Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Извеков Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889 г.

Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 годов

Источник

Содержание

Введение

Глава I. Епархиальное Управление Глава II. Белое духовенство Глава III. Материальный быт белого духовенства Глава IV. Монастыри и монашествующее духовенство Глава V. Религиозно-нравственное состояние паствы в Литовской Епархии Глава VI. Меры правительства в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием католицизма Глава VII. Церкви Глава VIII. Богослужение Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Заключение Приложение Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Используемая литература  

 
Введение

25 марта 1889 исполнилось пятьдесят лет с того знаменательного события, когда 1,5 миллиона униатов бывшего Великого Княжества Литовского и Белоруссии, отторгнутые в 1596 году от православия к единению с Римом посредством насилия, коварства, лести и обмана, были приведены обратно к церкви православной. Событие это, должно было иметь весьма важное значение, как в церковном, так и политическом отношении, так как предполагалось, что через него должны были разрушиться вековые усилия поляков католиков совершенно уничтожить всякие следы православия в этих странах и порваться те связи, которые дотоле крепко соединяли западнорусский народ с польщизной и католицизмом. Как подготовлялось это воссоединение униатов с православною церковью и как оно совершилось в 1839 году, об этом было много говорено в речах1 и писано в статьях, брошюрах и целых книгах,2 которые были составлены по поводу пятидесятилетнего юбилея означенного события. В своем месте и мы скажем об этом, по лишь настолько подробно, насколько это отвечает цели нашего труда, которая состоит в том, чтобы, на основании фактических данных, показать, насколько преуспело за 50 лет дело православия и русской народности в Литовской епархии и, следовательно, насколько оправдались те надежды, которые возлагались на это воссоединение униатов как церковью, так и правительством.

Настоящий наш труд является завершением всех появившихся в печати наших работ по истории православной церкви в Литовской епархии, каковы: «Краткий исторический очерк Виленского женского училища духовного ведомства», г. Вильна 1886 год; «Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский», г. Вильна 1889 год; «Некоторые черты деятельности Высокопреосвященного Макария (Булгакова) по управлению Литовской епархией», Сергиев Посад 1892 год; «Несколько документов по вопросу об открытии в Вильне Духовной академии», 1893 год, Сергиев Посад; «История Литовской духовной семинарии». г. Вильна. 1892 год; «Статистическое описание православных приходов Литовской епархии», г. Вильна 1893 год; «Печальная страница из истории церкви в северо-западном крае», Русское Обозрение, 1894 год, ноябрь; «Пятидесятилетие со дня перенесения в Вильну Литовской православной кафедры», Русское Слово, 1895 год, № 124; «Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский и Виленский», Москва, 1896 год; «Митрополит Макарий в его деятельности по управлению Литовской епархией». Христианское Чтение за 1898 год, январь–февраль; «Религиозно-нравственное состояние православного населения в северо-западном крае», Московские Церковные Ведомости, 1898 год, № 37–40.

Говорить о важности и интересе настоящего труда нашего нет надобности. «Historai est magistra vitae»3; и потому, если общество находит для себя поучительный интерес в обозрении жизни и деятельности известной отдельной личности, особенно подвизавшейся на важном общественном поприще, то, тем более, поучительным и интересным должно представляться для каждого истинно русского человека обозрение того, что предпринималось и что сделано для преуспеяния православия и дела русской народности в течение пятидесятилетнего периода времени в одной из важнейших областей нашего обширного отечества. 

Главнейшим и преимущественным источником для составления настоящего труда послужили данные, извлеченные нами из архивов Литовской духов, консистории, св. Синода и Литовских епархиальных архиереев. Из печатных произведений для нас особенно важное значение имели только записки митрополита Иосифа. (Издание Академии Наук 1883 год), хотя, впрочем, сими записками, как историческим материалом, приходилось пользоваться с осторожностью, так как они носят во многих местах заметный отпечаток субъективного взгляда автора их на положение дела в том или другом случае, и на то или другое лицо, с которым митрополиту Иосифу приходилось соприкасаться в своей деятельности, и потому они не всегда изображают положение дела и оценку известной личности в настоящем свете.4

Что касается до сочинений г. Киприановича: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение униатов с православною церковью в 1839» Вильна, 1893 год и «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени», Вильна, 1895 год, которые, судя по их названию, могли бы служить для нас наиболее полезными источниками, то, на самом деле, они оказались для нас малополезными, потому что первое сочинение г. Киприановича преимущественно составлено по тем же запискам митрополита Иосифа, которыми и мы пользовались, при чем нельзя не поставить в упрек означенному автору, что он слишком доверчиво отнесся к сим запискам, а потому самый его труд страдает недостатком беспристрастия и объективности. Другое же его сочинение чисто компилятивного свойства и научного достоинства не имеет.

Указания вообще на все печатные источники, которыми мы пользовались при составлении нашего труда, будем делать попутно, при самом сообщении известного сведения, взятого из того или другого источника. Во избежание же чрезвычайной пестроты на страницах, которая неизбежно явилась бы при указании номеров всех рассмотренных нами архивных дел,5 будем цитировать только некоторые.

* * *

1

См. книгу: «Торжество пятидесятилетия воссоединения униатов с православной церковью. 8 Июня 1889 года в Вильне и других местах Западной России». Г. Вильна. 1889 год.

2

Такова, например, книга г. Киприановича: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 году».

3

История – учитель жизни (лат.)

4

Записки другого деятеля при воссоединении униатов, архиепископа Полоцкого Василия Душинского (см. Православный Собеседник 1884–1885 года) отличаются еще большим субъективизмом, так что не мало подрывают доверие к тому, что автор говорит о положении дела православия в северо-западном крае, вообще, и в Полоцкой епархии, в частности. Такова, например, стр. 423.

5

Из одного архива Литовской духовной консистории нами пересмотрено более 2200 Дел.


Источник: Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889 г. / [Соч.] Пресвитера Моск. придвор. Благовещ. собора магистра богословия Н.Д. Извекова. - Москва: печатня А.И. Снегиревой, 1899. - [2], II, 522, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle