Источник

Обозрение законоположительных священных книг Ветхого Завета

Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг

В ветхом завете законоположительными книгами называются пять книг Моисеевых – Бытии, Исход, Левит, Числ и Второзаконие, поскольку они содержат основные законы нравственной и гражданской жизни, равно как религиозные обряды ветхозаветных людей.

Первоначальная их нераздельность и название Пятокнижия

Свои творения Моисей писал по мере сообщаемых ему откровений Божиих, которые Господь повелевал записывать ему в книгу вместе с повествованиями о народе Божием63; так что все писания Моисеевы первоначально составляли один кодекс откровений Божиих и одну нераздельную книгу, известную под именем Тора, что значит закон, или же под именем Книги Моисеевой64. Пять отделений этого единичного творения Моисеева у древних Иудеев озаглавливались просто начальными словами каждого отделения; но впоследствии каждая книга Моисеева получила наименование от своего содержания, а совокупность сих книг стали называть Пятокнижием. Все сии наименования, равно как и самое Пятокнижие (Πεντάτευχον, от πέντε – пять и τεύχος – орудие, книга), суть греческого происхождения, и вероятно даны книгам Моисеевым семьюдесятью толковниками, при переводе их с еврейского подлинника65.

Сведения о писателе Пятокнижия

Писатель Пятокнижия есть Моисей, законодатель и вождь народа еврейского. Это видно –

а) Из многих мест самою Пятокнижия, где говорится, что Господь повелел Моисею записать в книгу то или другое, находящееся в Пятокнижии, например вероломство Амаликитян, их поражение и будущую судьбу66, также законы синайские и различные богоявления, бывшие Моисею67. Также Бог повелел записать станы еврейские в Аравии68. Говорится также о книге закона, которую Моисей напасал, потом дополнил и отдал на хранение священникам и т. д.69

б) Затем во всех почти книгах ветхого и нового завета можно найти более или менее ясное указание на Моисея, как писателя Пятокнижия. Для примера можно указать из книги Иисуса Навина то место, где Господь завещал сему преемнику Моисея, чтобы он хранил и творил, «яже заповеда Моисей раб его, и чтобы не отступала книга закона Моисеева от уст его»70. Можно также указать на книгу Ездры, где говорится о книге Моисеевой и о писанном законе Моисея, человека Божия71. Из нового же завета всего примечательнее слова Спасителя Саддукеям: «несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине, яко же рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль»72; также слова ап. Иакова о Моисее, что он „по всем градом проповедающие его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый»73.

в) Кроме непрерывного и единодушного предания церкви христианской и иудейской о происхождении Пятокнижия именно от Моисея, весьма важно в сем отношении свидетельство Самарян, древней секты иудейской, содержавшей Пятокнижие как священную книгу закона, начертанную руками Моисея, пророка Божия. Не маловажны также я многочисленные свидетельства языческих писателей о Моисее, как законодателе и писателе еврейского народа74.

г)      Наконец самый характер описываемых в Пятокнижии древнейших нравов я обычаев яз времен патриархальных, равно как и бесчисленные подробности, касающиеся многочисленных обстоятельств из жизни Моисеевой, – все это указывает на древнейшего писателя Пятокнижия и на очевидца описываемых в нем событий, т. е. на Моисея. Некоторые только незначительные дополнения и пояснения могли быть сделаны в его книгах позднейшими боговдохновенными продолжателями я хранителями Свящ. Писания, наприм., Иисусом Навином и Ездрою75.

* * *

65

Однакоже в древних манускриптах перевода LXX– Ватиканском и Александрийском – нет нынешних наименований книг Моисеевых. Но как бы то ни было, разделение Пятокнижия на пять отдельных книг бесспорно древнее времен Иосифа Флавия; ибо он, в первой книге своей против Апиона (cap. 2), говорит о сем разделении, как о вещи общепринятой.

73

Деян. 15:21. Многочисленные свидетельства из ветхого и нового заветов и писателе Пятокнижия можно найти во Введ. В Прав. Богосл. – преосв. Макария – в статье о подлинности Пятокнижия Моисеева.

74

Все сии свидетельства собраны во Введ. В Прав. Богосл. – преосв. Мак. равно и у Glair’a в его Introduction historique et critique et coet. T. III. p. 19.

75

Так, напр., Быт. 13:18. Сравн. Иис. Нав. 14:15, 15:13. Быт. 36:31–39. Сравн. 1Пар. 1:43–54. Исх. 16:35. Срав. 35. Срав. Нав. 5:12. Втор. 34.


Источник: Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева, составленное протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим Синодом для употребления в Духовных Семинариях в качестве учебнаго руководства. - 5-е изд. – Губ. гор. Владимир : Тип-Литография Н.А. Паркова, 1896. - 288, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle