Источник

Послание к Галатам

Основание церкви в Галатии

Первое упоминание о просвещении Галатийской страны71 светом христианства находим мы в книге Деяний Апостольских, в начале рассказа о втором апостольском путешествии Св. Ап. Павла. Упомянув об огорчении, разлучившем Павла с Варнавою после апостольского собора, и о взятии Павлом для нового путешествия нового ученика и спутника Тимофея, вместо племянника Варнавина Иоанна–Марка, книга Деяний говорит: «проходя же по городам, они (т. е. Павел с своими учениками Силой, Лукой и Тимофеем) предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верой и ежедневно увеличивались числом. Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии и проч. (Деян. 16:4–6). Присем-то, конечно, случае и положено было основание церквам Галатии в главных и наиболее населенных городах ее: Анкире, Пессионте, Тавии и Гордии (ок. 52–54 г. по Р. Х.). Никаких, однако же, подробностей о сем книга Деяний не сообщает, а начиная рассказ о третьем путешествии Апостола, только примечает, что проходя по порядку страну Галатийскую и Фригию, Св. Павел уже утверждал всех прежних учеников своих (Деян. 18:23); значит явились ученики сии у Апостола еще до третьего путешествия его. Из послания к Галатам узнаем, с какой горячностью и послушанием вняли они проповеди Св. Павла, несмотря на приключившийся тогда злой недуг какой-то Апостолу; сей-то недуг и задержал, вероятно, Апостола в Галатии на более продолжительный срок ко благу обитателей ее, ибо у них пред глазами предначертан был Иисус Христос с такой подробностью и отчетливостью, как бы у них распятый (Гал. 3:1). А о силе веры и послушания Галатов так выражается сам Апостол: «хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4:13–15).

Повод к написанию

Продолжая третье проповедническое путешествие свое Св. Ап. Пвел из Галатии перешел в Ефес (Деян. 19:1), во исполнение своего обещания, еще прежде данного Ефесянам (Деян. 18:21). Сюда-то вскоре и достигли до него неприятные слухи о появлении разных плевел, посеянных после него иудействующими лжеучителями в оставленной им Галатии. Они успели внушить мысль о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды и уставы религии ветхозаветной и по вступлении в христианство. Павлово же учение о свободе от закона ветхозаветного объяснили лишь желанием его приобрести любовь среди язычников, а также указывали на то, что он не был призван к апостольству непосредственно от Иисуса Христа и не был живым слушателем Его учения, а научился ему уже от других учеников Христовых. К удивлению Апостола Павла, многие из Галатов скоро преложились во ино благовествование (Гал. 1:6), и к личности его довольно охладели. Такое легкомыслие и безрассудство Галатов (Гал. 3:1) так огорчило и обеспокоило Апостола Павла, что он тотчас же решился написать им послание по поводу их заблуждений и на счет их совратителей, и написал его собственноручно (Гал. 6:11), дабы не терять времени от переписчиков и устранить всякие подозрения насчет подлинности своего послания.

Время и место написания послания

Из обстоятельств, изложенных выше, можно уже видеть, что свое послание к Галатам Св. Ап. Павел написал во время третьего своего проповеднического путешествия – из Ефеса, в начале трехлетнего своего там пребывания. В самом деле в послании есть прямое указание на первое и второе посещение Апостолом Галатии (Гал. 4:13); пишет он, конечно, после второго. А так как присем он выражает удивление, что Галаты очнеь скоро переходят к иному благовествованию от призвавшего их благодатью Христовой (Гал. 1:6), то значит и послание пишется вскоре после второго посещения Апостолом Галатии. Все это падает приблизительно на 56-й год по Р. Х., когда Св. Павел, предприняв третье апостольское путешествие, только что основал свое пребывание в Ефесе.

Разделение послания

Все содержание послания видимым и естественным образом распадается на следующие отделения и части. I). Предисловие, в котором Апостол, приветствуя Галатийские церкви, намечает уже главные мысли своего послания (Гал. 1:1–10). II). После сего идет защитительная часть, в которой Св. Павел разъясняет и доказывает Галатам свое апостольское достоинство (Гал. 1:11–2:21). III). Затем в вероучительной части он с силой и полнотой раскрывает основную и главную мысль своего послания – об отношении ветхого завета к новому и о прекратившемся значении Моисеева закона с его обрядами в деле спасения человеков (Гал. 3–5:12). IV). Далее идет нравоучительная часть, в которой раскрываются начала христианской жизни при свободе от закона ветхозаветного (Гал. 5:13–6:10). V). Послание оканчивается некотоырми заключительными наставлениями (Гал. 6:11–18). Очевидно, что, по главному предмету своего содержания, послание к Галатам имеет великое сходство с посланием к Римлянам.

* * *

71

Галаты, или древние Галлы, одно из Кельтических племен, за 280 лет до Р. Х. вторглись в Македонию и Грецию, и жили здесь лет тридцать среди разных невзгод. После чего они переправились в Малую Азию и заняли страну, коей и сообщили свое имя Галатии, или Галло-Греции. В 188-м году римский консул Манлий подчинил ее власти Римлян, а в 26-м году по Р. Х. Август обратил совершенно в Римскую провинцию (Дион. Касс. 53, 26).


Источник: Послания апостольские и Апокалипсис / Истолковат. обозрение, сост. протоиереем Михаилом Херасковым применительно к программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях, и удостоенное 500-ной премии преосвященного митрополита Макария. - 3-е изд. - Владимир на Клязьме : Н.А. Парков, 1907. - 516, LII с.

Комментарии для сайта Cackle