А.С. Пушкин

Карамзин

Источник

.........печатью вольномыслия.

Болезнь остановила на время образ жизни, избранный мною. Я занемог гнилою горячкой. Лейтон за меня не отвечал. Семья моя была в отчаянье; но через шесть недель я выздоровел. Сия болезнь оставила во мне впечатление приятное. Друзья навещали меня довольно часто; их разговоры сокращали скучные вечера. Чувство выздоровления – одно из самых сладостных. Помню нетерпение, с которым ожидал я весны, хоть это время года обыкновенно наводит на меня тоску и даже вредит моему здоровью. Но душный воздух и закрытые окна так мне надоели во время болезни моей, что весна являлась моему воображению со всею поэтической своей прелестию. Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «Русской истории» Карамзина вышли в свет. Я прочел их в моей постеле с жадностию и со вниманием. Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) – пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили. Когда, по моем выздоровлении, я снова явился в свет, толки были во всей силе. Признаюсь, они были в состоянии отучить всякого от охоты к славе. Ничего не могу вообразить глупей светских суждений, которые удалось мне слышать насчет духа и слова «Истории» Карамзина. Одна дама, впрочем весьма почтенная, при мне, открыв вторую часть, прочла вслух: ""Владимир усыновил Святополка, однако не любил его...» Однако!.. Зачем не но? Однако! Как это глупо! чувствуете ли всю ничтожность вашего Карамзина? Однако!» – В журналах его не критиковали. Каченовский бросился на одно предисловие1.

У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина – зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Ноты2 «Русской истории» свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. – Молодые якобинцы3 негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий, казались им верхом варварства и унижения. Они забывали, что Карамзин печатал «Историю» свою в России; что государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности некоторым образом налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности. Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него? Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.

Некоторые из людей светских письменно критиковали Карамзина. Никита Муравьев, молодой человек, умный и пылкий, разобрал предисловие или введение: предисловие!.. Мих. Орлов в письме к Вяземскому пенял Карамзину, зачем в начале «Истории» не поместил он какой-нибудь блестящей гипотезы о происхождении славян, т. е. требовал романа в истории – ново и смело! Некоторые остряки за ужином переложили первые главы Тита Ливия слогом Карамзина. Римляне времен Тарквиния, не понимающие спасительной пользы самодержавия, и Брут, осуждающий на смерть своих сынов, ибо редко основатели республик славятся нежной чувствительностию, – конечно, были очень смешны. Мне приписали одну из лучших русских эпиграмм; это не лучшая черта моей жизни4.

* * *

...Кстати, замечательная черта. Однажды начал он при мне излагать свои любимые парадоксы. Оспоривая его, я сказал: «Итак, вы рабство предпочитаете свободе». Карамзин вспыхнул и назвал меня своим клеветником. Я замолчал, уважая самый гнев прекрасной души. Разговор переменился. Скоро Карамзину стало совестно, и, прощаясь со мною, как обыкновенно, упрекал меня, как бы сам извиняясь в своей горячности: «Вы сегодня сказали на меня то, чего ни Шихматов, ни Кутузов на меня не говорили»5. В течение шестилетнего знакомства только в этом случае упомянул он при мне о своих неприятелях, против которых не имел он, кажется, никакой злобы; не говорю уж о Шишкове, которого он просто полюбил. Однажды, отправляясь в Павловск и надевая свою ленту, он посмотрел на меня наискось и не мог удержаться от смеха. Я прыснул, и мы оба расхохотались...

* * *

1

Каченовский Михаил Трофимович (1775–1842)- историк, переводчик, критик, профессор Московского университета, редактор журнала «Вестник Европы». В серии статей-рецензий, помещенных в этом журнале, он подверг критике французские переводы предисловия к «Истории государства Российского», а также сам метод Карамзина. Каченовский – родоначальник «скептической школы» в русской историографии.

2

«Нотами» А. С. Пушкин называет обширные примечания к «Истории» Карамзина.

3

Речь идет о будущих декабристах, которые выступили с резкой критикой H. M. Карамзина. Некоторые из этих замечаний А. С. Пушкин приводит ниже. Подробнее см.: Декабристы – критики «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина // Литературное наследство. Т. 59. М., 1954. Более широкий контекст откликов современников представлен в книге В. П. Козлова «"История государства Российского» H. M. Карамзина в оценках современников» (М., 1989).

4

Речь идет об известной эпиграмме « В его «Истории» изящность, простота...». По мнению А. В. Гулыги, эта эпиграмма Пушкину не принадлежит (Гулыга А. В. Великий памятник // Карамзин H. M. История государства Российского в 12-ти т. Т. 1. М., 1989. С. 462–463).

5

Речь идет о недоброжелателях Карамзина – князе С. А. Ширинском-Шихматове и П. И. Кутузове (Голенищеве-Кутузове).


Источник: Консерватизм: pro et contra : Социально-политическое явление глазами его российских сторонников, критиков и отечественных ученых-исследователей : Антология / Русская христианская гуманитарная академия ; [Сост., вступ. ст., коммент. А.Я. Кожурина ; ред., предисл. А.А. Синицына]. - Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016. - 1119 с. (Серия "Русский путь") / А.С. Пушкин. Карамзин. 107-109 с.

Комментарии для сайта Cackle