Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному... Кто слушает и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному (Мф. 7:24–29)
Знает Господь сердце человеческое; ведает наши нужды и заботы в этой многоскорбной жизни земной и потому, в заключение Своей Божественной беседы о Духе Своего Нового Завета, показывает, как сильна и полезна добродетель даже и в здешней жизни. «В чем же состоит эта сила добродетели? В том, – отвечает святитель Иоанн Златоуст, – что с ней живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим?» ИТАК ВСЯКОГО, – глаголет Господь, – КТО СЛУШАЕТ СЛОВА МОИ СИИ И ИСПОЛНЯЕТ ИХ, кто на самом деле исполняет, при Моей благодатной помощи, все заповеди Мои, УПОДОБЛЮ МУЖУ БЛАГОРАЗУМНОМУ (человеку благоразумному), КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДОМ СВОЙ, утвердил душу свою, НА КАМНЕ заповедей Моих, которые тверже и надежнее всякого камня, всяких человеческих умышлений; кто тщательно исполняет эти заповеди, тот препобеждает не только гонения от людей, но и все козни диавола. И ПОШЕЛ ДОЖДЬ искушений от падшего с неба диавола, И РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ – окружили отовсюду несчастья и злоключения от людей, научаемых диаволом, И ПОДУЛИ ВЕТРЫ клевет и всяческих оскорблений, поднялась буря страстных помыслов и грешных похотений в душе, И УСТРЕМИЛИСЬ НА ДОМ ТОТ – разом обрушились все эти беды и напасти на душу человека, во смирении сердца исполняющего заповеди Мои, И ОН НЕ УПАЛ (и она, эта верующая душа, устояла, нимало не поколебалась от приражения всех этих искушений), ПОТОМУ ЧТО ОСНОВАН БЫЛ НА КАМНЕ. «Так было с праведным Иовом; так было с апостолами, которые, при устремлении против них всех волн вселенной, и народов, и владык земных, не унывали духом, стояли крепче камня и победили всю вселенную.
Такого мужества, – говорит святитель Златоуст, – не дает нам ни богатство, ни крепость телесная, ни слава, ни могущество и ничто другое, а только одна добродетель. Желаешь ли и ты, чтобы тебя ничто не могло опечалить? Нужно только тебе оградить себя исполнением заповедей Христовых. Захочет ли враг отнять у тебя и имение? Но еще прежде его угрозы Христос заповедал тебе не давать никакой цены земным стяжаниям. Будет ли злословить тебя? Но Христос ограждает тебя Своей заповедью от огорчения и досады, повелевает тебе молиться за врагов твоих и обещает великую награду за одно терпение. Будет ли всячески досаждать тебе враг? Но тем самым он тебе же сплетает блистательный венец. Убьет тебя? Но через это он только приготовит тебе мученическую награду, поможет тебе откупиться от общего суда. Поистине, всего удивительнее то, что злые люди не только не вредят тем, которым стараются вредить, но еще через это больше их прославляют. Не напрасно святые отцы уподобляют скорби огню: один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Сказал Спаситель, что тесен и прискорбен путь добродетели, но вместе и утешил, показал великую безопасность и спокойствие на этом пути, и неминуемую опасность на пути широком. Как добродетель полезна даже для временной жизни, так и порок не только губителен в будущей жизни, но и вреден, опасен для жизни настоящей. А ВСЯКИЙ, КТО СЛУШАЕТ СИИ СЛОВА МОИ И НЕ ИСПОЛНЯЕТ ИХ, – говорит Господь, – УПОДОБИТСЯ (сам себя уподобляет) ЧЕЛОВЕКУ БЕЗРАССУДНОМУ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДОМ СВОЙ НА ПЕСКЕ: он думает найти свое счастье, свое спокойствие и довольство в пороке, но что может быть безрассуднее этого? «Еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28:1). Он трепещет теней, подозревает друзей и врагов, и знаемых и незнаемых, терпит муку прежде вечных мучений». Иудеи связали апостолов и привели на свое судище; апостолы дерзновенно заявляют им, что они не могут оставить свою проповедь. Что же Иудеи? Они в недоумении, они не знают, на что решиться: «что нам делать с этими людьми?» (Деян. 4:16), – говорят они. Вот как безсилен порок! «Тот, кто ударяет в адамант, сам поражается, – говорит Златоуст, – кто идет против рожна, сам получает жестокие раны. Так и злоумышляющий против добродетельных сам себя подвергает опасностям. Предтечу Иоанна никто не мог опечалить, напротив, он опечалил Ирода. Не имея ничего, Иоанн восстал против властелина, а властелин, облеченный в порфиру, трепещет и страшится его, и даже не может взирать без ужаса на отсеченную главу его». Так безсилен порок даже тогда, когда он, по-видимому, безопасен. Но что бывает с порочным, когда настанет час испытаний?
И ПОШЕЛ ДОЖДЬ, – говорит Спаситель, – И РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ, И ПОДУЛИ ВЕТРЫ (пришли всяческие искушения и превратности в жизни земной), И НАЛЕГЛИ НА ДОМ ТОТ, налегли всей своей тяжестью на храмину души того грешника, И ОН УПАЛ, не устоял он, И БЫЛО ПАДЕНИЕ ЕГО ВЕЛИКОЕ, падение было гибельным. «И в самом деле, – рассуждает святитель Златоуст, – здесь опасность угрожает не маловажным каким-нибудь вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных оных благ». Оттого и бывает великое падение: падает душа, слышавшая слово Божие, но не хотевшая исполнять его. Какую чудную силу имеет речь Спасителя в этих наглядных, поражающих душу образах! Его слушатели, Евреи, жили в стране, которая вся изрезана горами и холмами; горные речки и ручьи во время бездождия были сухими ложбинами; но вот с небес падал проливной дождь, и эти ложбины обращались в бурные потоки, которые стремительно уносили все, что попадалось им на пути. Можно ли было строить дом на крутом, песчаном берегу такого потока? И дома строили обыкновенно на скалах, чтобы поток не мог подмыть их и разрушить. Все это было хорошо известно слушателям Христовым, и вот они слышат из уст Божественного Учителя указание на эти грозные явления природы в поучение себе. Не знает человек, когда на него обрушится беда; он спокойно наслаждается жизнью, но вдруг над ним разражается гроза бедствий и, в одно мгновение, здоровье, счастье, богатство, спокойствие душевное – все может погибнуть. И вот, кто крепко стоит на камне заповедей Христовых, тот спокойно встретит все невзгоды, все беды и напасти; он знает, что Господь бодрствует над ним, не даст ему погибнуть, не попустит искушений выше сил; но что будет в годину искушений с тем, кто забыл Бога, кто все свое счастье полагает в благах земных? Увы, он впадает в отчаяние и погибает навеки! Вот какую спасительную силу имеют заповеди Христовы даже для временной жизни: без соблюдения их гибель угрожает нам на каждом шагу. Такими, для праведных отрадными, а для грешных грозными, уподоблениями закончил Господь наш Иисус Христос Свою великую Нагорную проповедь! Никогда еще ухо человеческое не слышало столь дивных глаголов жизни вечной; в глубоком благоговении внимал им народ; тысячи слушателей, устремив взоры на Божественного Учителя, воспринимали простым сердцем своим каждое слово благодати, исходившее из уст Его. И только тогда, когда смолкли Его Божественные уста, толпы заволновались, послышались выражения удивления, изумления, восторга. И, пишет святой евангелист, КОГДА ИИСУС ОКОНЧИЛ СЛОВА СИИ, НАРОД ДИВИЛСЯ УЧЕНИЮ ЕГО.
Не книжники и фарисеи дивились Его учению; если они и были тут, то только мучились от зависти, – дивился простой народ. И не красоте речей дивился этот незлобивый народ, а Божественной властности Его слова: ИБО ОН УЧИЛ ИХ, КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ, А НЕ КАК КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, эти сухие, гордые формалисты, которые высокомерно толковали и спорили о мелочах, о разных вымыслах человеческих, и не обращали внимания на самое главное – в чем сущность воли Божией и Божия Закона. А слово Христово было просто, важно, Божественно; оно было выше слова даже древних пророков: те говорили: «так говорит Господь», а Он, как Бог, говорит: «Я говорю вам». Он не только объясняет Закон, но и пополняет его, отменяет его устаревшие формы, раскрывает самый Дух Божественной истины. Он вещает как Бог – Законодатель и Судия.