Источник

Никандр (Покровский Николай Иванович ), архп . Тульский и Белевский

Родился 17 мая 1816 года в семье священника с.Двулучьи Валуйского уезда Воронежской епархии.

Первоначальное образование получил в Воронежском духовном училище. Затем начал обучаться в Воронежской духовной семинарии, а окончил в Киевской.

В 1839 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 27 сент. того же года назначен учителем гражданской истории и греческого языка в Орловскую духовную семинарию.

26 сент.1841 года пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, а I окт. – во иеромонаха.

28 сент. 1842 г. – учитель Киевской духовной семинарии.

2 авг.1844 г. – инспектор Екатеринославской духовной семинарии.

20 окт.1848 г. – ректор той же семинарии.

21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита.

I мая 1850 г. – ректор Тульской семинарии и настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря.

17 мая 1859 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря.

22 окт. 1860г. хиротонисан во епископа Тульского.

8 апр.1873 года возведен в сан архиепископа.

В 1886 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. Почетный член Киевской духовной академии.

Скончался 27 июня 1893 года в Туле и там же погребен.

Вот что рассказывает о кончине архиепископа проф.А.Иванов:

“Я был свидетелем блаженной кончины архиепископа Тульского Никандра. Это была кончина в полном смысле слова мирная; ничем, по-видимому, не отличалась она от обычной дремоты спокойного усыпления.

Преосвященный сидел в кресле, по временам как бы дремал и опять скоро возвращался к бодрственному состоянию. Мы двое, которых он нередко называл своими друзьями, я и протоиерей А.И.Романов, сидели тоже в креслах, против него. Он старался поддерживать разговор с нами, но мы могли только отвечать на его вопросы. Посвоему обычаю, он старался иной раз говорить шутливо, как бы желая ободрить нас, как ему казалось, приунывших· “Вы, говорил он, сидите около меня, точно друзья Иова. Только, что же мало говорите?“, Повременам дремота видимо одолевала его. Но- очнется, и опять что-нибудь заговорит. В последние минуты эту дрему, часто прерывающуюся, он стал считать прямо приступами смерти, Задремет и опять проснется, за несколько минут до смерти, во время пробуждения после короткой дремоты, он, по обычаю, шутливо говорит: “видно душе не хочется сразу расставаться с телом. Совсем было рассталась, нет, опять воротилась»...

В последние шесть дней он каждое утро приобщался Св.Таин, приносимых служащим иеромонахом из Крестовой Церкви по окончании ранней литургии.

В последнее же утро, несмотря на очень раннее служение литургии, смерть предварила окончание ее. Старец скончался с живой надеждой уже навсегда соединиться со Христом, с Которым он в последние дни соединялся в ежедневном причащении.

Припоминаются слова его о своей будущей кончине, которые он не раз говорил, когда еще был здоров и крепок, “Я уверен, что умру не скоропостижно, но с надлежащим, необходимым каждому христианину приготовлением. Не валясь говорю, а упование имею твердое“.

Тридцать три года архиерействовал в Туле и оставил по себе память христианской любви и бескорыстной деятельности на службе Церкви и отечеству.

Жил 78 лет. Хороший школьный администратор и педагог. В архипастырской деятельности он проявил себя гуманным, попечительным о духовенстве и отзывчивым к нуждающимся.

Занимался широкой благотворительностью. Принимал участие в переводе Библии: на русский язык.

Труды:

«О Поместных Соборах, коих правила содержатся в Кормчей книге».

(магистерская диссертация).

“Приб. к “ЦВ» 1889, 40, стр.1203.

Литература:

“Приб. к «ЦВ» 1889, № 40, стр.1203.

-“- 1891, № 37, стр.1254.

-“- 1891, № 41, стр.1427.

„Кормчий'1912, № 7, стр.81–82.

“Русск.Паломн.» № 33, стр.398.

„Изв.Каз.Еп.» 1883, № 16, стр.491.

-“- 1891, № 38, стр.604.

„Русск. Архив“ 1895, кн.I-я, № I, стр.53, 54.

-“- 1895, кн.2-я, № 5, стр.77.

«ТрудыК.Д.А.» 1873, июнь, стр.281.

-“- 1886, май, стр.7.

-“- 1886, дек., стр.107–108.

-“- 1889, нояб., стр.483.

-“- 1890, июнь, стр.150–152.

«Ж.П.Б.» доп.II, стр.415, 419.

КорсунскийИ.Н. «Преосв.Кикандр, архп. Тульский».

Москва, 1893.

“Празднование25-летия святительства Высокопреосв.Никандра, архп. Тульcкого и Белевского».

Тула, 1885.

“Состав Св.Прав. Вcер. Сиy. и Рос .Церк.Иерархии на

1893 г.», стр.8.

“Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 367, стр.49–50.

Булгаков, стр.1415.

БЭС т.II, стр.2195, 1635.

НЭС т.ХХVIII, стр.493.

Толстой, стр.47/366.

РБС XI, стр.276, 277.

Никандр(Феноменов Николай Григорьевич), митр.Ташкентский

Родился 2 мая 1872года в семье священника Орловской епархии.

Во время обучения в Киевской духовной академии 3 июня 1897 года пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 авг. – во иеромонаха.

В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Тульской духовной семинарии.

1900 год – инспектор Кутаисской духовной семинарии.

1901 год – инспектор Тифлисской духовной семинарии.

С 21января 1902 года – ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита.

Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о бытии ему епископом Кинешемским.

10 июля 1909 года хиротонисан во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии.

С 15 фев.1908года – епископ Нарвский, вик. С.-Петербургской епархии.

С 26 мая 1910 года в течение трех с половиной месяцев во время отпуска митр.Антония управлял С.-Петербургской епархией и заведывал Александро-Невскою Лаврою и Исидоровским епархиальным женским училищем.

С 20 марта 1924 года – епископ Вятский и Слободской.

Участник Свящ.Собора 1917/1918 гг. в Москве.

В 1918 году – архиепископ Крутицкий.

С 1920–1925 гг. епархией не управлял.

С ноября 1929 года – митрополит Одесский.

С 1927 года – митрополит Ташкентский и Туркестанский.

Скончался 18 Февраля 1933 года в Ташкенте. Имел очень болезненный и дряхлый вид, несмотря на то, что ему всего 60лет.

Имел пристрастие в этом возрасте к деньгам. Боялся, чтобы кто их не взял. Оратор, способный и даровитый человек.

Труды:

«Об автокефальности Грузинской церкви и церковной жизни в

Грузии при Католикосах.

(историч.справка). Тифлис, 1909.

“Слово в день празднования 200-летия Александро-Невской Лавры 30 авг.1913 года».

“Приб. к «ЦВ» 1913, № 36, стр.1603.

“Акафистпреп. Сергию Радонежскому”, 1928 год.

Литература.:

“Церк.Ведом.” 1905, № 23, стр.286.

-“- 1905, № 28, стр.343–344.

-“- 1908, № 9, стр.45.

-“- 1910, № 24, стр.262, 263.

-“- 1912, № 44, стр.403.

-“- 1918, № 19–20, стр.114.

“Приб. к «ЦВ” 1905, № 23, стр.960.

-“- 1905, № 29, стр.1196–1198.

“Русск.Паломн.” 1905, №31, стр.491.

“ЖМИ” 1931, № I, стр.1.

-“- 1932, № 7–8, стр.5.

-“- 1932, № II-12, стр.2.

-“- 1933, № 14–15, стр.9.

«Мис.Календ.» 1907, стр.136.

ФАМ I, № 169, стр.14.

“Состав Св.Прав.Вcер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1917 год”, стр.226–227.

ФПС III, стр.5.

Протопресвитер Т.Теодорович. “К сорокалетию пастырства»,

ч.1, стр.25, 28, 30.

Булгаков, стр.1399, 1403, 1412.

БЭС т.II, стб.1636.

БЭЛ т.IX, стб.53–54.

Regel’son 454, 525, 535.

Am 15.4.1922 wurde er in Moskau verhaftet. Am 4.5.1922 mußte er vor Gericht im Gebäude des Polytechnischen Museums über den Widerstand bei der Einziehung kirchlicher Wertgegenstände aussagen; er lehnte kategorisch jede Teilnahme dabei ab (A. Levitin – V.Šavrov, Očerki po istorii I, 73, 74).

M. Pol‘skij, Novye mučeniki I, 180; II, 280: Er starb nach seiner Verbannung in Taškent (1929) in Nižnyj Novgorod im Jahre 1934.

Никaнор(Абрамович), М Ukr. Autokeph. Orth. Kirche

Вмарте 1942 года хиротонисан архиепископом Александром (Иноземцевым) и Поликарпом во епископа.

Упоминается в Поликарповской ориентации.

Литература:

«Журнал Засед. Св.Синода», № 8, от 19 апреля 1948 года.

ФАМ

ФАМ 14.

Nikanor (Burčak-Abramovič) wurde am 27.7. (alt. St.) 1883 im D Mizovi bei Kovel in Wolhynien geboren. Seine Vorfahren waren Priester, sein Vater aber Diakon-Lehrer; er hatte zwar das GS abgeschlossen, dann jedoch eine Witwe geheiratet.Nikanor studierte zuerst in der Dorfschule, dann an der Geistlichen Schule in Mizovi und am GS Žitomir. Dann trat er in das Kiever Kommerz-Institut ein, nach der Priesterweihe in die Kiever GA. Er studierte auch an der historisch-philologischen Fakultät der Vladimir-Universität in Kiev. Zum Priester wurde er am 23.10.1910 in Vladimir Volynskijvon ВFaddej geweiht. Zuerst diente er bei seinem Schwiegervater im D Biliči, 1912 übernahm er freiwillig die Pfarrei im D Tiškoviči. Im Juni 1916 wurde er nach Žitomir evakuiert und betreute bis 1918 die Flüchtlinge. Unter der ukrainischen Regierung organisierte er das kirchliche Leben und war Inspektor des Kultusamtes. Er redigierte das Monatsblatt «Svitec’», ab 1919 war er Mitredaktor des «Gromadjanin». Er gab das Buch «Prosvita na seli» heraus. Im Sommer entging er wie durch ein Wunder der Erschießung durch die Bolschewiki; er wurde Pfarrer im D Sе1’се. In der neu organisierten Geistl. Leitung wurde er Sekretär, zusammen mit ВDionysij (Valedinskij) bereitete er die Bischofssynode in Počaev (2.–8.10.1921) vor, die er leitete. Zum erstenmal wurde in Polen die Liturgie ukrainisch gefeiert. Seit1924 Protoierej. Er arbeitete weiter an der Ukrainisierung der Kirche in Polen. 1927 wurde er deswegen vor eine Untersuchungskommission gestellt.

Als die ukrainischen Verbände forderten, daß er zum Вgeweiht werde, wurde er vom Hl. Synod im März 1928 ins Kloster Derman‘ verbannt, wo er drei Jahre verblieb. Aus dem Kloster entlassen, war er Pfarrer im D Kyverci bei Luck. Er nahm eifrig teil an der Arbeit der Kommission zur Übersetzung der Hl. Schrift und der liturgischen Bücher ins Ukrainische. Am 1,4.1934 kam er wieder an die Pfarrei Mizovi, seinen Geburtsort. Am 26.10.1935 wurde er Dekan des 2. Dekanats des Kr.Kovel, hier organisierte er das ukrainische Leben und blieb auch unter sowjetischer Besatzung von 1939 bis 1941. Nach der deutschen Besetzung wurde er am 9.2.1942 zum Вin Pinsk geweiht, nachdem er zuvor Mönch und Arcnimandrit geworden war.Die Weihe vollzogen EB Aleksandr (Inozemec) von Pinsk, В Polikarp (Sikorskij) von Luck und В Jurij (Korenistov) von Brest nach den Kanones der orthodoxen Kirche. Er war für Kiev bestimmt, wo er am 13.3.1942 eintraf. Am 19.3.1942 wurde ihm die Leitung der UAOK von der Kirchenverwaltung übertragen. Er weihte acht Bischöfe, 187 Priester; 580 ukrainisch-autokephale Pfarreien wurden errichtet. Am 17.5.1942 wurde er zum EB von Kiev und Čigirin erhoben. Auf dem 3. Synod der UAOK im Oktober 1942 in Luck wurde er beauftragt, mit M Aleksij (Gromadskij), dem Leiter der Autonomen Kirche, zu verhandeln. Die Verhandlungen führten am 8.10.1942 in Počaev zur Einigung der getrennten ukrainischen Kirchen.

Am 25.11.1943 mußte er Kiev verlassen und in den Westen fliehen. Er kam nach Warschau und nahm teil an der Bischofssynode, die im März/April 1944 hier unter M Dionysij (Valedinskij) stattfand. Über die Slowakei floh er 1944 nach Deutschland und siedelte sich in Karlsruhe an, wo er bis zum Tod lebte. Am 15.5.1947 wurde er von der Bischofssynode in München zum Stellvertreter des Leiters der UAOK ernannt, am IS.9.1952 erhielt er den Titel M von Deutschland. Nach dem Tod des M Polikarp wurde er am 28.10.1953 zum M der UAOK im Ausland ernannt. Die UAOK leitete er 15 Jahre und fünf Monate. Er war Herausgeber des „Bogoslovs'kyj Visnyk» und leitete das Theologische Institut.

Gestorben 20./21.3.1969 in Karlsruhe.

Werke :

Prosvita na seli.

Dogmatyčno-kanoničnyj ustrij Vselens'koi Pravoslavnoi Cerkvi. Naši mogyly (Instruktion über Grabstätten).

Kul't predkiv na Volyni.

Istorija Dermans'kogo manastyra.

Stari cerkovni zvyčai» na Volyni.

Viele Aufsätze und Sendschreiben in verschiedenen Zeitschriften.

Unveröffentlichte Werke:

Misce narodženija sv. Petra Ratnens-kogo, Mytropolyta Kyivs‘kogo.

Opys Jarevyščs’kogo manastyrja.

Dogmatyčne Bogoslovie.

Istoria Ukrains‘koi Cerkvi XX-go stolittja.

Literatur :

A. Svitič, Pravoslavnaja Cerkov‘ v Polše i ееAvtokefalija (Buenos Aires 1958) 198.

F. Heyer, Wandlungen in der ukrainischen autokephalen orthodoxen Kirche, in: Kyrios 10(1970)84–89.

Lypkivs'kyj, Vidrožennja Cerkvi v Ukraini 1917–1930 (Toronto 1959) S. 281.

W.Alexeev – Th.G. Stavrou, The Great Revival 158.

IKZ 45(1955)11.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 177ff. passim.

Vlasovs’kyj, Narys istorii UPC, IV,1 ,9, 134, 340 ; IV, 2, passim.

Ridna Cerkva 4(1955)18 ,7–10; 19,3–4; 9( 1960)44 ,2–4.; 10(1960) 47,7–8; 11(1962)49,4–5; 16(1967)69,3–5; 72,11; 18(1969)78, 6–9 (N); 79,4–7; 23(1974)97,5; 28(1979)117,8–9.

D. Pospielovsky, The Russian Church 244f.

Cerk. Žizn, 1984,3/4,58.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle