Азбука веры Православная библиотека священник Михаил Желтов Римский папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров

Римский папа – автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров

Источник

Как известно, литургия Преждеосвященных Даров, в течение уже многих столетий употребляемая в Православной Церкви в качестве литургии будних дней Великого поста, в современной традиции носит имя свт. Григория Двоеслова, то есть св. Григория Великого, папы Римского. Однако, ни в корпусе сочинений св. Григория, ни в Сакраментарии, составление которого ему приписывается, никаких параллелей с константинопольским чином литургии Преждеосвященных Даров нет. Единственная аналогия – служба Великой пятницы согласно Сакраментарию Григория, когда (единственный раз в году!) верные причащаются не во время полной мессы, а Преждеосвященными Дарами, но и здесь, несмотря на сходство самой идеи заменить полную евхаристическую службу особой службой Преждеосвященных, видно разительное несходство с константинопольским чином – ни одна из молитв службы Великой пятницы по Сакраментарию Григория не находит себе соответствия в константинопольской литургии Преждеосвященных Даров. В Константинополе же эта литургия была всем прекрасно знакома уже, по крайней мере, в 615 году, когда, по сообщению «Пасхальной хроники», в ее чин было внесено песнопение «Νῦν αἱ δυνάμεις τῶν οὐρανῶν» (Chronicon paschale / ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. Bd. 1. S. 706). Маловероятно, чтобы чин, якобы написанный в самом конце VI века (время понтификата свт. Григория) в Риме, так быстро стал общепринятым в Константинополе.

Дальнейшее знакомство с источниками – в первую очередь, с литургическими рукописями, – показывает, что аттрибуция литургии Преждеосвященных Даров свт. Григорию возникла весьма поздно – ни один памятник старше XVI века не называет св. Григория автором литургии. Напротив, в тех сравнительно редких случаях, когда греческие, славянские и грузинские рукописи Евхология старше этого времени указывают какую-либо аттрибуцию (чаще ее нет вовсе – литургия называется или «службой Преждеосвященных», или «службой Великого поста»), в качестве имен авторов литургии Преждеосвященных Даров называются свтт. Василий Великий, Епифаний Кипрский или Герман I Константинопольский. Небезынтересно, что один из наиболее авторитетных византийских толкователей богослужения блж. Симеон Солунский в начале XV века писал: «Литургия Преждеосвященных дошла до нас от древности и от преемников апостольских» (PG. 155. Col. 904), также ничего не сообщая о свт. Григории.

Первые рукописи с именем свт. Григория как автора литургии Преждеосвященных Даров появляются в XVI веке (например, Athen. B.N. 766, Ath. Dyonis. 469, Ath. Cutlum. 341). О том, что эта аттрибуция появляется где-то в конце XV – начале XVI веков, свидетельствует то, что, с одной стороны, блж. Симеон об этой аттрибуции еще ничего не знает, с другой – в некоторых славянских рукописях XVI века первоначально выписанное имя свтт. Василия или Епифания исправлено на имя свт. Григория. Так, в рукописи БАН. 21. 4. 13 чин литургии Преждеосвященных Даров надписан так (орфография упрощена): «Устав божественные службы Преждеосвященных святого преподобного отца нашего святителя Епифания Кипрского. Инииж поведуют зложеннеи быти ей Агкафаном папа римским. И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение». Итак, здесь утверждается, что мысль об авторстве свт. Григория пришла с Афона. Это позволило нам предположить, почему именно имя свт. Григория было выбрано святогорскими монахами в качестве аттрибуции литургии, как правило, ничьего имени в рукописях не носящей.

Как известно, помимо двух полных литургий, носящих имена свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста, в Церкви в древности употреблялся и целый ряд других (обычно в каждой местности был свой авторитетный евхаристический чин). В послеиконоборческое время две указанные литургии сделались основными повсюду в греческом, а также и славянском, и грузинском православном мире. Однако в XI веке в грекоязычных Церквах еще могли иногда совершаться, помимо литургий свтт. Василия и Иоанна, и некоторые другие – например, литургии апп. Марка и Иакова. Небезызвестна была византийцам и римская месса, молитвы которой были переведены на греческий и помещены в рамки византийского литургийного чина. Эта византинизированная версия мессы получила наименование литургии ап. Петра. Известно более десяти рукописей (греческих, славянских, грузинских) этой литургии. Кроме литургии ап. Петра, в трех греческих рукописях сохранился и менее византинизированный вариант греческого перевода римской мессы, и вот этот-то вариант и носит имя свт. Григория Великого. Поскольку принципиальной разницы между литургией ап. Петра и литургией свт. Григория нет, понятно, что и литургия ап. Петра вполне могла называться именем самого великого из редакторов и авторов евхаристического чина Римской Церкви – свт. Григория.

В XI веке литургия ап. Петра совершалась, вместе с литургиями свтт. Василия и Иоанна и ап. Иакова, и на Афоне – об этом упоминает прп. Евфимий Мтацминдели в одном из своих посланий. Не могли тогда не знать святогорцы и о собственно латинской мессе – тесные связи афонского монашества с Западом в XI–XII веках общеизвестны. После IV Крестового похода и разорения Афона в середине XIII века Святая Гора вновь населяется монахами, в основном – из Малой Азии. Новые афонское монашество уже не имело контактов с Западом и совершало службы уже не в соответствии с одной из редакций Студийского устава (как святогорцы XI–XII веков), а в соответствии с несколько более поздним Иерусалимским уставом. Исчезла из святогорской практики и литургия ап. Петра/свт. Григория. Но, как нам кажется, свт. Григория могли по традиции еще долго упоминать как автора одной из литургий. Если наше предположение верно, то причина появления в XV–XVI веках современной аттрибуции у литургии Преждеосвященных Даров понятна: с одной стороны, безымянная литургия, с другой – свт. Григорий, упоминаемый наряду со свтт. Василием Великим и Иоанном Златоустом как автор некой литургии. Возникнув на Афоне, который после окончательного падения Византии стал главным центром передачи литургической информации в православном мире, новая аттрибуция литургии получила широкое распространение. Дальнейшее исследование подтвердит или опровергнет наше предположение.


Источник: Желтов М.С. Римский папа – автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византийский временник. 2004. Т. 64 (89). С. 61-63.

Комментарии для сайта Cackle