихиями и силами даже неразумной природы? «Сон и образ человеческий показывали в Нем Человека, а море и тишина являли в Нем Бога», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Церковь Христова подобна кораблю, на котором кормчий – Сам Христос, а мачта – Его спасительный крест. Сколько раз грозные волны еретических лжеучений захлестывали этот духовный корабль! Бывали времена, когда, казалось, Церковь Православная готова была погибнуть среди этих бурных волн, и однако же Она оставалась невредимой под водительством своего Небесного Кормчего – Господа Иисуса! Блажен, кто не покидает этого корабля Божия: он несомненно достигнет на нем тихой пристани Царства Небесного.