Письмо 138. Униату, о перемене веры
Кто-то из священников вашего города испугал тебя словами: «Проклят будет всякий, кто переменит веру, в которой рожден». Боясь проклятия, ты спрашиваешь, правда ли это.
Если бы это было так, тогда были бы прокляты все наши языческие предки, которые оставили веру в идолов и приняли христианство. Были бы прокляты – со страхом произношу эти слова – и святые апостолы, оставившие иудаизм и побудившие многих оставить его. Были бы прокляты и святые отцы наши, Кирилл и Мефодий, просветители славян, которые первыми принесли свечу истинной веры нашим славянским прадедам в Карпатах и Моравии. Был бы проклят и святой царь Борис295, крестивший болгар, и святой Григорий296, крестивший армян, и святая равноапостольная Нина297, крестившая грузин, и святой Патрик298, крестивший ирландцев, и святой князь Владимир, крестивший русских. Но если бы они были прокляты, кто был бы благословен? Страшно говорить о проклятии благословеннейших чад Божиих, да простит нам Господь.
Рассмотрим этот предмет с другой стороны. Может быть, тот, кто так испугал тебя проклятием, рассуждал так: «Я имел в виду не язычников, но крещеных христиан, то есть тех, кто, крестившись в одной христианской Церкви, переходит в другую». Что мы можем ответить на это? Помолимся Господу и спросим этого господина: если он был крещен в лютеранской Церкви, а затем оставил лютеранство и перешел в униатство, проклят ли он? Нет, тысячу раз нет, скажет господин.
Поэтому, когда ты услышишь от него такие слова, обратись на восток и скажи: «Воистину, нет проклятия на том, кто, будучи рожден униатом, вернулся к исконной вере своих предков – к православной вере, вере святых Кирилла и Мефодия, святого Владимира Киевского, святого Вацлава Чешского299, святого Прокопия Карпатского300, святого Бориса, святого Саввы Сербского, святого Петра Цетиньского301. Не проклят он, а благословен, так же как благословенны все эти святые мужи. А они благословенны в двух мирах – среди Ангелов небесных и среди народов Божиих на земле, ныне и вовеки. Аминь».
Мир тебе и радость от Господа.
* * *
Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 2/15 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 14/27 февраля, 11/24 мая) и Мефодий († 885; память 6/19 апреля, 11/24 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь.
Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября/13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян.
Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 14/27 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября, 26 ноября/9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.
Патрик Ирландский, епископ, просветитель Ирландии († ок. 460; память 17/30 марта), один из наиболее почитаемых Западной Церковью святых. Как указывает сам Патрик в своей «Исповеди», родом он происходил из юго-западной Британии, был сыном богатого декуриона Кальпурния, диакона местной Церкви. Шестнадцати лет был похищен ирландскими пиратами и шесть лет пас скот. Через десять лет по возвращении на родину вновь пленен морскими разбойниками и продан в Галлию, где его выкупил купец-христианин. Уразумев из всех этих событий Божественный Промысл о себе, Патрик решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв епископский сан от британских епископов, около 432 года он обратился с проповедью Евангелия к ирландцам, многих из которых крестил. Им было основано несколько монастырей (причем монахи были подготовлены к христианскому просвещению народа), изобретена ирландская азбука, он наладил связь с Британской и Галльской Церквами. Устроив Ирландскую Церковь с митрополией в городе Армахе, Патрик отошел ко Господу. В настоящее время день святого Патрика в Ирландии – государственный праздник.
Вацлав Чешский, мученик († 935; память 4/17 марта, 28 сентября/11 октября), князь-страстотерпец (в русский святцах – Венцеслав, Вячеслав), правивший с 924 года. Внук святой Людмилы (см. примечание 76). Несмотря на царский венец, подвизался подобно великим подвижникам, утверждал Православие в своем народе. Был очень справедлив и строго следил за тем, чтобы в судах никого не осуждали безвинно. По христолюбию и милосердию покупал языческих детей, которых продавали в рабство, крестил их и воспитывал как христиан. Перевел на чешский язык Евангелие от Иоанна. Брат Вацлава Болеслав, зазвав святого царя в гости в свой дворец, убил его и стал насаждать в стране католичество и приглашать священников-немцев.
…Святого Прокопия Карпатского"… Вероятно, имеется в виду Прокоп Богемский, Чешский († 1053; память 16/29 сентября), иеромонах, основатель Предтеченского монастыря на реке Сазава.
Святитель Петр Цетиньский, чудотворец, митрополит Черногорский († 1830; память 18/31 октября, Неделя третья по Пятидесятнице). Родился в сентябре 1748 года (или в апреле 1747) в Негушах от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины, урожденной Мартинович. Брат его деда Дамиана – знаменитый владыка Даниил (1700–1735; известен в числе прочего и тем, что в своей внешней политике переориентировался с католической Венеции на православную Россию) – стал первым Черногорским митрополитом и правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916 года. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя святителя Петра – Савва (1735–1750), и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику. С 1758 года десятилетний Петр стал жить в Цетиньском монастыре, где под руководством митрополита Саввы и инока Даниила, своего наставника, учился книжной премудрости. Принял монашество в двенадцать лет с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать был рукоположен в иеродиакона. Недолгое время учился в России, затем стал ближайшим помощником владыки Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре затем возвел в сан архимандрита. Митрополит Савва умер в 1781 году, а 13 октября 1784 года Петр I Петрович-Негош стал митрополитом и правителем Черногорским, Скендерийским и Приморским. Всю свою героическую и святую жизнь он посвятил Богу и народу. Примирял враждующие племена, отражал нападения внешних врагов, был собирателем сербских земель. Особенно он прославился после победы над войсками Наполеона (1804–1814; 1815) в Боке Которской и Далмации. После поражения русских войск под Фридландом в 1807 году и заключения Тильзитского мира, по которому Александр I (1801–1825) уступил Боку Которскую Наполеону, черногорцы остались один на один с французами в своей борьбе с ними. Однако десятитысячная французская армия была разбита в 1808 году, а затем в 1812 году черногорцы одержали победу над союзниками французов – турками. Таким образом стало возможным присоединение Боки Которской (то есть Приморья) к Черногории. Святитель Петр был Божиим человеком, исполненным любви и милосердия, боголюбия и человеколюбия. Смиренный и терпеливый /пастырь/, полагающий жизнь свою за овец» (ср.: Ин. 10, 11), постоянно подтверждал свою веру делами милосердия и любви. К себе – суровый и строгий, святой жил в тесной келии, как простой монах, несмотря на то что был правителем и митрополитом. Святитель Петр отошел ко Господу 18 октября 1830 года. Накануне продиктовал свое завещание черногорцам, в котором назначил своим преемником племянника Радивоя (Раде) – будущего великого черногорского поэта Петра II Петровича-Негоша (см. примечание 34). Заканчивалось завещание словами: «Да будет проклят тот, кто покусился бы отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России…». Своему племяннику перед смертью он сказал: «Молись Богу и держись России». Чудотворные нетленные мощи его почивают в Цетиньском монастыре (Цетинье – древняя столица Черногории).