Источник

Предсказание о лжепророках, о грядущих гонениях на апостолов и других бедствиях...  (Мф. 24:3–13)

С печальными мыслями и скорбными чувствами апостолы последовали за Господом из храма. Они не смели более нарушать безмолвие своего Учителя, молча взошли на одну из высот Елеона, которая была прямо против храма. На вершине горы все остановились: Господь сел отдохнуть. Не без чувства страха ближайшие и наиболее возлюбленные Господом апостолы, – Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, свидетели самых сокровенных деяний Учителя, – пользуясь отдалением прочих, подошли к Нему и, видя, что взоры Его устремлены на храм, решились предложить Ему томивший их вопрос: КОГДА ЖЕ СИДЕЛ ОН НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ, ТО ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ УЧЕНИКИ НАЕДИНЕ И СПРОСИЛИ: СКАЖИ НАМКОГДА ЭТО БУДЕТ? И КАКОЙ ПРИЗНАК ТВОЕГО ПРИШЕСТВИЯ И КОНЧИНЫ МИРА? «Наедине приступили, – говорит святитель Златоуст, – потому что имели намерение спросить о столь важных предметах. Ибо они нетерпеливо желали узнать о дне Его пришествия, так как сильно желали видеть ту славу, которая будет причиной безчисленных благ». Притом они были так уверены в неизменности ветхозаветных учреждений, что два события: разрушение храма и кончина мира в их мыслях соединялись в одно. Господь не благоволил дать прямой ответ на их вопрос. Позднее, после воскресения, Он сказал им прямо, что не их дело знать времена и лета, которые Отец Небесный положил в Своей власти; а теперь дал только ясно понять, что Его Второе пришествие и кончина мира последуют очень не скоро после разрушения Иерусалима. Он ясно сказал, что напрасно Иудеи думают, будто Мессия придет освободить их святой город: Иерусалим не избежит суда Божия за грехи свои. Одной чертой Он означает продолжение времени между судом над Иерусалимом и судом над миром, но как далеко простирается эта черта – Ему единому известно. «Иерусалим», – сказал Он, – «будет попираем язычниками» (как пленник попирается победителем), «доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24).

Этого указания, хотя и неопределенного, было достаточно, чтобы предостеречь учеников от многих искушений и бед. Для них наступало время разлуки с Господом, после которой они должны были сделаться учителями и вождями всех верующих, всей Церкви Христовой. А первые христиане во всех скорбях своих находили утешение в ожидании скорого пришествия Христова. Необходимо было предостеречь их, чтобы их не вовлек в обман какой-либо лжехристос, чтобы несбывшееся ожидание скорого пришествия Христова не охладило их веры и не погасило надежды, не потрясло самых оснований Церкви Христовой. И эти предостережения, эти указания Господь дает в Своей пророческой беседе о разрушении Иерусалима и последних днях мира. Оба эти события в речи Господа изображаются как бы на одной картине: многие события отдаленнейшие, имеющие совершиться при конце мира, представляются как бы современными разрушению святого града, и это потому, что суд Божий над Иерусалимом был прообразом, предзнаменованием грядущего последнего Суда Божия над миром. Тогда окончились судьбы Церкви Ветхозаветной, а в последнем Страшном Суде Божием завершатся судьбы Церкви Новозаветной. Связь этих двух великих событий неразрывная, а потому и в пророческой речи Господа они изображаются нераздельно, так что иногда трудно с точностью определить, к какому именно событию относятся те или другие слова Господа, и не все, даже древние, толкователи одинаково объясняют некоторые изречения Иисуса Христа и сами указывают на эту разницу. Должно помнить при этом, что перед очами Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Главные мысли этой речи, ее основной тон заключается в четырех наставлениях: «Берегитесь!», «Смотрите!», «Терпите!», «Молитесь!». ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: вы не напрасно заботитесь о будущем; по разлучении со Мной вас действительно ожидают многие искушения и соблазны. БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ КТО НЕ ПРЕЛЬСТИЛ ВАСотносительно Моего Второго пришествия. Скоро Я отойду к Моему Отцу; тогда ложь и обман усилятся до того, что явятся самозванцы-лжехристы: ИБО МНОГИЕ ПРИДУТ ПОД ИМЕНЕМ МОИМ, И БУДУТ ГОВОРИТЬ: «Я ХРИСТОС», настали времена Мессии. Немало найдется и таких, которые поверят им и обольстятся: И МНОГИХ ПРЕЛЬСТЯТ. Но вы не ходите вслед их – берегитесь! Это пророчество Господа сбылось вскоре после Его вознесения: явилось много лжехристов-обольстителей. «Страна, – говорит иудейский историк Флавий, – была полна чародеями, которые водили народ в пустыни, чтобы там показывать чудеса, производимые будто бы силой Божией».

Таковыми были Досифей Самарянин, называвший себя христом, Симон волхв, тоже Самарянин, хотевший купить за деньги дары Духа Святого и дерзко споривший с апостолом Петром; Менандр, ученик Симона, Февда, который увел за собой множество Иудеев на берег Иордана, обещая разделить воды подобно Илие и Елисею; какой-то египтянин, упоминаемый в книге «Деяния святых апостолов», и другие. «Война, как говорит Господь, будет двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов; но первая гораздо жестче, потому что откроется при обстоятельствах смутных и ужасных, когда люди будут находиться в страхе и смущении» (свт. Иоанн Златоуст). ТАКЖЕ УСЛЫШИТЕ О ВОЙНАХ И О ВОЕННЫХ СЛУХАХ. СМОТРИТЕ, и как бы ни были страшны эти слухи, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ, ИБО НАДЛЕЖИТ ВСЕМУ ТОМУ БЫТЬ. Не бойтесь, что при этом смятении прекратится проповедь Евангелия: все, что Я сказал, сбудется без всякого вреда для нее. «Если бы события происходили случайно, – говорит митрополит Филарет Московский, – то нельзя было бы поставить предел страху; но когда знаете, что все события, не только благоприятные, но и могущие потревожить и устрашить, каковы известия о «войнах и военных слухах», бывают как «надлежит быть», под невидимым управлением Промысла Божия, в направлении к благим целям Божеского мироправления, тогда хотя бы все народы мира восстали, чтобы устрашить вас, этот страх, если уповаете на Бога, может быть так мал, как малы пред Богом все народы, а они, по слову пророка, «как капля из ведра и... как пылинка на весах» (Ис. 40:15). Итак, храните веру, правду, упование на Бога, и не будьте боязливы, вверяя себя Божию Провидению»... «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». Святитель Филарет Московский замечает: «ум пытливый может сказать: каким образом «надлежит быть» и таким событиям, как брани, бедствия, страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения? Это возражение может показаться сильным, но на самом деле оно только дерзновенно, потому что через него земной прах покушается взлететь на небо, судить Творца и Судию мира и постигнуть тайны Его мироправления. Дадим совопроснику краткий ответ. Не слышал ли ты, что Христос о бранях и о бедствиях Своих последователей сказал: «надлежит всему тому быть»? Можешь ли сомневаться в том, что Христос есть самая Премудрость, самая Правда, самая Благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, «надлежит быть», то непременно бывает и будет сообразно с премудростью, правдой и благостью? Можешь это усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком».

«Господь говорит о тех войнах, которые имели быть в Палестине, а не во всех местах вселенной. Ибо какая нужда до них ученикам Его?» – замечает святитель Златоуст. НО ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ, не вдруг после этого настанет конец храму и городу. Придут бедствия еще большие: ИБО ВОССТАНЕТ НАРОД НА НАРОД, И ЦАРСТВО НА ЦАРСТВО; И БУДУТ ГЛАДЫМОРЫ (голод и мор) И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ПО МЕСТАМ и великие знамения на небесах будут. Но и эти ужасы, которые многими будут приняты за решительный признак пришествия Мессии, на самом деле будут только началом болезней рождения, первыми родовыми муками грядущих великих бедствий. ВСЕ ЖЕ ЭТО – НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ. «Господь предсказывает все это, – говорит святитель Златоуст, – в удостоверение того, что и Сам Он восстанет против Иудеев и будет воевать против них гладом, язвой, землетрясением; Он Сам попустит быть войнам и все это не просто случится, а по гневу Божию. Поэтому говорит, что это произойдет не случайно или внезапно, но со знамениями». И все это исполнилось в точности. Перед разрушением Иерусалима повсюду были смуты и раздоры. Возмутившись против Римлян, Иудеи перессорились между собой и прежде сражения с врагами кровь их полилась от междоусобиц. В Риме, по смерти Нерона, за полтора года сменились три императора, и каждая смена сопровождалась возмущениями войска и народа. Слухи об этих возмущениях доходили до Иудеи, и житель Иерусалима мог подумать, – везде кровопролития; настали последние времена! В книге «Деяния святых апостолов» мы читаем, что пророк Агав предсказывал голод в Иудее, который и был, по словам Иосифа Флавия, так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. С 41 по 45 год от Рождества Христова, следовательно, спустя семь или десять лет по вознесении Господнем, был четыре раза голод в Риме, Греции и Палестине. Были и опустошительные язвы, как пишут историки тех времен (Иосиф и Тацит). Были и землетрясения, которые разрушили города Лаодикию, Иераполь и Колоссы, и от которых пострадали: Смирна, Хиос, Милет и Самос. Кроме этих бедствий Господь являл особые, чудесные знамения правосудия Своего над Иерусалимом: целый год над ним виднелась комета наподобие меча, в храме ночью замечался свет дневной; от коровы, веденной на жертву в праздник опресноков, родился агнец; восточные врата храма, обитые медью, отворились в полночь сами собой, тогда как обыкновенно их с трудом могли отворять двадцать человек; в облаках представлялись колесницы и войска; в день Пятидесятницы, при входе священников в храм, слышан был необычайный шум и наконец раздельный голос: «прейдем отсюда!»

Так точно исполнилось слово Господа: «будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21:11). Господь сравнивает все эти бедствия, все эти страшные знамения с муками рождения по их тяжести и чувствительности. Предсказывая их, Он говорит ученикам Своим: не бойтесь этих бедствий, они неизбежны по судьбам Божиим. Прежде же всего того вам самим грозят великие опасности: будьте мужественны! Еще до начала всеобщих бедствий вы успеете испытать на себе все роды злоключений. При всей вашей невинности на вас обратится ненависть всех народов, злоба Иудеев и язычников. ТОГДА возложат на вас руки, и будут гнать вас, БУДУТ ПРЕДАВАТЬ ВАС НА МУЧЕНИЯ, поведут к царям и правителям, будут бить вас, заключать в темницы. В слепом исступлении от предрассудков самые близкие сродники, – родители, братья, друзья – сделаются вашими гонителями, предателями, убийцами. И будут УБИВАТЬ ВАС; И ВЫ БУДЕТЕ НЕНАВИДИМЫ ВСЕМИ НАРОДАМИ, но и при этом радуйтесь, ибо все это будете терпеть ЗА ИМЯ МОЕ. Самое имя ваше – христианин – будет ненавистно для Иудеев и язычников; но не унывайте; над вами будет Промысл и любовь Отца Небесного; без Его всемогущей воли не упадет с вашей головы ни один волос. И ТОГДА СОБЛАЗНЯТСЯ МНОГИЕ, и отпадут от веры; больнее и опаснее всех гонений будет то, что в это время любовь охладеет даже между своими, откроются раздоры и вражды, явятся изменники и предатели даже между присными в вере: И ДРУГ ДРУГА БУДУТ ПРЕДАВАТЬ, отрекшиеся от веры будут предавать оставшихся верными из угождения гонителям, будут указывать на своих прежних братии, на их жилища и убежища, дабы гонители могли и тех – или соблазнять, или мучить и убивать. И ВОЗНЕНАВИДЯТ ДРУГ ДРУГА, отвергшиеся от веры будут ненавидеть твердо пребывающих в вере, ибо последние своей твердостью будут обличать их измену; И МНОГИЕ ЛЖЕПРОРОКИ ВОССТАНУТ, как в среде самих верующих, так и в среде Иудеев, И ПРЕЛЬСТЯТ МНОГИХ своими лжеучениями и ересями. Взаимное доверие умалится, дружба и любовь оскудеют: И, ПО ПРИЧИНЕ УМНОЖЕНИЯ БЕЗЗАКОНИЯ, испорченности нравов, ВО МНОГИХ ОХЛАДЕЕТ ЛЮБОВЬ: чем больше будет грехов, тем меньше будет любви, так что и самая вера подвергнется затмению. Будут времена тяжкие, но вы, избранные Мои, должны искупать души терпением: ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ. Сохранивший веру, несмотря на все искушения, будет спасен. Все эти предсказания Господа исполнились на апостолах и верующих первых времен христианства; но все это еще повторится в большей мере в последние времена мира перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа.


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle