Источник

а. Предварительное замечание о начале рода человеческого и о первой чете (ст. 1–2)

Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека… (Ст. 1). С какой целью Моисей повторяет о создании человека? С той, чтобы в начале родословия людского поставить Бога, как первоначальный источник естества человеческого, и как бы главного родоначальника людей; подобно тому как, и Евангелист Лука родословие человеческое возводит до Бога178.

по подобию Божию создал его… Зачем Моисей повторяет о создании Адама по подобию Божию? Затем, чтобы, приступая к повествованию о размножении людей, отличить первосозданного богоподобного человека от грешных и несовершенных потомков его. Посему-то, – сказавши, что первый человек был по подобию и образу Божию, – далее делает нарочитое примечание, что Адам родил сына по подобию своему и образу своему, т.е. такого же грешного и падшего, каков был сам179.

Мужчину и женщину сотворил Бог и благословил их … (Ст. 2). С каким намерением Моисей повторяет здесь снова свое сказание о создании двух полов? Приступая к родословию человеческого рода, он хочет показать, что после первого человека, происшедшего непосредственного от Бога, все последовавшие затем люди размножились путем естественного нарождения от одной четы людской, получившей от Бога благословение на размножение своего рода. Этим вступительным замечанием своим Моисей опровергает весьма важные заблуждения: например, будто бы род людской есть только высшее и дальнейшее развитие породы животных (произошел от обезьян; – Дарвин); и будто бы различные племена людские имеют своих отдельных родоначальников.

б. Родословие патриархов от Адама до Еноха (ст. 3–20)

Как исчисляются допотопные патриархи? … (Ст. 3–32). Адам180, Сиф181, Енос182, Каинан183, Малелеиль184, Иаред185, Енох186, Мафусал187, Ламех188, Ной189.

По какой линии ведется у Моисея родословие допотопных патриархов? поскольку до рождения каждого из них полагается весьма значительное время в жизни их отцов190; то невероятно, чтобы до сего возраста у патриархов вовсе не было детей. Это открывает нам, что родословие допотопных патриархов ведется не по прямой линии от отца к старшему сыну, а вводится в него только такие лица, которые составляют преемственный ряд прямых предков Ноя, а чрез него Авраама – отца Евреев, а чрез него Мессии – Иисуса Христа191.

Как должно понимать, и чем объяснить долголетие патриархов? Как ни удивительно сие долголетие для нашего времени, мы не имеем никакого основания и права понимать его иначе, как в прямом и буквальном смысле. Предположение, что в жизни патриархов берутся у Моисея годы вместо месяцев, по подобию египетского летоисчисления, оказывается совершенно нелепым. По этому предположению жизнь первых людей была бы гораздо более удивительна по своей скоротечности, чем по долголетию. Патриархи, рождавшие детей по обыкновенному летоисчислению Моисееву – 130-ти, 79-ти, 70-ти и т.д. лет, оказывались бы отцами в детском почти возрасте; а от создания мира до потопа пришлось бы считать только около 138-ми лет (по евр. летоисчислению). Если долголетие патриархов трудно изъяснить известными теперь естественными причинами, то не нужно забывать, что в тогдашнее время вся вообще природа, в особенности же человеческая природа – не была еще так расслаблена грехом прародительским, как наша; ибо еще не так удалена была от времени первобытной невинности. Главною же причиною долголетия патриархов было конечно особенное промышление Божие. С одной стороны, Господь устроял сие долголетие для размножения рода человеческого, а с другой – для сохранения чистых преданий относительно истинного богопознания и богопочтения, на каковых преданиях должны были утверждаться в последующие века все судьбы рода человеческого. Моисеево сказание о долголетии допотопных патриархов подтверждается многочисленными преданиями у народов языческих…

Достойно примечания, что и в наши времена бывают удивительные примеры долголетия.

в. Святость и прославление Еноха (ст. 21–24)

Какой был образ кончины Еноховой? В писании говорится, что не стало Еноха, потому что Бог взял его. (Ст. 24). Сими словами писания не означается обыкновенная только смерть Еноха, потому что Моисей сказал бы тогда об Енохе так же, как и о всех прочих патриархах, что он умер; во-вторых, взятие Еноха изображается как награда за его святую жизнь, какая же награда была бы Еноху – смерть, которая есть общий удел всех людей, и грешных и праведных? В-третьих, о чудесном вознесении Илии пророка на небо говорится в писании так же, что Господь взял его192; имеем право заключить отсюда, что и патриарх Енох взят был живой на небо. В-четвертых, Св. Ап. Павел своими ясными и прямыми словами не оставляет по сему предмету ни малейшего сомнения. Он говорит: верою Енох переселен так, что не видел смерти193. Чудесное вознесение Еноха есть поразительный пример, уверяющий в блаженном бессмертии, к которому предназначены все люди194.

Гл. VI. Усиление пороков на земле и избрание Ноя для сохранения веры и церкви

а. Причины погибели первого мира (Ст. 1–4)

Когда люди начали умножаться … тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…. (Ст. 1, 2). Кого разумеет Моисей под сынами Божиими и дочерями человеческими? Свв. Отцы – Златоуст, Кирилл Александрийский и Феодорит под сынами Божиими разумеют благочестивых потомков Сифа195, а под дщерями человеческими – женщин из развратного потомства Каинова.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками симипусть будут они их сто двадцать лет. (Ст. 3). Сие не то значит, что жизнь человеческую Господь сокращает до 120-тилетнего периода196, а то, как учат отцы церкви (Златоуст, Иероним и Августин), что Господь назначил 120-летний срок для покаяния допотопным людям. Срок сей объявлен был, по всей вероятности, чрез Ноя, которого Ап. Павел называет проповедником правды197.

В то время были на земле исполины… (Ст. 4). По мнению блаж. Феодорита, которое он основывает на указаниях Свящ. Писания198, под исполинами надо разуметь некоторых великорослых людей, коих дерзость и насилия произвели страшное расстройство в семейном быту и в общественной жизни199. Есть многочисленные указания на великанов в преданиях народных. Гигантские скелеты, находимые в земле, тоже свидетельствуют о древних исполинах.

б. Божие предопределение о потопе (Ст. 5–8)

И увидел Господьи раскаялся, что создал человека на земле (Ст. 5–6). В каком смысле приписывается Господу раскаяние, по-видимому вовсе ему несвойственное? Конечно в смысле переносном и метафорическом, ибо Бог не человек, – чтобы раскаяться Ему200. Мысль сей метафоры та, что развращение допотопных людей было так велико, что не осталось никакого места Божию милосердию, так что сам Бог, ни в чем не раскаивающийся, как бы пожалел, что создал человека.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человековскотов, и гадов, и птиц небесных… (Ст. 7). Зачем на истребление с человеком осуждается и тварь несмысленная? поскольку она была для человеческой потребности201. Страдания неразумной твари должны были усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и соделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства202.

в. Избрание Ноя для сохранения рода человеческого и других тварей

Но с тобою (Ной) Я поставлю завет мой: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих. (Ст. 18). Завет Бога с Ноем, по объяснению толкователей, имел сокровенный смысл. Под образом сохранения дома Ноева, Бог обещал благодатное чрез его племя избавление всего рода человеческого203. По изъяснению Ап. Петра, ковчег Ноев был прообразом церкви, спасающей нас благодатными водами крещения204.

Введи также в ковчегвсех животныхпо паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского. (Ст. 19). Собрание животных из разных стран света к ковчегу Ноеву произошло, конечно, по особенному усмотрению Создателя, который вложил некоторый сокровенный инстинкт в животных, приведший их в одно место. Периодически путешествия, совершаемые и в нынешние времена перелетными птицами чрез огромные моря и отдаленные страны, внушают не меньшее удивление. Но как могли уместиться в ковчеге вошедшие в него многочисленные породы животных с потребным для них количеством пищи? Сие удобно могло случиться, если, во-первых, припомним величину ковчега. Он был длиною более 65 саж., шириною более 10, а высотою более 6 саж.205; так что вместимость его простиралась до 1,600,000 куб. фут206. Во-вторых, полагать можно, что если не все, то некоторые породы животных взяты Ноем еще в неразвитом состоянии (детенышами) и в мелких формах. Что касается пищи животных, то будучи без движения и в смятенном состоянии, они могли довольствоваться и небольшим количеством ее. Опыты над животными совершенно подтверждают сие предположение. По мнению блаж. Феодорита, звери в ковчеге питались только травой и семенами207.

Гл. VIII, 18–22. Гл. IX. Возобновление благословений и обетований Божиих после потопа и пророчество Ноя о судьбе сыновей его

а. Исход из ковчега (VIII, 15–19)

И вышел Нойи все зверивышли из ковчегаи устроил Ной жертвенник Господу … (Ст. 20). Какого рода был жертвенник Ноев? О жертвеннике здесь упоминается в первый раз, но конечно устроение жертвенника не было изобретением Ноевым. Каин и Авель без сомнения приносили свои жертвы на жертвенниках, воздвигнутых в известном месте, назначенном для религиозных действий. Благодарность за свое спасение побудила Ноя воздвигнуть сей жертвенник. Вероятно, он был дерновой, или земляной208.

И обонял Господь приятное благоухание жертвы Ноевой … (Ст. 21). Какая мысль выражается под образом обоняния Господом жертвы Ноевой? Сими метафорическими словами выражается та мысль, что Бог одобряет Ноеву благопризнательность, – «не дымом усладившись, – как рассуждает блаж. Феодорит, – но похвалив расположение принесшего»209.

и сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его… Как будто Бог не хочет проклинать земли по той самой причине, по которой прежде проклинал ее? В словах Господних не та заключается мысль, будто Он не хочет наказывать землю по той причине, что помышление сердца человеческого – зло от юности его, а совсем друга, – именно та, что Господь, умилостивленный жертвой Ноевой, обещается более не проклинать земли за то, что помышления сердца человеческого – зло от отрочества его, т.е. за нравственную испорченность людей210. Очевидно, что столь великую силу возымела жертва Ноева потому, что была прообразом великой крестной жертвы, принесенной за весь род человеческий Спасителем Иисусом Христом.

и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Не обещает ли Бог совершенной ненаказанности за зло? Нет, – Он обещает только не наказывать всей земли из-за человека, и притом всеобщими каким-нибудь наказанием, подобным потопу. Между тем частные наказания отдельных стран и людей остаются по-прежнему, – как то мы видим в примерах сожженного Содома, а также Египта, пораженного казнями при Фараоне, в нынешних моровых поветриях, землетрясениях и т.п.

Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Ст. 22). Так порядок времен года продолжится только во дни земли. Когда же дни земли кончатся, т.е. когда настанет кончина века и преобразование мира, тогда не будет и времен года, а установится на земле некоторый другой дивный порядок211.

б. Благословение Божие относительно умножения рода человеческого и обладания тварями (IX, 1–7)

И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: да страшится и да трепещут вас вси звери земные… (LX, 1.2). Благословение Божие об обладании тварями, что нового содержит после потопа? Новое то, что повиновение и подчинение человеку тварей основывается уже на страхе перед ним, тогда как прежде (до падения человека) сего страх не было, и животные спокойно и кротко подчинялись человеку, как богоподобному своему владыке. Страх и отчуждение животных перед нами, как пред врагами своими, должны напоминать нам, что мы лишись через грех части своих богоподобных совершенств.

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу … (Ст. 3). Почему Господь назначает человеку в пищу после потопа и животных, тогда как прежде назначал одну растительную пищу212? Потому что климатические условия жизни изменились на земле после потопа, и самая земля стала менее плодородна, а силы человеческие сделались слабее. Святые отцы полагают еще и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения животных; потому что, – рассуждает блаж. Феодорит, – крайнего маломыслия дело – поклоняться тому, что употребляется в пищу213.

Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте… (Ст. 4). Почему запрещено было употреблять в пищу кровь животных? Так как кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателем214, то запрещение вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству. Посему то, конечно, законом о крови животных поставлен рядом и в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития215.

Кроме сего закон о крови животных имел в Ветхом Завете обрядовое и вместе прообразовательное значение. Поскольку кровь животных, при жертвоприношениях, должна была умолять у алтаря о душах людских216, а сие конечно потому, что она прообразовала кровь Иисуса Христа, то Господь и усвояет ее Себе, воспрещая вкушать ее людям217.

в. Благодатный завет Бога с людьми и значение сего завета (IX, 8–17)

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот Я поставляю завет Мой с вамичто не будет уже потопа на опустошение земли … (Ст. 8.9.11). В чем состоит сущность послепотопного завета Божия с людьми? Повидмому Господь обещает только, что земля не будет более опустошаема водами потопа, но это только видимая сторона завета Божия; ибо на каком же именно основании правосудный Бог обещает целость и безопасность греховному миру? Очевидно, что это обещание в сущности своей есть повторение Богом всех обетований о победоносном Семени Жены, т.е. ради того Господь не хочет более истреблять людей, что не хочет изменить своему древнему обещанию послать Спасителя роду человеческому.

И с птицами, и со скотами, и со зверями земными … (Ст. 10). Что значит, что в завет свой с человеком Бог включить и животных? Сие не потому, конечно, чтобы животные сами по себе могли сознательно участвовать в сем завете, или к чему-нибудь обязывались; но единственно по тесной и неразрывной связи между царством природы и царством благодати. Как прежде за беззакония людские погибли животные; так теперь, по причине безопасности людей, возвещается безопасность и неразумным тварям. Для заключения же союза Господь обращается к одному человеку, как царю природы, и как бы в знак особенного к нему благоволения – обещается охранять и его владения.

И сказалБог: вот знамение завета Моего: Я полагаю радугу Мою в облаке … (Ст. 12.13). Какое таинственное значение радуги? «Радуга, принятая знаком послепотопного завета Божия, есть изображение царства Сына Божия, нисходящего с неба на землю; так представляется она в видениях Иезекииля и Иоанна218.

И будет, когдаявится радуга в облакеЯ вспомню завет Мойвечный … (Ст. 14.15.16). Радуга, как естественное явление природы, что уверительного заключала в себе насчет того, что потопа не будет? Когда все небо покрыто тучами, и дождь идет сплошною массою по всему видимому горизонту (как было пред началом потопа), то радуги быть не может, поскольку она происходит вследствие преломления лучей солнечных в дождевых каплях. И так, при всяком своем появлении, радуга свидетельствует о присутствии на небе солнца, и, значит, об исчезновении закрывавших его туч. – и, значит, при взгляде на нее, страх потопа не должен иметь места.

г. История Ноя и сыновей его после потопа (IX, 18–27)

Ной проспался от винаи сказал: проклят Ханаан! … (Ст. 24. 25). Почему за поступок Хама Ной проклинает сына Хамова? Сие он делает, уважая в Хаме благословение Божие, полученное им при исшествии из ковчега219, и провидя, что полным наследником нечестия Хамова будет сын его Ханаан220. Евреи говорят, что Ханаан первый увидел наготу своего деда, и сказал о том отцу своему221.

раб рабов будет Ханаан у братьев своих, т.е. презреннейшим будет рабом; потомки Ханаановы некогда очутятся в самом унизительном рабстве у потомков Сима и Иафета.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов! … (Ст. 26). Ной как бы так говорил в пророчественном духе: «Благословен Господь Бог, которому будут истинно служить, и который Сам явится у Сима»222, т.е. в потомстве Симовом (у Евреев) будет сохраняться истинное богопознание и богослужение, и из сего же племени воплотится Спаситель мира223.

Ханаан же будет рабом ему! … Когда Ханаан сделался рабом Симовым? Сие исполнилось чрез 800 лет, когда Израильтяне (потомки Сима) завоевали землю Ханаанскую, покорили 30 ее царей, избили жителей острием меча, или же сделали данниками, а Гаваонитян употребили на самое низкое служение при скинии – под именем нетинеев, или данников224. Впоследствии Соломон на всех Хананеев, оставшихся свободными, наложил самое тяжелое ярмо рабства225.

Да распространит Бог Иафета! … (Ст. 27). «Действительно, потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов»226.

и да вселится он (Иафет) в шатрах Симовых! … Когда Иафет вселился в шатрах Симовых? Сие вселение было, во-первых, политическое, т. е. завоевание областей, принадлежавших потомству Симову, как например при разрушении ассирийской монархии Мидянами и их союзниками Вавилонянами, или в то время, когда Греки и Римляне производили свои завоевания в Азии. О сих завоеваниях пророчествовал впоследствии и Валаам, говоря: придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера, т.е. покорят Ассириян и прочие народы, обитавшие по ту сторону Евфрата227. Во-вторых, вселение Иафета в шатрах Симовых было нравственное или религиозное, и произошло тогда, когда европейские народы (потомки Иафета) вступили в лоно церкви Христовой.

Ханаан же будет рабом ему (Иафету)! Когда Ханаан сделался рабом Иафету? «Сие было, когда Македоняне и Римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон, с их поселениями в других странах»228.

Гл. IX, 1–9. Смешение языков и рассеяние народов

На всей земле был один язык и одно наречие … (Ст. 1). Какой был первоначальный и всеобщий язык рода человеческого? … Конечно тот самый, на котором говорил Адам, и который чрез Мафусаила, прадеда Ноева, дошел до времен потопных, а чрез Ноя сохранился до Авраама, – язык же Авраамова есть язык еврейский. О первобытности и всеобщности языка еврейского во всем роде человеческом можно заключать из происхождения и этимологического значения многих еврейских имен, как допотопных (напр., Адам, Ева, Каин, Сиф и др.), так и послепотопных (напр., Вавилон, Фалек, Авраам, Исаак, Иаков), и многих тому подобных. Корни и значение всех сих слов чисто еврейские229.

Двинувшись с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину. (Ст. 2). Откуда именно с востока двинулись послепотопные люди? Т.е. из восточных областей Армении к югу, в землю Сеннаар. На языке библейском под именем Востока нередко разумеют все страны, находящиеся по берегам Евфрата230, потому что страны сии лежали по отношению к святой земле действительно на востоке.

И сказали они: построим себе город и башнюдо небес … (Ст. 4). Какая усматривается цель Вавилонского столпотворения? Кроме суетного и тщеславного желания приобресть себе славу в потомстве231, вместо возвещенного Богом рабства и унижения, Нимроиды обнаружили построением Вавилонской башни и другое богопротивное стремление. Назначив сию башню средоточным пунктом, который был бы видим из отдаленных местностей и всем известен по своей громадности, потомки Ханаана желали предотвратить от себя возвещенный им устами праотца Ноя суд Божий о рассеянии по всей земле. По общему почти мнению толкователей, Хамово племя принимало самое горячее участие в столпотворении232. О сем – по-видимому – дается разуметь само слово Божие, называя строителей башни сынами человеческими, как бы в отличие от сынов Божиих, т.е. благочестивых потомков Сима233. Полагают еще (Иосиф Флав.), что башня Вавилонская делалась на случай нового потопа. Дабы можно было в ней укрыться.

И сказал ГосподьСойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого … (Ст. 6. 7). Что значит, что Господь говорит о Себе во множественном числе: «сойдем, смешаем?» … «Без сомнения к равночестным сказаны сии слова» – говорит Златоуст, т.е. Богом Отцом сказано это Богу Сыну и Богу Духу Святому234. Подобно сему и при сотворении человека Бог говорит сотворим человека по образу Нашему и по подобию235.

И рассеял людей Господь из земли Сеннаар по всей земле (Ст. 8). Как и от чего произошло смешение языков? Это было чудесное событие, происшедшее ведомым единому Богу способом. Измышляемые натуралистами естественные причины сего смешения недостаточны к объяснению онаго.

Они сводятся к трем главным группам, и полагаются: во-первых – в разности климатов, среди которых поселились люди, во-вторых – к изменчивости человеческих понятий, и вообще в непостоянстве природы человеческой, и в-третьих – во взаимных сношениях между разноплеменными нациями, и взаимном их влиянии друг на друга. Но все эти причины, могшие иметь некоторое влияние на осложнение человеческих наречий, не исчерпывают и не объясняет той глубокой розни, какая существует между различными человеческими языками, как живыми, так и мертвыми; и ни история, ни филология не знает ни одного языка, из которого, как из основного источника, могли бы произведены быть не только все отдельные языки, но и группы языков236.

Там (в Вавилоне) смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их (людей) по всей земли … (Ст. 9). Какие цели и благотворные намерения Божии открываются в смешении языков, и во всемирном рассеянии народов? Кроме ближайшей цели наказать гордость и тщеславие вавилонских столпотворителей, дальнейшие премудрые цели Божии могли быть следующие: а) дать более простора и свободы отдельным племенам людским в раскрытии их национального духа, под управлением своих отдельных властителей, и при различных общественных и климатических условиях; б) предупредить крайнее и всеобщее развращение людей, которое могло быть для них неизбежно вследствие их политического единства и однородности нравов и обычаев (не было ли это именно обстоятельство причиною всеобщего допотопного развращения?); в) наконец предотвратить раздоры из-за поземельных владений – в случае сгущения людских поколений вблизи одного центра.

* * *

178

III, 23–28.

179

Фил – Зап на Кн. Быт. Bible Alioli t.l.p. 105

180

Ж. 930 л. ст 5

181

Ж. 912 л – ст.8

182

Ж. 905 л – ст.11

183

Ж. 910 л – ст.14

184

Ж. 895 л – ст. 17

185

Ж. 962 л – ст. 20

186

Ж. 365 л – ст. 23

187

Ж. 969 л – ст.27

188

Ж. 777 л – ст. 31

189

Ж. 950 л. – IX, 29

190

Напр., Сиф родился у Адама на 230-м году его жизни; Енос у Сифа – на 205 году; Каинан у Еноса – на 120-м году и т.д.

191

Посему то конечно Моисей устраняет вовсе из родословия не только потомков Каина, но из многих сынов и дщерей Адамовых (ст.4) берет только Сифа, из многочисленных же сынов и дщерей Сифовых упоминает только об Еносе; из детей же Еносовых записывает только Каинана и т.д.

192

4Цар II, ст. 5.9.10.

195

См. Феодор. – вопр. 48 на Быт.

196

См. ниж. XI, 10–32.

199

Прот. Богословский – Свящ. Истор.

201

Прот. Богословский – Свящ. Истор.

202

Федор. – вопр. 57 на Быт.

203

Зап. на Кн. Быт.

205

Быт VI, 15. См Свящ. Ист. – Богословского

206

Филар. – Библ. Ист. и Зап. на Кн. Быт.

207

Вопр. 52 на Быт.

209

Вопр. 54 на Быт.

210

Филар. – Зап. на Кн. Быт.

212

Выш. Быт. 1:29.

213

Вопр. 56 на Быт.

214

Срав. Лев XVII, 11 14.

215

Быт. IX, ст. 5 и 6. Вкушая мясо без крови, вкушаешь их некоторым образом, как овощи, – говорит блаж. Феодорит, – потому что овощ неодушевлен, а если вкушаешь с кровью, то съедаешь как бы душу, т.е. жизнь (Вопр. 55 на Быт.).

217

Curs Complect., t. V. p. 305 Филар. – Библ. Ист. И Зап. на Кн. Быт. Ни что закон о крови животных не имел какого-нибудь всеобщего нравственного значения для всех времен и народов, в роде заповедей десятисловия, – это видно из того, что сам Господь не распространяет сего закона на язычников. (Второз. XIV, 21). Если же Апостолы на соборе Иерусалимском положили, чтобы новокрестящиеся язычники воздерживались от крови животных (Деян. 15:20), то сие только на первых порах, чтобы не уязвлять совести, и не соблазнять христиан иудействющих. Ибо аще брашно соблазняет брата моего, – говорит Ап. Павел, – то не только крови, но и вообще мяса не имам ясти во веки. (1Кор. VIII. 13).

218

Иез. I, 28. Апокал. IV, 3. См. Библ. Ист. – Филар.

219

Выше ст. 1.

220

Богословский – Свящ. Ист. В. Зав.

221

Зап. на Кн. Быт.

222

Богословский – Свящ. Ист. В. Зав.

223

См. у Феодор.

224

Ездр. VIII, 20. Феодор.

226

Зап. на Кн. Бытия.

228

Зап. на Кн. Быт.

229

Августин, Ориген, Златоуст, Дюдор и Иероним. См. Curs Compl, t. V, p. 335. В разных преданиях можно находить следы библейского сказания о бывшем единстве языка человеческого и рассеянии народов. Эти предания сохранились у многих языческих народов. Евсевий делает замечательные в сем отношении ссылки на языческих писателей Евполема и Абидена (Приуготов. Еванг., кн. IX, гл. 24). Таковые же предания находим и у философа Платона (Plat. in Pohc. Phil de confus. ling.) «Город Вавилон, – говорит Евполем (у Евсевия), – был некогда основан спасшимися от потопа людьми. Это были гиганты. Они воздвигли величайшую башню, которая низвергнута была божественным могуществом. После чего гиганты рассеялись по всей земле». Другой языческий писатель говорит еще определеннее (у того же Евсевия): «Есть предание. Что первые люди, происшедшие из земли, возгордившись своими силами и своим высоким ростом, воздвигли огромную башню – в местах, где ныне находится Вавилон. Поскольку же сия башня касалась почти до небес, то ветры, пришедшие на помощь богам, ниспровергли все сии работы; развалины же получили имя Вавилона. До сих пор у людей был один язык; но боги разделили его на многие и различные языки». Замечательно вообще то обстоятельство, что все события первого мира, – как-то творение мира, невинное и блаженное состояние первых людей, падение, долгая жизнь патриархов, развращение людей и наказание потопом, число спасенных в ковчеге, даже некоторые частные обстоятельства, сопровождающие потоп, например, голубь, выпущенный из ковчега, жертва Ноева, радуга, – о чем Гомер почти так же говорит, как Моисей, – опьянение Ноя, различное поведение его детей, словом все события включительно до вавилонского столпотворения повторяются единогласно в преданиях у всех народов. Между тем, как дальнейшие события, последовавшие за столпотворением, сосредоточиваются в отдельных историях у каждого частного народа, и не имеют ничего общего, – несомненный признак, что когда-то была одна и та же общая история у всего рода человеческого и один общий язык.

231

Злат., Авг., Феодор.

232

Августин, Иосиф

233

Ср. VI, 2 Curs. Compl, t. V, p. 347. Bible Allioli, t. I, p. 128 Bible a la Haye. t. I, p. 128 Зап. на кн. Быт. – Филар.

234

Бесед. На Кн. Быт. 30, стр. 1722.

236

«Очевидно, – говорит Гердер, – что разделение рода человеческого произошло внезапно, не так, что люди сами и добровольно изменили свою речь, но неожиданно и по необходимости они отделились одни от других». Таково вообще искренне убеждение филологов, которых менее всего можно заподозрить в предубеждении относительно повествования Моисеева (Bible Allioli, 1868 an., t. I, p. 129).


Источник: Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева, составленное протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим Синодом для употребления в Духовных Семинариях в качестве учебнаго руководства. - 5-е изд. – Губ. гор. Владимир : Тип-Литография Н.А. Паркова, 1896. - 288, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle