Елевферий (Богоявленский)
Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич), митр Виленский и Литовский.
Родился 14 октября 1870 года (по другим сведениям в 1868 и 1869 гг.) в семье сельского псаломщика Курской епархии. Материальная бедность его родителей не воспрепятствовала ему воспитать ь себе добрые качества души. С самых ранних лет он отличался правдивостью, последовательностью в своих поступках, твёрдостью характера и правильным взглядом на жизнь.
В 1889 году окончил Курскую духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе.
В 1890 году вступил в брак и принял рукоположение во священника к церкви с. Тростяницы Курской епархии.
После десятилетней мирной семейной жизни он овдовел.
В 1900 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.
По окончании академии был пострижен в монашество с именем Елевферия и назначен преподавателем Подольской духовной семинарии.
О 1906 года – инспектор Холмской духовной семинарии.
В 1909 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
21 авг. 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, вик. Литовской епархии. Чип хиротонии совершал с собором епископов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
В 1914 году ввиду возникших военных действий (первая мировая война) он переселился в Москву в Донской монастырь, где в течение года совершал все праздничные богослужения. Из Москвы он снова возвратился в свою епархию.
С июня 1917 года – управляющий Литовской епархией.
С 28 июня 1921 года – архиепископ Литовский и Виленский.
Здесь пришлось ему вести борьбу с автокефалистами Польской Церкви. Когда в 1922 году была провозглашена Польским правительством антиканоническая автокефалия Церкви в Польше, то он объявил в своей епархии акт автокефалии незаконным, а Варшавский Синод самочинным. Митр. Георгию (Ярошевскому) через особую депутацию он заявил полный отказ признавать над собой власть его и Синода, о чём уведомил и Польское правительство.
Такое действие архп. Елевферия повлекло за собой трёхмесячное заключение его в католическом монастыре, откуда, по настоянию литовского правительства, был освобождён в апреле 1923 года и переселён на местожительство в Ковно.
В октябре 1928 года он делал доклад в Москве митр.Сергию и Св. Синоду о состоянии церковной жизни в Польше.
В ноябре этого же года он был возведён в сан митрополита за верность канонической правде.
24 декабря 1930 года назначен временно управляющим Западно-Европейскими приходами Русской Церкви, а 30 апреля 1931 года утверждён управляющим.
На долю деятельности митрополита Елевферия выпала новая борьба за каноническую истину против евлогианского и карловацкого расколов, в которой он проявил особую энергию, мужество и непоколебимую верность Матери-Церкви.
В этой напряжённой борьбе он провёл дни своей жизни до самой своей кончины, которая последовала после болезни менингита, 31 декабря 1940 года в г. Вильно. Отпет и погребён архиепископом Сергием (Королёвым) в Виленском Свято-Духовом монастыре.
Митрополит Виленский и Литовский Елевферий в наше время, в последние десятилетия, по крайней мере, в истории Русской Православной Церкви является редким и цельным монолитом в той разрухе Российского заграничного и эмигрантского епископата, которая разрешила в своей среде создание расколов, уклонов, ориентаций, группировок. Он остался верен своей совести и архиерейской клятве и единственным устоем и маяком православия в Западной Европе и с честью оправдал доверие Русской Православной Церкви в лице её управителя митрополита Сергия и временного при нём Священного Синода.
Сколько лет верующие и настоятели церквей в Западной Европе были спокойны за своё церковное будущее. Их взоры были постоянно устремлены в тот город, древние стены которого охраняли его покой. Город Вильно стал ему родным.
Как кормчий был он на той высоте хранения правды Божией, которая постоянно укрепляла его и особенно в моменты потрясения церковных устоев, церковного покоя и единства его с Православной Церковью Великой России.
Эта высота его духа и чистота сердца застала его и в час смертный, как служителя Церкви Божией незапятнанного и свободного от всякого рода компромиссных решений или нарушения своей кристальной чистоты душевной и принципиальности и внутреннего и внешнего благородства.
