Источник

Феофил (Булдовский), б.епископ Лубенский

Окончил Полтавскую духовную семинарию около 1892 года. Рукоположен в сан иерея вскоре после окончания семинарии. Много лет состоял священником кладбищенской церкви г.Полтавы. При архиепископе Григории, примерно в 1923 году хиротонисан во епископа Лубенского, но от кафедры отказался. Вскоре возглавил раскольническое движение по проведению автокефалии в Полтавской епархии.

Год возведения в сан архиепископа неизвестен.

Члены новой автокефальной группировки, прозванные «феофиловцами» сами возвели его в сан митрополита.

Феофил связался с группой поликарповцев и отошел от Православной Церкви.

12/25 декабря 1924 года группа православных украинских архиереев (во главе с Экзархом митрополитом Киевским Михаилом) вынесла постановление о лишении сана и отлучении от Церкви Булдовского и его соратников. Это постановление было утверждено в 1926 году митрополитом Сергием, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

В 1926 году он переехал в Луганск (Ворошиловградскую область, где феофиловское течение стало прозываться Лубенским расколом).

В 1944 году Святейший Патриарх Сергий окончательно утвердил прежнее постановление епископов от 12/25 декабря 1924 года о лишении сана и отлучении от Церкви Феофила и его сторонников.

Есть сведения, что умер в Харькове, продолжая себя до смерти именовать митрополитом Харьковским, вскоре после освобождения г.Харькова от немцев в 1943 году.

Литература:

«ЖМП» 1943, № 3, стр.5, 6.

1943, № 4, стр.9.

ФАМ 11, № 3, стр.4.

«Патриарх Сергий и его духовное наследство».

М. 1947, стр.48.

«Правда о религии в России».

МП, 1942, стр.281.

Er wurde 1865 geboren. Zum V von Lubny wurde er auf Drängen der ukrainischen Nationalisten am 1.1.1923 in der Kathedrale von Poltava durch EB Grigorij (Lisovskij) geweiht.

Zusammen mit ВSergij (Labuncev), der sich stets in seinem Schlepptau befand, und einigen anderen Hierarchen gründete er eine autokephale ukrainische Kirche, die aber im Gegensatz zu den Lipkovcy kanonisch rechtmäßig geweihte Bischöfe hatte. Das Statut, das sie der Sowjetbehörde einreichten, fand schnell die Genehmigung, ebenso ihre Vereinigung. Sie nannten sich «Brats'ke Ob'ednannja Ukrains'kych Avtokefal'nych Pravoslavnych Cerkov» (BOUAPC).

Obwohl vom Kirchengericht am 4. und 5.6.1925 verurteilt, setzte er seine Tätigkeit fort.

Als in Lugansk etwa 1937 die letzte Kirche geschlossen wurde, kehrte er nach Char'kov zurück, wo er als Privatmann lebte. Nach dem Einrücken der deutschen Truppen in Poltava erklärte er sich im November 1941 zum Metropoliten von Char'kov. Er nahm auf Bitten der nationalkirchlichen Kreise in Poltava auch diese Ep. in Obhut, ebenso kamen die von den Deutschen besetzten Gebiete von Kursk, Voronež und des Donbas hinzu. Seit 19.2.1942 nannte er sich M von Poltava und Char'kov. Am 27.7.1942 vereinigte er sich in Char'kov mit der Autokephalen UOK (Polikarp Sikorskij). Im Oktober 1942 nahm er an der Synode der Autokephalen unter ВPolikarp (Sikorskij) teil. Als die Ukraine von der Roten Armee im März 1943 wieder erobert wurde, konnte er zunächst sein Amt weiter ausüben, bis er von Patr. Sergij durch die Bestätigung des Urteils von 1925 ausgeschaltet wurde.

Werke:

O vosroždenii cerkvi. 1926.

Literatur:

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 90–92; 178–181, 187, 221, 240.

I.Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC IV, 1, 194–198, passim.

IV, 2, 225, 229–234, 239, 241.

Metr. Vasil Lypkivs'kyj, Vidrožennja Ukrains'koi Cerkvy 125f.

Armstark, Die Ukrainische Autokephale Orthodoxe Kirche 53f.

J. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 35.

Pospielovsky, The Russian Church 78, 79, 241, 246.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle