Иувеналий (Масловский Евгений Александрович), архп. Рязанский и Шацкий
(В официальном издании «Церк. Вед.» он значится Ювеналием)
Родился 15 января 1878 года в г. Ливнах, Орловской губернии. День Ангела 2 декабря – на память Патриарха Иерусалимского Иувеналия, так он и подписывался.
Окончил Орловскую гимназию и в 1908 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Пострижение в монашество принял на втором курсе Академии 10 февраля 1901 года от ректора Академии епископа Антония (Храповицкого); а 25 февраля рукоположен во иеродиакона.
3 июня 1902 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием.
В 1903 году по окончании академии назначен членом Урмийской духовной миссии (в Персии).
С 1904 года – преподаватель Псковской духовной семинарии.
4 окт.1906 года назначен настоятелем Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии и возведен в сан игумена.
23 окт.1910 года назначен настоятелем Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, а 14 ноября возведен в сан архимандрита.
24 августа 1914 года хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге.
С 28 июля 1917 года – епископ Тульский и Белевский.
Был участником Собора в Москве в 1917/1918 гг.
С 1919 года – епископ Тульский и Веневский.
С 1920 года – епископ Тульский и Одоевский.
17 окт.1923 года возведен в сан архиепископа и назначен Курским и Обоянским.
С февраля 1925 года по март 1928 года епархией не управлял.
(Митр. Елевферий в своей книге «Неделя в Патриархии», на стр.115 ошибочно указывает кафедру Калужскую).
С 27 апр.1928 года – архиепископ Рязанский и Зарайский.
С 7 авг.1929 года – архиепископ Рязанский и Шацкий.
19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке.
С 1936 года епархией не управлял.
Скончался весной 1937 года.
Это был знаменитый литургист. В период с 1925–1932 гг. он составил «Архиерейский Торжественник». Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.
Поэтому он разбил свой материал по содержанию в отношении первых трех специальных частей, все остальное, перенеся в IV-ю общую часть. Вот почему во многих местах его оглавления в скобках имеются пометки тома и страниц.
Мы знаем, что в древней Руси Торжественником назывались сборники торжественных похвальных слов, поучений, проповедей и житий, наиболее чтимых святых, сказаний о праздниках и чудесах, предназначавшихся для чтения при Богослужении.
Торжественники, как и Триоди, были постные, пятидесятные,
(от недели мытаря и фарисея до недели всех святых) или понедельные.
В отличие от этих старинных сборников Владыка Иувеналий назвал свой труд «Торжественником архиерейским». Этим заглавием он хотел отметить то значение архиерейского служения, которое недооценивали наши современники.
Имеются прекрасные описания торжественных архиерейских служб в сочинениях известного писателя и современника Митрополита Филарета Московского и А.Ы.Муравьева, в «Письмах о епископе» Е.Н.Поселянина (СПБ, 1910 г.) и др. печатных трудах.
Но авторы всех этих сочинений описывают только свои впечатления о прекрасно обставленных торжественных архиерейских службах, вызывавших у верующих восторг и умиление.
Владыка Иувеналий преследовал в своем труде конечно совершенно другую цель. Его интересовала литургическая практика архиерейских служб. Он стремился увязать практику древнерусских служб архиерейских, запечатленных в Чиновниках Московского Кремлевского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора (М .1903 г.), Нижегородского Преображенского собора (М.1905 г.), Новгородского Софийского собора (М.1899 г.) с нашей современной церковной практикой и все это документально научно осветить и т.н. «Провинциализмы» подвести под общие единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях.
Насколько он достиг своей цели в этом нам не было известно.
В последние годы жизни, проживая в тихом городе Рязани, он для облегчения пользования своим шеститомным «Торжественником», отпечатал его на машинописи и составил примерный алфавитный к нему указатель.
«Торжественник» распадался на четыре части:
1 часть – О церковном священнослужении архиерейском – 141 глава.
2 часть – Месяцеслов архиерейский – 78 глав.
3 часть – Св. Четыредесятница – 70 глав.
4 часть – Общая и томы 5–6 – 127 глав.
Всего этот труд включал в себе 416 отдельных глав. Дальнейшая судьба этого ценного наследования была трагична.
В 1935 году рукопись эта находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне. Горю его не было предела, когда он узнал о судьбе своего шеститомного сочинения.
Будучи у него в 1932 году, мы воспользовались кратким оглавлением его «Торжественника», который полностью списали себе. Таким образом, от такого громадного и уже вполне законченного ценного литургического исследования осталось нам только его оглавление.
Надо глубоко верить, что среди нашего епископата или вообще специалистов, найдется литургист, уставщик, который возьмется если и не восстановить «Торжественник», то, во всяком случае, самостоятельно обработать его по своему усмотрению, разбивая и систематизируя этот литургический материал, который можно теперь располагать в библиотеках наших духовных учебных заведений.
Здесь нам необходимо указать на исключительную черту архиереев, вышедших из Антониевой школы – это глубокое знание церковного устава и великолепное его применение в церковно-богослужебной практике.
В подавляющем большинстве постриженники Антония (Храповицкого) проходили устав на практике. Конечно, к числу глубоких знатоков церковного устава и церковно-богослужебной практики как постриженники епископа Антония бесспорно принадлежал и Владыка Иувеналий, в совершенстве знавший церковный устав и поражавший своих современников исключительной памятью на церковные песнопения.
В епископате за «пристрастие» к пышным службам носил прозвище «блистательный».
Труды:
Речь при наречении его во епископа Каширского 21 августа 1914 года.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 37, стр.1615.
Литература:
«Церк. Вед.» 1906, № 18, стр.266.
-«- 1906, № 41, стр.442.
-»- 1910, № 44, стр.421.
-«- 1914, № 32, стр.377.
-»- 1917, № 35, стр.295.
-«- 1918, № 19–20, стр.114.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 37, стр.1615.
«ЖМП» 1932, № ΙΙ-12, стр.4.
-»- 1934, № 20–21, стр.3.
«Прав. Собес.» 1901, март, стр.377–380.
-"- 1905, нояб., стр.95 (отчет)
«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии
на 1917 г.», стр.96–97.
Елевферий митр· «Неделя в Патриархии».
Париж, 1933, стр.115, примечание.
Послужной список Иувеналия, архп. Рязанского и Шацкого от 19 января 1932 года.
Протопресвитер Т.Теодорович: «К 40-летию пастырства» часть I, стр.
Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр.17, 91. «Спутник агитатора», 1937, № 23.
Regel’son 536: 1925 bis März 1928 in Haft.
Regel'son 555: 1936 wieder verhaftet.