Источник

Иона-Мар, еп. Супурганский

Иона-Мар, еп. Супурганский в Урмии (Персидское Закавказье).

Родился в 1834 году в горной стране Тергявар.

В Урмийскую область он явился уже юношей лет 15-ти. Тогда он считался раббаи, т. е. посвящённый Богу от чрева матери своей. Много лет боролся он с врагами веры отцов. С проповедью о вере проходил раббаи по сирийским деревням, увещевая поселенцев держаться веры отцов. Время от времени, для поддержания в себе святой ревности, он удалялся в горы Тергяваря и там молился в сообществе с жившими там пустынниками. В горах он вёл суровый образ жизни. Он по несколько суток не вкушал хлеба, большую часть дня употреблял на молитву. Ночью вставал на молитву и псалмопение.

В 1864 году он был хиротонисан во епископа Урмийского и Супурганского патриархом Несториан Мар Шимуном.

В сане епископа он продолжал борьбу с врагами древнего христианства – католиками и пресвитерианами, неустанно разъезжая по деревням для проповеди и богослужения, для примирения ссор между сирмийцами-христианами, чтобы они не шли на мусульманский суд, чтобы не подвергались там притеснениям и поборам, чтобы все составляли один народ, крепкий одной верой и взаимной любовью своих сынов. За это время он пять раз ходил в Кучапиц, лежащий в пределах Турции, в пяти днях пути от Урмии, к своему патриарху за распоряжениями и для доклада о делах своей епархии. Два раза на этом пути в Кучаниц он был ограблен донага курдами. Но патриарх не мог по дальности расстояния оказывать помощь епископу-труженику, да и не имел сил поддержать падавшее и раздиравшееся в Урмии разными западными проповедниками несторианство. Епископ Иона-Мар с горечью в душе наблюдал падение веры отцов, видел и горькие плоды этого падения в своём народе, сирийцев, особенно побывавших в Америке, прекращение молитв, постов, разрушение храмов. Тогда у него начала возникать мысль обновить народ сирийский – православием. От сирийцев, бивших в России на заработках или для сбора милостыни он узнавал о православной вере русских, об её проявлениях в богослужении и жизни. Для лучшего ознакомления с русской Церковью он ездил около того же времени в Петербург инкогнито, но ничего не мог сделать для воссоединения своего народа с Православной Церковью. Только во время экзаршества в Грузии митрополита Палладия удалось ему подготовить почву для воссоединения, которое и совершилось в 1898 году 25 марта в Петербурге. Вместе с ним воссоединились архимандрит (впоследствии епископ в Урмии) Мар-Илья, два священника, один диакон и пятнадцать тысяч сирийцев-несториан.

После воссоединения он возвратился в Урмию и продолжал начатое доброе дело. Последние годы своего служения он проживал в селе Супурган, где принимал посещавших его русских миссионеров и членов русской колонии в Урмии.

В этом селе постигла его роковая смерть – следствие перенесённых им в молодости и старости трудов и воздержания. На смертном одре он был два раза напутствован и приобщался Свят. Таин.

Скончался он на Святой неделе в пятницу 23 апреля 1910 года. Отпевание было совершено по православному чину. Погребён в западной части Супурганской церкви во имя св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Литература


«Церк. Вед.» 1898, № 13, стр. 67–70
«Приб. к „ЦВ“» 1898, № 12, стр. 485–490. 1904, № 5, стр. 163
Пимен игум. «Забытые кончины» «Русск. Паломн.» 1910, № 50, стр. 815

Werke


Bekenntnisse des Nestorianischen Bischofs Iona von Supurgan behufs seiner Vereinigung mit der heiligen orthodoxen orientalischen Kirche, in: A. von Maltzew, Begräbnis-Ritus und einige specielle und alterthümliche Gottesdienste der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes Berlin 1898, т. 1, S. 420–444


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle