Источник

Второе послание Апостола Петра

Время и место написания послания

О времени и месте написания второго послания Апостола Петра имеются следующие данные. «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как Господь наш Иисус Христос открыл мне», – пишет Св. Апостол во втором своем послании (2Пет. 1:14). Значит, это послание было отправлено незадолго до его смерти, случившейся по преданию в 67-м году христианской эры. И как первое послание Ап. Петра относится ко времени между 63-м и 64-м годами, то второе следует относить ко времени около 66-го года. А так как последние годы своей жизни Св. Ап. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где и скончался мученически вместе с Ап. Павлом; то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Поскольку же в нем он ничего не говорит еще о своем темничном заключении, то, вероятно, послание им написано несколько ранее своих уз.

Отношение 2-го послания Петрова к 1-му и к посланию Апостола Иуды

«Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл» – так пишет Св. Ап. Петр во втором своем послании (2Пет. 3:1), и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба они имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума и совести к духовному трезвению или, как выражается сам Апостол, к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых, а также глаголов пророческих и апостольских (2Пет. 3:2). Таким образом второе его послание, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение первых его наставлений, имевшее особенным поводом своим близкую кончину Апостола и полученные им откровения о грядущих опасностях и испытаниях церкви Божией и о вторжении в ограду ее волков лютых, в лице лжепророков и безнравственных лжеучителей. Справедливо называть второе послание Апостола Петра предсмертным его завещанием, в котором он, с одной стороны – приводит на память духовным чадам свои прежние наставления, а с другой – предупреждает о грядущих опасностях и искушениях, возбуждая их к мужеству и осторожности и воспламеняя веру во Христа Иисуса.

Читая вторую главу 2-го Петрова послания и сравнивая ее с посланием Св. Ап. Иуды, нельзя не заметить между ними величайшего сходства. Сходство открывается не только в мыслях, но и в выражениях; оба Апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христианской. В объяснение сего сходства совершенно напрасно прибегают к предложению, что который либо из Апостолов заимствовал к предложению, что который либо их Апостолов заимствовал один у другого. Если по свидетельству истории (Евс. III, 20), жизнь Св. Ап. Иуды могла продолжаться до последних годов первого столетия; то весьма естественно, что он был свидетелем исполнения пророчества Петрова о появлении еретиков в церквях малоазийских (2Пет. 3:3), и это самое исполнение пророчества было для него побуждением к написанию своего послания, в котором он мог употребить и действительно употребляет для изображения явившихся еретиков такие же точно черты, какие употреблял и Ап. Петр, чем ясно подтвердил верность апостольского предсказания (Иуд. 17 и 18).

Последовательный экзегетический анализ послания

Краткое послание Св. Ап. Петра, имеющее, как выше было замечено, характер предсмертного завещания духовным чадам, заключается в трех главах, из коих первую можно назвать наставительно, вторую предупредительной, а третью пророческой.

Глава первая (наставительная)

В надписании (2Пет. 1:1, 2) назвавши себя «рабом и апостолом Иисуса Христа», а своих читателей возвышая до себя, как принявших одинаковую с ним «и равно драгоценную веру», Св. Петр так приветствует их: «благодать и мир вам да умножится в послании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего». Сим как бы хочет он сказать, что чем совершеннее и полнее делается в нас познание о Боге и Христе Иисусе, тем в большем изобилии даруются нам благословения духовные.

Далее Св. Апостол предлагает лестницу деятельного восхождения от совершенства к совершенству христианскому (2Пет. 2:3–9). Мысли его текут таким образом. Точно также, как Господь Бог благость свою до того к нам простер, что даровал в религии Спасителя нашего Иисуса Христа все средства для святой и благочестивой жизни и даже дал нам возможность быть «причастниками божеского естества», – и мы с своей стороны должны прилагать все старание, чтобы все более и более возрастать в христианских совершенствах. «Покажите в вере вашей добродетель». Здесь предлагаются как бы границы, или самые общие и крайние черты христианской нравственности: вера берется как основание и начало, а продолжение ее указывается в том, что она должна быть деятельна. За верой должны следовать усилия доказать ее на самом деле. «На первом месте вера, так как она основание и опора добра. На втором месте добродетель, т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков, вера мертва» (Феофилакт). В добродетели же покажите разум, или рассудительность: ибо только при ясном и отчетливом разумении того, что есть истинно добро и что зло, можно делать верные шаги в области добродетели, а не действовать наобум, или же по неразумной ревности. В разуме же покажите воздержание; ибо первое, что потребуется для совершения какого бы то ни было деяния – это борьба с собой, или настойчивый отказ заявлениям своей собственной чувственности или самолюбия. В воздержании же покажите терпение; ибо не один раз, не нынче только или завтра, а постоянно и даже чем дальше, тем больше придется бороться с своими страстями для укрепления себя в добродетели, – потребуется терпение. В терпении же покажите благочестие или тот общий, приобретаемый настойчивой и терпеливой борьбой со своими страстями, благодатный строй жизни, который выражается не только в крупных каких-либо деяниях, но и в самых обыкновенных и мелких, свидетельствуя о постоянном присутствии в душе нашей страха Божия и всецелой преданности воле Божией. В благочестии же покажите братолюбие, т. е. благочестие ваше да не ограничивается только вами одними, вашей личной святостью, но пусть оно выражается в деятельной любви к вашим ближним. В братолюбии же покажите любовь. Это уже не частный подвиг и отдельное усилие сделать кому-либо добро, а обще-благодатное настроение души, любящей все и всех о Христе. Это верх или совокупность совершенства, но выражению Ап. Павла (Кол. 3:14), и настает уже в конце долгой подвижнической жизни христианской.

«Если это (т. е. вышеуказанные добродетели) в вас есть и умножается», – присовокупляет Апостол своим ученикам, – то очевидно, что ваша вера в Иисуса Христа есть истинная вера, приносящая обильные плоды; а всякий, небрегущий о сих плодах, свидетельствует о своей слепоте духовной и о преступном забвении полученной им благодати в крещении: «тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Предложивши лестницу христианского совершенства, Св. Ап. Петр убеждает восходит по ней (2Пет. 1:10–20). «Более и более старайтесь делать твердым (т. е. оправдывать на деле и закреплять за собой) ваше звание (христианское) и избрание (ко спасению). Так поступая, никогда не преткнетесь (несмотря на трудность и узкость пути ко спасению). Напротив, откроется вас свободный вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа». Мое беспокойство, – как бы хочет далее внушить Апостол, – и мое спасение: пойдете ли вы по начертанной вам лестнице христианского совершенства, и побуждает меня непрестанно повторять вам мои наставления «доколе нахожусь в этой телесной храмине», которую, однако же, скоро я должен оставить по откровению Господню. Но и после моего отшествия вы приводите на память мои наставления; ибо не бездоказательно (не ухищренным басням последуя) я учил вас, а как очевидец-свидетель и учении прославленного во время преображения на Фаворе Иисуса Христа Сына Божия. А если и сего недостаточно, то «мы имеем вернейшее слово пророков», которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили. Научайтесь же от пророческого слова и руководствуйтесь им, как светильником, сияющим в темном месте, «доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших», т. е. доколе вы не приобретете совершеннейшего познания христианской истины и доколе Свет мира, Господь Иисус Христос, не воспламенит совершеннейшею любовью к Нему сердца ваши. «Знайте прежде всего то, что … никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Глава вторая предупредительная – о лжеучителях. Догматическая сторона наступающих лжеучений

(2Пет. 2:1–3). Предупреждая, что как в прежние времена вместе с истинными пророками были и лжепророки в народе (3Цар. 22:6, Иез. 13:2, 22:25–28), так и впоследствии будут пагубные и соблазнительные лжеучители, Св. Ап. Петр догматическую сторону из лжеучений обозначает так, что они будут «отметаться искупившего их Владыки», т. е. отвергать станут догмат о воплощении Сына Божия, откажутся признавать Господа Иисуса Христа воплощенным Сыном Божиим. Это самые нечестивые и погибельные еретики… «Суд им давно готов и погибель их не дремлет».

Устрашающие примеры для отвращения от лжепророков соблазнителей (2Пет. 2:4–9). В примере грозного суда Божия и на совратителей еретиков и на совращаемых ими Апостол приводит, во-первых, падших ангелов, которых Господь, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, несмотря на прежнее их высочайшее достоинство. Во-вторых, Апостол указывает на пример нечестивого допотопного мира, который по правосудию Божию весь залит был волнами потопными, сохранилось же только в восьми душах семейство Ноя, проповедника правды. Наконец, испепеленные небесным огнем, исключая семейства праведного Лота. Из этих примеров Апостол делает такое приложение, что точно также и теперь «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых», каким бы множеством нечестивых они окружены ни были, а беззаконников (несмотря на их множество) соблюдать ко дню суда для наказания».

Нравственные качества лжепророков соблазнителей (2Пет. 2:10–17). «Они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших… Они полагают удовольствие во вседневной роскоши… Глаза у них исполнены любострастия… сердце их приучено к любостяжанию»… Итак, стремление к независимости от каких бы то ни было властей, плотоугодный разгул, сладострастие и повседневное утопание в чувственных удовольствиях – вот нравственные черты еретиков апостольского века. С такими чертами изображаются в истории некоторые гностические секты, и как бы родоначальники и предшественники их Симониане, Николаиты, Валаамиты и друг. Поистине, все таковые пророки и глашатаи материализма и своекорыстия и в наши времена идут и шли всегда, как обличительно примечает Апостол, – по следам одного древнего пророка Валаама, сына Восорова, «который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии от бессловесной ослицы». Сильными сравнениями и уподоблениями Св. Апостол дает чувствовать весь ужас и погибельность направления вышеописанных лжепророков развратителей: «Это безводные источники», не могущие утолить жажду путника; это «облака и мглы, гонимые бурей», только застилающие радостное сияние солнца и не освежающие засохшей земли; «им приготовлен мрак вечной тьмы»!

Средства употребляемые лжепророками для совращения (2Пет. 2:18, 19). «Прегордая суеты вещающе (русск. – произнося надутое пустословие), они прельщают в скверны плотские и пороки, отбегающих всячески от них живущих во льсти (русск. – уловляют в разврате тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении). Свободу им обещающие, сами раби суще тления». Итак, надутое пустословие, прикрытое льстивыми и красивыми речами, плотская похоть и обещание свободы – вот обычная приманка и древних, и новейших развратителей человечества. Особенно две последние опасны: ибо как чувственные наслаждения льстят телу нашему, так свобода, в чем бы она ни состояла, льстит нашей духовной стороне. Сколь невысокого качества эта свобода, обещаемая лжепророками и проповедниками материализма, Апостол показывает, называя их самих рабами тления: ибо «кто кем побежден (как они – животными инстинктами испорченной природы), тот тому и раб» …

В конце главы (2Пет. 2:20–22) Апостол отмечает особую преступность и погибельность еретиков преступников – говоря, что «лучше бы им не познать пути правды8, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой истины». Уподобляются они в сем случае «псу, возвращающемуся на свою блевотину, и вымытой свинье, идущей валяться в грязи».

Глава третья (пророчественная о последних судьбах мира)

Источники неверия относительно второго пришествия Господня. Уверяя ссылками на писания пророков (Иоил. 1:15, Авд. 15) и слова Апостолов9, а также самого Иисуса Христа, что непременно будет кончина мира (Мф. 24) и второе пришествие Господа, Св. Петр предсказывает появление неверующих отрицателей сего и указывает источник их неверия и доводы, на которых оно будет опираться: источник в боящейся суда Божия чувственности (похотях) сих людей, а доводы – в замедлении пришествия Господня и в непоколебимости законов бытия вселенной: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также».

Опровержение доводов неверия (2Пет. 3:5–11). В опровержение еретических доводом Св. Петр указывает на примере допотопного мира, который «погиб быв потоплен водою» внезапно, и тоже вопреки уверенности тогдашних людей в неизменности законов природы и бытия вселенной (Мф. 24:38, 39). «А нынешние небеса и земля, – пророчески присовокупляет Апостол, – содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек». Что же касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет вовсе времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5). Мнимое же замедление Господа поистине есть долготерпеливое ожидание покаяния от грешников и наполнение всего числа спасаемых, которое предуведено и предустановлено самим Господом из всей массы человеческого рода. «Придет же день Господень (так же внезапно), как тать в нощи».

Характер будущего преобразования мира (2Пет. 3:12, 13). «Воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его (т. е. по Божию), ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».

Нравственный вывод и назидание (2Пет. 3:14–18). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа (т. е. что Он медлит прийти на страшный суд) почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам (например, в послании к Ефесеям, Галатам и Колоссянам); как он говорит об этом (т. е. о святом провождении временной жизни в ожидании последнего суда) и во всех посланиях (особенно же в обоих посланиях к Солунянм)… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением бззаконников… По возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь.

Нарочитое объяснение некоторых мест в послании

2Пет. 2:11, 12. Обличая развратных лжеучителей и еретиков, между прочим, за гордость, презрение начальства и злословие высших, Святой Апостол приводит следующий замечательный довод: «тогда как ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда, они, как бессловесные животные… злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся»… Довольно трудноватое место. Полагают, что Св. Ап. Петр возносится здесь мыслью своей к тем добрым ангелам хранителям, водительству и защите которых поручаются отдельные народы и царства (Дан. 10). Несмотря на свою превосходящую силу и могущество, сии ангелы покровители, по словам Св. Ап. Петра, «не произносят укоризненного суда» на земные власти и начальства (а может быть, даже и ходатайствуют за них молитвенно) даже в тех случаях, когда этот укоризненный суд был бы ими заслужен и справедлив за неверность их призванию и долгу. В самом деле, по известию Св. Ап. Иуды «сам Михаил Архангел (вождь и покровитель еврейского народа), когда всякого укоризненного суда, сказал ему только с достоинством и властью: да запретит тебе Господь! (Иуд. 9). А ничтожные по своему значению и силе проповедники лживой свободы на земле, руководствуясь только злыми инстинктами гнева и похоти, как бессловесные животные, злословят то, чего не понимают, т. е. ни порядка мироправления, ни всего, что касается духовной области в человеческой жизни. Ту же мысль очевидно утверждает и Блаж. Феофилакт, когда говорит: «эти злобные не имеют пощады в хуле на славы (власти), тогда как ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не приносят (т. е. не произносят) против них (т. е. слав) укоризненного суда пред Господом».

А нынешняя небеса и земля темже словом (т. е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек (2Пет. 3:7). Итак, обитаемую нами планету и весь видимый нынешний мир ожидает некий великий огненный переворот. Иногда выставляют на вид, что нынешние небеса и земля в самих себе носят признаки того, что они «огню блюдому суть», т. е. что ждет их огненный переворот. Но напрасно было бы отыскивать сии признаки в разных вулканических явлениях на земном шаре и в огненных феноменах на небесном пространстве; все эти признаки ничего не говорят нам о будущей судьбе вселенной, и ничего бы мы о ней не знали, если бы не было нам открыто в слове Божием И потому вышеозначенные слова Петровы о предстоящем огненном перевороте вселенной нужно принять в простоте веры как положительное, не подлежащее сомнению и не нуждающееся ни в каких доказательствах, откровение Духа Божия, глаголавшего чрез пророков и апостолов. Гораздо важнее для нас приметить, как учит Св. Ап. Петр, смотреть на бытие и продолжение вселенной. По словам Апостола сие бытие и продолжение оного обеспечиваются отнюдь не твердостью законов природы самих по себе, а единственно словом или промышлением Божиим, от которого зависит и самая твердость законов природы. Без этой, непрерывно и сокровенно действующей, промыслительной силы Слова Божия давно бы, может быть, весь механизм необъятного мира Божия остановился, испортился и разрушился бы, подобно тому, как наилучшим образом устроенная людьми машина портится с течением времени без человеческого смотрения. Итак, если нынешние небеса и земля продолжают существовать, то единственно потому, что они темже словом сокровена суть (содержатся), что и тысячелетия тому назад.

Приметить еще нужно, что хотя Апостол Петр и говорит, что нынешние небеса и земля блюдутся огню на день суда и погибели нечестивых человек; но, конечно, не в этой погибели заключается цель предстоящего им переворота огненного. Погибель нечестивых человеков будет только одним из сопутствующих событий или придаточных последствий огненного переворота в великий день всемирного суда; главной же целью оного должно считать коренное некоторое изменение или обновление вселенной, которая таким образом будет приуготовлена к открытию царства славы и приспособлена к новым условиям бытия и жизни блаженных членов сего царства (ниже, 2Пет. 13).

Приидет же день Господень (также внезапно) яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят. … его же ради (т. е. ради пришествия Божия дня) небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются (2Пет. 3:10, 12, 13). Что же станет с землей и небесами после столь ужасного разорения их и сожжения огнем? Они не обратятся в ничтожество и не останутся в своем разоренном состоянии, но, по разложении огненным процессом на составные и простейшие элементы свои, явятся в новом несравненно лучшем и совершенном виде. Как при начале пира из безвидного и бесформенного водянистого хаоса в шесть дней творения он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид (2Пет. 3:5); так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию. Слово Божие весьма ясную дает о сем идею. Тот же Св. Ап. Петр, сказав об огненном перевороте небес и земли, непосредственно за сим присовокупляет, «впрочем мы по обетованию Его (т. е. Божию) ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3:13). У пророка Исайи говорится от имени Божия: «вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будет вспоминаемы, и не придут на сердце (Ис. 65:17). И еще: «новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим» (Ис. 66:22). В Апокалипсисе тайно-зритель Иоанн тоже говорит, что «видел он новое небо и новую щемлю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновала и моря уже нет» (Откр. 21:1). Св. Ап. Павел тоже говорит, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но и по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу и славы детей Божиих» (Рим. 8:19–21). Из Отцов церкви яснее и вразумительнее всех о сем рассуждает Блаж. Августин: «огонь, который сожжет в последний день вселенную, изменит тленные свойства составных частей ее, и все то, что находилось в связи с нашими бренными телами, получит новые качества, соответственные телам уже нетленным; так что весь мир будет обновлен и приноровлен к природе людей воскресших» (О граде Бож. Кн. ХХ, гл. 16)10.

В них же (т. е. в посланиях Павловых) суть не удобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им (2Пет. 3:16). Сии слова отнюдь не нужно понимать в смысле якобы унижения Петром Павла за недостаток вразумительности в его речи, так как слова Петра, как видно из контекста речи, направлены не против речи Павла, а против лжеучителей, которые, считая Священное Писание доступным для понимания всех, брали на себя роль учителей, и толковали его сообразно с своими еретическими мыслями. Указание на еретиков, развратителей послания Ап. Павла, мы находим и в его собственных посланиях (Рим. 3:8, 2Сол. 2:2). Следовательно, под неудобовразумительностью надобно разуметь отнюдь не недостаток речи, а высоту и глубину Павлова учения, недоступные для людей не наученных и не утвержденных в вере.

* * *

8

Ибо в этом случае самое неведение несколько бы их извиняло (Лк. 22:48), и оставалось бы более надежды на их возвращение к правому пути.

9

В частности малоазийских апостолов: Павла, Варнавы и Силы, откуда и выражение Петра «ваши апостолы».

10

Что касается вида и формы, какие примут небо и земля после огненного переворота – это сокрыто от людей. Также никто не может сказать, в чем собственно будет состоять и как проявляться будет совершенство преобразованного мира: напр., обновятся ли только, или совсем исчезнут нынешние породы животных? Будут ли увеселяться наши взоры растениями и проч. и проч. – все это до времени утаено от человеческого ведения, равно как и то, в чем будет состоять слава одухотворенных человеческих тел после воскресения. И потому одно только будем помнить, что блаженство будущего царства славы будет так велико и неизреченно, что «их же око не виде и ухо не слыша, и не сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).


Источник: Послания апостольские и Апокалипсис / Истолковат. обозрение, сост. протоиереем Михаилом Херасковым применительно к программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях, и удостоенное 500-ной премии преосвященного митрополита Макария. - 3-е изд. - Владимир на Клязьме : Н.А. Парков, 1907. - 516, LII с.

Комментарии для сайта Cackle