Двадцать девять лет своей жизни в Вильнюсе ничем не запятнал, двадцать девять лет бессменно (что так редко наблюдается в практике русского епископата) возглавлял Виленскую и литовскую епархию сперва викарием Ковенским, а затем епархиальным, двадцать девять лет он твёрдо стоял на страже православия. За двадцать девять лет беспорочной службы он не колебался, не сомневался, а оставался верным сыном, стоящим на страже интересов Русской Православной Церкви.
Его величавый благородный внешний образ свидетельствовал о благородстве его души и о многом том прекрасном, что скрывало его сердце от взора людского и дешёвого мимолётного мнения толпы, как и всегда.
Ещё была за ним большая заслуга... Во время своей осенней поездки в Московскую Патриархию в 1928 году он хлопотал о перевозе в Вильнюс мощей свв. братьев-мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия, хранившихся в то время в Богоявленском кафедральном (ныне Патриаршем) соборе.
Труды
«Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». (Кандидатское сочинение) | |
Речь при наречении его во епископа Ковенского | «Приб. к „ЦВ“» 1911, № 35, стр. 1465–1466 |
«Неделя в Патриархии» (впечатления и наблюдения от поездки в Москву) | Париж, 1933 |
«Соборность Церкви. Божие и Кесарево» | Париж, 1936 |
«Об искуплении». Письма митр. Антонию (Храповицкому) | |
Мой ответ митрополиту Антонию (Храповицкому) | Paris 1935 |
«Папство в вопросе соединения Церквей» | Париж, 1940 |
«Церк. Вед.» | 1911, № 41, стр. 323. 1912, № 19, стр. 181 |
«ЖМП» | 1931, № 3, стр. 2. 1931, № 6, стр. 4. 1952, № 2, стр. 5. 1953, № 4, стр. 35. 1957, № 9, стр. 65–76 (статья Ведерникова) |
«Русс. Паломн.» | 1911, № 40, стр. 636 |
«Русс. Прав. Церковь» | стр. 150 |
«Патриарх Сергий и его духовное наследство» | МП, 1947, стр. 227–228 |
Булгаков | стр. 1410 |
БЭС | т. I, стб. 856 |
ФПС I | № 38, стр. 2 |
ФПС II | стр. 1 |
ФПС IV | стр. 3 |
ФПС V | № 76 |
Regel’son | 472, 482 |
W. Kahle, Die orthodoxe Kirche im baltischen Raum, in | Kirche im Osten 21/22 (1978/79) 93, 96 |
Joh. Chrysostomus | Kirchengeschichte I, 340, 347, 383–386; 11, 12, 77, 243, 292, 302; III, 19, 32 |
IKZ | 1941, 1/2, 49 |
W. Günther | Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 18 |
Nach M. Pol’skij | Materialy po istorii Russkoj Zarubeznoj Cerkvi, ist er am 31. 12. 1941 gestorben |
Кроме указанных трудов в архивах Московской Патриархии хранится его ценная переписка с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием в период с 1922 по 1939 гг.
Литература
«Церк. Вед.» | 1911, № 41, стр. 323. |
1912, № 19, стр.181 | |
«ЖМП» | 1931, № 3, стр. 2. 1931, № 6, стр. 4. 1952, № 2, стр. 5. 1953, № 4, стр. 35. 1957, № 9, стр. 65–76 (статья Ведерникова) |
«Русс. Паломн.» | 1911, № 40, стр. 636 |
«Русс. Прав. Церковь» | стр. 150 |
«Патриарх Сергий и его духовное наследство» | МП, 1947, стр. 227–228 |
Булгаков | стр. 1410 |
БЭС | т. 1, стб. 856 |
ФПС I | № 38, стр. 2 |
ФПС II | стр. 1 |
ФПС IV | стр. 3 |
ФПС V | № 76 |
Regel’son | 472, 482 |
W. Kahle, Die orthodoxe Kirche im baltischen Raum | Kirche im Osten 21/22 (1978–1979) 93, 96 |
Joh. Chrysostomus | Kirchengeschichte I, 340, 347, 383–386; II, 12, 77, 243, 292, 302; III, 19, 32 |
IKZ | 1941, 1/2, 49 |
W. Günther. Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche | Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 18 |
Nach M. Pol'skij | Materialy po istorii Russkoj Zarubeznoj Cerkvi, ist er am 31.12.1941 gestorben |