Азбука веры Православная библиотека священник Михаил Желтов Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях

Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях

Источник

Традиционные византийские чины обручения и венчания в своих основных частях сложились не позднее конца VIII в.: так, эти чины приводятся, например, в знаменитой рукописи Евхология Vatican. Barberini gr. 336, кон. VIII в. В последующей рукописной традиции они претерпели существенную трансформацию. Различные редакции этих чинов отличаются большой вариативностью – в первую очередь, за счет пополнения первоначальной константинопольской основы различными молитвами, а также за счет включения в состав чина венчания тех или иных дополнительных элементов (одной из подобных пополненных редакций и соответствуют чины обручения и венчания в современных печатных богослужебных книгах). Среди тех добавочных, которые пополняют древнюю константинопольскую основу этих чинов, одни были написаны в позднейшую эпоху, другие происходят из древних неконстантинопольских традиций – иерусалимской, александрийской и иных.

В славянских рукописях чины обручения и венчания также вариативны, хотя и в значительно меньшей степени по сравнению с греческими. изучение различных славянских версий этих чинов представляет интерес как для истории славянских литургических традиций, так и для установления соотношений между различными греческими редакциями церковных чинопоследований вступления в брак. В научной литературе вопрос о славянских версиях чинов обручения и венчания освещен крайне мало. Вслед за монографией Н. М. Одинцова, посвященной различным богослужебным чинам (в том числе обручению и венчанию) на Руси до XV в., к этому вопросу обращался А. А. Дмитриевский, который в своей пространной реплике на книгу Одинцова исследовал особенности этих чинов на Руси в XV в. (сам Дмитриевский полагал, что вполне выявил особенности этих чинов на Руси в XIV–XV в., но в действительности среди использованных им русских рукописей были лишь списки XV в.: цитируемый Дмитриевским Служебник Синодальной типографии № 129 (ныне – РГАДА. Син. тип. № 42) датируется не XIV в. (как у Дмитриевского), а 1-й половиной XV в.), а в своей диссертации о русском богослужении XVI в. подробно рассмотрел практику совершения этих чинов в соответствующий период. Сведения о русской литургической традиции до XVI в. содержатся также в «истории Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, но в вопросе о чинах обручения и венчания в русских Служебниках и Требниках XIV–XVI в. он полностью основывается на работах Одинцова и Дмитриевского, а также на выписках из двух рукописей патриаршего (Синодального) собрания – № 601 и 598, – приведенных в описании прот. А. В. Горского и К. И. Невоструева. После этого к чинам обручения и венчания в славянской рукописной традиции исследователи почти не обращались на протяжении целого столетия.

Нами было проведено исследование наиболее ранних славянских списков чинов обручения и венчания – десяти рукописей (четырех древнерусских и шести южнославянских) XIV в. Результаты наших наблюдений вкратце сводятся к следующему:

1) Все известные древнейшие славянские списки чинов обручения и венчания содержат тот тип пополнений, который исследователями греческой рукописной традиции этих чинов – Г. Бальданца, Г. Пассарелли, С. Паренти и др. – был определен как константинопольский. Однако состав древнейших славянских версий чинов обручения и венчания не ограничивается пополнениями константинопольского типа – рукописи также содержат, во-первых, молитвы, дополняющие древнейшую константинопольскую основу чина венчания; во-вторых, службу чтений (т. е. зачала из апостола и евангелия и сопровождающие их тексты); в-третьих, усложненную заключительную часть чина венчания.

2) Набор дополнительных молитв в славянских списках отнюдь не проявляет того разнообразия, который присущ греческим Евхологиям. Эти молитвы могут быть разделены на две категории: a) дополняющие основную часть чина венчания и б) расширяющие заключительную часть чина. Наибольший интерес представляют дополнительные молитвы категории a), каковых в славянских рукописях всего три. Расположение этих молитв в рамках чина венчания в списках варьируется.

3) Более существенным, чем положение дополнительных молитв в чине венчания, является положение службы чтений в составе этого чина. в этом отношении славянские списки XIV в. можно разделить на три класса. в одних рукописях служба чтений вовсе отсутствует, в других она расположена в начальной части чина, в третьих – после возложения венцов.

На основе более детального анализа материала славянских рукописей можно предложить следующую предварительную схему развития чина венчания в славянской традиции до XIV в. включительно: 1) перевод (или исправление более раннего перевода, о котором сказать ничего нельзя по причине отсутствия данных) чинов обручения и венчания в их константинопольской редакции рубежа X–XI в., осуществленный, вероятно, в XI в.; 2) интерполяция службы чтений в начало чина венчания, состоявшаяся не позднее рубежа XIII–XIV в. – возможно, в ходе литургической деятельности болгарских книжников на Афоне в XIII в.; 3) перестановка службы чтений в центр чина венчания, произошедшая не позднее 1-й половины XIV в. под влиянием греческой традиции «смешанного» типа. Дальнейшее исследование требует текстологического анализа молитв по всем спискам.


Источник: Желтов М.С. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2009. № 37. С. 41–42.

Комментарии для сайта Cackle