Феофан (Быстров Василий Димитриевич), архп.·Полтавский и Переяславский
Родился в 1872 году в семье священника с.Подмошья, Петербургской епархии, Лужского уезда.
В 1896 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом.
С 1897 г. – и·д. доцента академии по кафедре Библейской истории.
В 1898 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха.
В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.д.инспектора СПБ духовной академии.
В 1905 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы», возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден инспектором академии.
С 4 февраля 1909 г. – ректор СПБ духовной академии.
22 февраля 1909 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик.С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в СвятоТроицком соборе Александро-Невской Лавры с СПБ митрополитом СПБ и Ладожским Антонием и другими иерархами.
С 19 дек.1910 г. – епископ Таврический и Симферопольский.
С этого же года – почетный член СПБ духовной академии.
С 25 июня 1912 г. – епископ Астраханский.
С 8 марта 1913 года – епископ Полтавский и Переяславский.
В конце 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1919 году эмигрировал за границу и поселился на Афоне.
Скончался в 1940 году на Афоне.
Известен своим необычайным смирением и чисто иноческим житием.
Труды:
“Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы».
(Магистерская диссертация).
Литература:
«Церк.Вед.» 1909, № 8, стр.47.
-“- 1910, № 48, стр.441.
-“- 1912, № 28, стр.271.
-“- 1913, № 11, стр.119.
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 9, стр.437–438.
-“- 1912, № 51–52, стр.2073.
-“- 1913, № 11, стр.507.
-“- 1910, № 7, стр.215.
«Русск.Паломн.» 1909, № 10, стр.162.
-“- 1912, № 31, стр.479, 480.
«Прав.Собес.» 1909, июнь, стр.126.
«Изв.Каз.Еп.» 1911, № 27–28, стр.835.
-“- 1912, № 11, стр.375.
«Красн.Архив» 1930, т.39, стр.3.
«ЖМП» 1959, № II, стр.39.
«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на
1917 год», стр.278–279.
«Памятная книжка СПБ дух.акад.на 1915/1916 уч.год», стр.9.
Елевферий митр. «Соборность Церкви, Божие и Кесарево»,
Париж, 1938, стр.73.
Илиодор, стр.106, 125–128.
Булгаков, стр.1412, 1414.
БЭС т.II, стб.2417.
ФПС I, № 28, стр.2.
ФПС III, стр.7.
Er wurde am 1.1.1873 geboren.
Schon als Archimandrit zeichnete er sich durch ein heiligmäßiges Leben, Gebetseifer und strenge Askese aus und wurde deswegen zum Beichtvater der Zarenfamilie berufen. Auf seine Fürsprache hin kam Rasputin an den Zarenhof, den er dann aber später immer wieder warnte und bekämpfte. – Auf dem Landeskonzil sollte er über das Problem des «Imjaboznidestvo» referieren; das riesige Material darüber ist in Rußland geblieben. Als EB von Poltava mußte er viel unter den ukrainischen Nationalisten leiden, er kam sogar ins Gefängnis, weil er sich weigerte, eine feierliche Panichida für Ivan Mazepa in der Kathedrale abzuhalten.
1920 emigrierte er nach Konstantinopel, 1921 kam er nach Jugoslawien und nahm am ersten Konzil der Auslandskirche teil, dann wurde er Mitglied des neu errichteten Synods der ROK im Ausland. 192S wurde er nach Bulgarien berufen, wo er bis 1931 im Synodalhaus in Sofija zurückgezogen lebte. 1931 zog er auf Einladung seiner früheren Freunde aus Petersburg nach Frankreich. Er lebte in Clamart bei Paris, dann in Limmerais an der Loire bei Paris.
Er starb am 6./19.2.1940 (1938?) in Limmerais. Er bat, Ln einem eisernen Sarg bestattet zu werden, damit sein Leichnam einmal nach Rußland gebracht werden könnte.
Werke:
V pamjat‘ svjatych otec šesti Vselenskich Soborov, in: ŽМР1981 ,7 ,36–40.
O Troice, in: ŽMP 1983 ,6 ,44f.
Literatur:
R. Fülöp-Miller, Der heilige Teufel. Rasputin und die Frauen. Leipzig 1927, passim.
Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 1940 ,1–2 ,4 : gest. 6.2.1940.
Archim. Averkij (Taušev), Propovednik «Edinago na potrebu»
(K pjatnadcatiletju konÒyny archiep. Feofana Poltavskago, in: Prav. Rus’ 1953,3,9–11: gest. am 6.2.1938.
E. Koncevič, Archiep. Feofan Poltavskij. Ličnyja vosopominanija, ebda. 1974,24,6–8: gest. 6./19.2.1940.
Averkij (Taušev), Sv. pamjati Vysokopreosv. Feofana, in: Prav. Put' 1973 ,102–125.
Averkij (Taušev), Vysokopreosv. Feofan, archiepiskop Poltavskij i Pereslavlskij. Jordanville 1974, 88 S.
A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907–1914), Paris 1987, S.180, 183, 229.
G.Seide, Geschichte der ROK im Ausland 402f, passim.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 16, 64f, 75.
D. Pospielovsky, The Russian Church 286.
P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 103.
J.W. Cunningham, A vanquished Hope 58, 86, 322f, 328.
M Evlogij, Put’ moej žizni 197.