Источник

Вениамин (Казанский Василий Павлович), митр. Петроградский и Гдовский

Родился в 1874 году в семье священника Олонецкой епархии.

Окончил Петрозаводскую духовную семинарию.

В 1897 году окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1896 г. – во иеромонаха.

Много лет был преподавателем духовных училищ и семинарий.

В 1897 году назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию.

В 1898 г. – инспектор Холмской духовной семинарии.

С 1899 г. – инспектор С.-Петербургской духовной семинарии.

С 1902 по 1905 гг. был ректором Самарской духовной семинарии в сане архимандрита.

В 1905 году перемещен ректором С.-Петербургской духовной семинарии.

24 янв.1910 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митр. Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие святители.

В 1910 году, во время отпуска митрополита Антония заведывал делами Духовной семинарии и училища.

6 марта 1917 года возведен в сан архиепископа Петроградского и Ладожского.

13 авг.1918 года на Всероссийском Поместном Соборе возведен в сан митрополита Петроградского и Гдовского.

Скончался 3 июля 1922 года.

В обновленческом журнале «Сибирская Церковь» № 2 за 1922 год, стр.15, пытались очернить митрополита Вениамина даже после его кончины, а в 1928 году в обновленческом журнале «Вестн.Св.Синода Правосл.Церкви» № 5, стр.5 через шесть лет после смерти упоминают митрополита Вениамина, как сочувствовавшего обновленческому течению. Все эти данные, конечно, не были подтверждены и личность митрополита Вениамина (Казанского) осталась незапятнанной.

Доказательством этого служит его послание к пастве от 15/28 мая 1922 года. В этом послании, по поводу слухов об отречении патриарха Тихона, он говорит, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а поэтому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха. Потом митр. Вениамин сообщает, что петроградские священники Александр Введенский, Владимир Красницкий и Евгений Белков без его воли отправились в Москву и приняли там высшее управление Церковью, и этим поставили себя в положение отпавших от общения со Св. Церковью. Далее митрополит Вениамин предупреждает перечисленных выше священников, чтобы они покаялись, а паству свою, чтобы не присоединялись к ним и через то не лишили бы себя общения со Св.Церковью и ее благодатных даров, – «чтобы никто из вас не погиб».

Из воспоминаний о нем его почитателей.

Ни блеском церковного красноречия, ни остротой богословского ума не отличался приснопамятный Вениамин, митрополит Ленинградский, но это не помешало ему оставить по себе память одного из любимых и популярнейших архипастырей. Одна его чисто русская внешность располагала к себе. Простое открытое лицо, круглое с румянцем на щеках и длинной русой бородой.

Был он прост, доступен и приветлив. Говорят, что в ранние годы мечтал об исповедничестве. Временами в обществе он был молчалив и с ним трудно было поддерживать беседу.

При воспоминании о нем неизменно рядом встает фигура обновленческого митрополита Александра Введенского, сыгравшего роковую роль в его жизни. Митрополит Вениамин, не распознав обновленческих замыслов Введенского, в начале его священнослужения искренне его полюбил, всюду выдвигал, возил с собой и во время своего служения поручал ему проповедь. Вскоре для нецерковного слуха и неправославного взора эффектная фигура обновленческого протоиерея заслонила собою облик смиренного истинно христианского архипастыря, а красивая, несколько истерическая проповедь его, заглушила задушевное, кроткое, простое, строго православное слово скромного митрополита.

Но всеосвещающее время скоро выявило смертельный яд обновленческого миросозерцания Введенского и открыло непереходимую пропасть, образовавшуюся между этими двумя противоположными церковными деятелями, подобно пропасти лежащей между Лазарем и богатым.

Церковная история навечно сохранит оба эти облика, как сохранило Евангельское повествование яркие образы из последних дней земной жизни Спасителя – образы Иосифа Аримофейского, Никодима, первосвященников, фарисеев, саддукеев, Пилата, Ирода и Иуды.

Рассказывали, будто бы, когда митрополиту Вениамину пришлось в неожиданном присутствии Введенского покидать свои покои, он, обратившись к присутствовавшим, сказал: «мне представляется, что сегодня не первая неделя Великого поста, а один из первых дней Страстной седмицы».

Литература:

«Церк. Вед.» 1910, №24, стр.263.

-«- 1911, № 50, стр.416.

-»- 1914, № 12, стр.96.

-«- 1917, № 35, стр.295.

«Приб. к «ЦВ'1910, №5, стр.208.

-»- 1914, №25, стр.1122.

-"- 1918, № 5, стр.200.

«ЖМП» 1959, №II, стр.39.

Булгаков, стр.1412.

«Сибирская Церковь» (обновленч.) 1922, № 2, стр.15.

,!Вестн. Свящ.Син.Прав.Церкви» (обнов.) 1928, № 5, стр.5.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.28–29

Da er sich weigerte, die Kirchenverwaltung der «Lebendigen Kirche» anzuerkennen und ihren Führer, den seiner Ep. entstammenden A. Vvedenskij exkommunizierte, wurde er wegen angeblichen Widerstandes bei der Ablieferung des wertvollen Kirchengeräts verhaftet. Ihm und 86 anderen Angeklagten wurde ein Schauprozeß gemacht, bei dem M Veniamin von dem jüdischen Anwalt Gurovič glänzend verteidigt wurde. Am 5.7.1922 wurde M Veniamin zum Tode verurteilt.

In der Nacht vom 12. zum 13.8.1922 wurde er nicht weit von Petrograd standrechtlich erschossen. Die Exekution wurde durch keinerlei Kommuniqué bekanntgegeben.

Literatur (u.a.):

M. Pol’skij, Novye mučeniki 1,25–57; 58–65; 179.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 1,161 u.a., 11,94,186,

187, 198, 239, 240; 111,20, 82, 91, 115, 157, 158, 247.

Regel‘son 286 , 294, 299 , 310.

A. Levitin – V, Šavrov, 0čerki po istorii I,67ff., l00ff., 112, 114, 274–292.

Struve 27, 39f. , 85, 129, 161 , 167 , 170, 503 , 509.

N. Rklickij, Žizneopisanie VI,70.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle