Источник

Серафим (Самойлович), архп. Угличский, вик. Ярославской епархии

Родился в 1885 году в Полтавской губернии.

Окончил Полтавскую духовную семинарию.

Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.

При архиепископе (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке, (1905–1907 гг.), а затем наместником Толгского монастыря.

В 1915 году назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита.

2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии.

В 1924 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа.

С 30 ноября 1926 г. по 27 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Применяя права заместителя запретил в священнослужении Томского еп. Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.

С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1928 года, вместе с митр. Агафангелом, находился в оппозиции против митр.Сергия. Одновременно с подписанным всей группой ярославских иерархов «актом отхода», архп. Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию, и как желал убедить его в том, что сам считал правильным.

Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр.Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный «акт отхода» он ответил официально же, запретив в священнослужении архиепископа Серафима и группу других архиереев.

В противоположность иосифлянам и григорианам, архиепископ Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола.

В мае 1928 года, он вслед за митр.Агафангелом, примирился с митрополитом Сергием.

С 17 февраля 1928 года епархией не управлял. Проживал в Вуйническом монастыре г. Могилева.

Дальнейших сведений о нем не имеем.

Литература:

“Урал. Церк.·Вед."(обн·) 1928, № 5–6, стр.8.

“Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.16, 25.

Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”.

Париж, 1933, стр.64, 124–126, 126.

ФПС I, № 90, стр.4. фПСIII, стр.6.

ΦАМ Ι №225, стр.16.

Заметки и дополнения Е.М.

In Amerika soll er insgesamt 6 Jahre gewesen sein. Zur Vorbereitung auf die 600-Jahr-Feier des Tolgskij-Klosters (bei jaroslavl') schrieb er eine Geschichte dieses Klosters. Zu Beginn des 1. Weltkrieges errichtete er Krankenstationen, half EB Agafangel; seiner Geistesgegenwart und seinem Mut ist die Rettung des Klosters vor der Zerstörung durch die Tschekisten zu verdanken. Obwohl er auch als EB nur ein Vikarbischof (von Jaroslavl') war, wurde er nach dem Tode des Patriarchen Tichon Stellvertreter des Patriarchen – eigentlich dritter Stellvertreter des dritten Stellvertreters, weil die vom dritten Stellvertreter EB Josif (Petrovych) vor seiner Verhaftung eingesetzten beiden Stellvertreter, EB Kornilij (Sobolev) und Faddej (Uspenskij), ebenfalls verhaftet waren. Er selber ernannte keinen Stellvertreter. Von der GPU danach gefragt, antwortete er: «Ich überlasse die Kirche dem Herrn selbst.» Nach drei Tagen wurde er freigelassen und nach Uglič gesandt, von wo aus er die Kirche bis zur Freilassung des M Sergij leitete.

Vier Monate später, nach der Deklaration des M Sergij (1927), beschuldigte er M Sergij der Apostasie und wurde bald verhaftet und zu 5 Jahren Arbeitslager verurteilt; er kam zur Zwangsarbeit nach Solovki. Als er einmal beim Bau von der Leiter fiel, brach er sich eine Rippe. Später arbeitete er als Invalide in einer Krankenabteilung.

Im März 1932, 6 Monate vor Ablauf seiner Strafe, wurde er frei. Er kam in die Verbannung in die Komi ASSR, nördlich von Vjatka. Aus der Verbannung kehrte er nicht mehr zurück. Sie sollte 1935 enden.

Werke:

Istorija Tolgskogo monastyrija, 1314–1915 gg.

Uveščanie ... obraščennoe к mitropolitu Sergiju i vručennoe emu 27. Janvarja/9. Fevrarlja 1928 g., in: M. Pol'skij, Novye mučeniki II, 16–18; engl, in: I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 158–161.

Literatur:

M. Pol'skij, Novye mučeniki I, 140f; II, 12–18.

I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 151–161, sonst passim.

Regel'son 584f, sonst passim.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 139–144, 151–155, 206, 227, 236, 242.

D. Pospielovsky, The Russian Church 107, 108, 153, 186.

W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground (London 1971), 44–133.

A.Levitin – V.Šavrov, Očerki po istorii II, 215.

Die Orthodoxe Kirche in Rußland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980), hg. von P. Hauptmann und G. Stricker (Göttingen 1988): R. Rössler, Die Russische Orthodoxe Kirche im Sowjetstaat (seit 1917), hier: Dokument Nr. 732,


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle