Источник

Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич), еп. Каневский

Родился 10 января 1828 года в семье священника с. Андрушевки, Волынской епархии, Житомирского уезда.

В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием

студента.

7 декабря 1848 года рукоположен во иерея к Кресто-Воздвиженскойцеркви с. Червонного Житомирского уезда.

В 1853 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию.

26 мая 1856 года пострижен в монашество.

В 1857 году окончил Киевскую духовную академию.

24 декабря 1858 года утвержден в степени магистра богословия и баккалавра Киевской духовной академии.

15 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита, а 22 августа назначен инспектором и профессором той же академии.

10 апреля 1873 года удостоен степени доктора богословия.

С 7 ноября 1882 года – заслуженный ординарный профессор Киевской дух. академии.

С II апреля 1883 г. – ректор той же академии и настоятель Киево-Братского монастыря.·

20 января 1885 года хиротонисан во епископа Каневского, вик. Киевской епархии.

С 1886 года состоял почетным членом всех четырех академий и многих других ученых и благотворительных учреждений в России.

5 марта 1898 года уволился от должности ректора Киевской академии, оставаясь первым вик.Киевской митрополии и сохранив за собой управление Киево-Пустынным Никольским монастырем.

24 марта 1906 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

С 14 апреля 1906 года уволен на покой. Проживал в предоставленных ему митрополичьих келиях Киево-Софийского кафедрального собора, где и скончался в ночь на 12-е ноября 1908 года. Не задолго до смерти ослеп. Погребен на кладбище Киево-Братского монастыря.

Это был выдающийся богослов-догматик Русской Православной Церкви. Он обладал положительным, твердым, решительным, но вместе

с тем и чрезвычайно добрым характером, отличался редким трудолюбием и вел жизнь по истине великого аскета-подвижника и трудолюбца.

Несмотря на то, что потерял свое зрение, он упорно трудился с помощью ближайших лиц над разработкой Догматического богословия.

Он был великим нищелюбцем. Свои сбережения он неизменно раздавал бедным, которые обычно наполняли каждое первое число месяца погосты Киево-Братского и Киево-Николаевского монастырей.

После своей смерти он не оставил почти никакого состояния, остатки скудных сбережений и пенсии завещал употребить на погребение и поминовение и раздать нищим, а весьма малое имущество свое передать в распоряжение благотворительных учреждений.

Отличался редким даром администратора. Любил храм Божий и церковные богослужения. Служил вдохновенно и благоговейно. Духовный писатель.

Труды:

«Краткий исторический очерк рационализма в его отношениях к вере», Киев, 1862.

«Учение о Церкви в первые три века христианства».

(Докторская диссертация).·

Киев, 1872.

«Историческое развитие нового пантеизма, как доказательство его несостоятельности».

Киев, 1865.

«Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существования для человеческих вопросов».

Киев, 1867.

«О БОГЕ – Предустроителе человеческого спасения».

«ТКДА» 1885, авг., стр.490–525.

«О БОГЕ – как Выполнителе конечных судеб Своих о мире и человеке». (Гл. III, Догмат.богосл.).

«ТКДА» 1889, июль, стр.349–376.

«О мздовоздаянии после частного суда».

«ТКДА» 1889, авг., стр.491–538.

«О последне суде всего рода человеческого».

«ТКДА» 1890, май, стр.3–24.

«О воскресении мертвых».

«ТКДА 1890, июнь, стр.165–217.

«Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе».

«ТКДА» 1874, август, стр.182–302.

Киев, 1875.

“Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве” Киев, 1875.

«ТКДА 1875, янв., стр.1–78.

“Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах». «ТКДА» 1875, февр., стр.167–213.

Киев, 1875.

„Опыт православного Догматического богословия с историческим изложением догматов», т.1-V.

Киев, 1878–1889 гг.

“Несколько поучений.»

Литература:

“Приб. к «ЦВ».1906, № 16, стр.926.

-“- 1908, № 47, стр.2310.

-“- 1908, № 48, стр.2361.

-“- 1911, № 4, стр.158.

“Церк. Вестн.» 1891, № 1, стр.11.

-“- 1891, № 39, стр.620.

-“- 1891, № 41, стр.651.

-“- 1891, № 51–52, стр.817.

-“- 1895, № 19, стр.591.

-“- 1908, № 48, стр.1500/1503.

«Изв. Каз. Еп.» 1883, № 10, стр.293.

-“- 1883, № 23–24, стр.788.

-“- 1885, № 4, стр.57.

-“- 1912, № 16, стр.515.

«ТКДА» 1873, февраль, стр.60–61.

1873, июнь, стр.265–279.

1873, июль, стр.302–313.

1873, август, стр.376–379.

1874, январь, стр.17·

1874, сентябрь, стр.524.

1876, август, стр.251.

1898, апрель, стр.556–557.

«Русск. Паломн.» 1909, № 17, стр.274.

«Мисс. Календ.» 1907, стр.138.

«Прав. Собес.» 1897, декабрь, стр.5.

-«- 1899, январь, стр.5 (отчет).

-»- 1899, февраль, стр.138.

-"- 1905, апрель, стр.727.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии

на 1908 г.», стр.260–261.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 484, стр.72.

Булгаков, стр.1403.

БЭС т.II, стб.2054.

БЭЛ т. Х, стб.623, 624.

Пономарев П.П. “Преосв. епископ, как ученый богослов”.

Казань, 1909.

См. также «Прав. Собеседн.» 1909, март, стр.332–349.

“Памяти Преосвященного Сильвестра”,

Киев, 1909.

по оттиску из “ТКДА” 1909, № I, стр.136–201.

R. žužek SJ, La Transfiguración escatologica del mundo visibile en la Teologia. Estudio de la doctrina corriente entre 1836 y 1917 (Orientalia Christiana Analecta 209) S. 30f, U7–140.

M.N. Skaballanovič, Preosvjaščennyj Sil'vestr kak dogmatist. TKDA 1909.

A.I. Vvedenskij, Sravnitel'naja ocenka dogmatičeskich sistem preosvjaščennago Makarija i archimandrita Sil'vestra, in: Čtenija v Moskovskom Obščestve Ljubitelej Duchovnago Prosveščenija. Moskau 1886.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle