Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич), еп. Верненский
В обновленчестве митрополит Орловский.
Родился в 1851 году.
Окончил медицинский факультет Варшавского университета, Военную артиллерийскую академию, юридический факультет и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Магистр богословия. Пострижен в монашество.
Ректор Литовской духовной семинарии в гор. Вильно.
Затем последовательно в сане архимандрита был настоятелем: Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря, Пензенского Спасо-Преображенского монастыря, Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря, а с 1914 г. Астраханского Покрово-Болдина монастыря. Ни в одном из указанных монастырей не оставил хорошей памяти.
12 июля 1920 года хиротонисан во епископа Ковровского, вик. Владимирской епархии. Хиротонию совершил Патриарх Тихон с сонмом архиереев.
В 1921 году – епископ Верненский.
Очевидно за неустойчивый характер и частые падения Патриарх Тихон в шутку именовал его «епископом Содомским и Гоморрским».
В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол.
Один из первых деятелей церковного обновленческого переворота в мае 1922 года. Был сразу назначен управл. Московской епархией.
Подписался под обращением к архиепископу Кентерберрийскому, примасу Англии.
18 июня 1922 года возведен в сан архиепископа и назначен архп. Крутицким.
С 6 июля 1922 года – архп. Пензенский и Саранский.
Вместе с епископом Антонином 30 июля 1922 года рукоположил во епископа Иоанникия (Чанцева), а II июня Иоанна Альбинского без предварительного пострижения в монашество.
С 4 окт. 1922 года – архиепископ Орловский.
26 марта 1923 года уволен на покой.
Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом.
25 сент.1928 года возведен в сан митрополита.
В марте 1931 года в ознаменование 80-летия со дня рождения назначен почетным членом Св. Синода Пр. Ц. в СССР.
Скончался 19 января 1932 года (Кат-AM и Кат-ЯВ), а по
Кат-ЕС скончался в 1934 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. (В Кат-ЕС год кончины, очевидно, менее точен, чем в Кат-ЯВ).
Покаяния не приносил.
Литература:
«Вестн. Св. Син. Прав. Рус. Церкви”,
1925, № 6, стр.3, 17.
1926, № 12–13, стр.14.
1927, № 3(16), стр.21.
«Церк. Обновлен.” 1923, № II, стр.3.
-"- 1925, № 5–6, стр.7, 58.
«Сибир. Церковь» 1922, № 2, стр.3, 15.
ФАОС дело № 115.
Кат-АМ № 190.
Кат-ЯВ, стр.74, № 158.
Кат-ЕС, № I, стр.12, п/№ 62.
Кат-ЕС № 3, стр.21, п/№ II.
ФАМ II, № 27, стр.2.
Протопресвитер Теодорович Т.П.: «К сорокалетию пастырства”,
ч.1, стр.25, 24.
«История Путятинского брожения».
1956, стр.62, 101–107.
«Er war eine klägliche Erscheinung. Schon als Archimandrit war L. eine unmögliche Persönlichkeit, die sich überall lächerlich machte. Nachdem er mühsam seine Akademiestudien absolviert und die Mönchs- und Priesterweihe empfangen hatte, brannte er darauf, Bischof zu werden. Er war ganz versessen auf verschiedene Ehrenprärogative und benutzte sie auch dort, wo sie ihm nicht zustanden... Unablässig bestürmte er alle einflußreichen Persönlichkeiten, um die Bischofswürde zu erhalten... Man kann sich vorstellen, daß er sofort bereit war, sich der ’Lebendigen Kirche’ anzuschließen, da er dort ein schnelleres ’Vorwärtskommen‘ erwartete. Dort wurde er am 18.6.1922 zum EB von Kruticy ernannt. Wegen seiner Unfähigkeit spielte er auch dort keine Rolle und wurde von den anderen nur als Aushängeschild als Vertreter des Episkopats, benutzt” (Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 215f.).
Er war ein überzeugter Monarchist und äußerst konservativ. Er diente eine Zeitlang als Offizier im Königreich Polen. Nach dem Tod seiner Frau wurde er Mönch. Die Ep. Alma-Ata (Vernyj) konnte er wegen des damaligen Bürgerkrieges nicht antreten. Patriarch Tichon bestellte ihn daraufhin zum zw. Vw der Ep. Moskau bis zur Ankunft des В Innokentij von Klin. Am Tage der von den Erneuerern geplanten Übernahme der Höheren Kirchenverwaltung (18.5.1923) stieß В Leonid zu ihnen und wurde, da kein anderer В sich zur Verfügung stellte, zum Leiter der ”Neuen Kirchenverwaltung” bestimmt. Im Gegensatz zu dem mit den Erneuerern schon lange sympathisierenden В Antonij Granovskij, der aber als rebellisch galt und sich nicht zur Mitarbeit zunächst entschließen konnte, gab В Leonid, harmlos erscheinend, der neuen Kirchenverwaltung den Anschein einer Legalität (A.Levitin V. Šavrov, Očerki po istorii I, 87–90). Später wird er nur unter den gewöhnlichen Bischöfen aufgezählt (ebda I, 114;
II, 111, 125, 130, 136).
F.Heyer, Die orthodoxe Kirche 94.