Василий (Богоявленский), архп.Черниговский и Нежинский
Родился I февраля 1867 года в семье священника Тамбовской епархии. Являлся близким родственником митр. Владимиру Киевскому.
В 1888 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, а 20 сент.1889 года был рукоположен во диакона. В этой низшей иерархической степени будущий святитель пробыл почти полтора года, соединяя служение диакона с трудом учителя одноклассной церковноприходской школы.
В 1890 году был рукоположен во священника к церкви с. Овсянки, Кирсановского уезда, в этой должности и состоял до 1896 года, будучи, в то же время, заведующим и законоучителем церковноприходской школы.
Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия расстаться с родной епархией и переселиться в 1896 году в Казань.
Для продолжения образования о. Василий поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1900 году.
Епархиальной властью ему было предложено остаться на службе в Казанской епархии, где он и пробыл 12 лет.
В 1907 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Вторая книга Маккавейская» Опыт исагогического исследования.
Преждевременная смерть жены была им понята, как призыв для отказа от радостной личной жизни и о. Василий решил всего себя отдать на служение святой Церкви.
В 1908 году принят в число братии Свято-Троицкой Александро – Невской Лавры, пострижен в монашество и назначен ректором Черниговской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита.
26 июля 1909 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена была хиротония архимандрита Василия во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Чин хиротонии совершал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний в сослужении членов Святейшего Синода и прочего духовенства. На этой кафедре епископ Василий пробыл немного более полутора лет, оставив здесь по себе самую светлую память, не только благолепием своего служения, величественными крестными ходами, но и теми грандиознейшими сооружениями в Куряжском монастыре, которые являются живым свидетельством горячей архипастырской любви к народу.
В марте 1911 года епископ Василий был перемещен на кафедру епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии, а через два месяца назначен был епископом Черниговским и Нежинским.
С именем епископа Василия Черниговского связано много идейных начинаний. По его инициативе совершено художественное издание книги-альбома «Картины церковной жизни Черниговской епархии» – дар прежней Черниговской епархии. Возведен достойный древней русской епархии епархиальный дом с величественным в нем храмом и залом для религиозно-просветительных целей и целым рядом благотворительных епархиальных учреждений при нем. Открыл второе в епархии женское училище, острая нужда в котором давно уже давала себя чувствовать духовенству епархии. Устроено при нем два новых обширных странноприимных дома для прибывающих на поклонение к мощам святителя Феодосия, паломников. Устройство совершенно нового в практике епархиальной жизни дела – санатория для воспитанников духовной семинарии, чем дается возможность склонным к туберкулезному заболеванию учащимся провести летние месяцы в такой обстановке, какая требуется для подобного рода больных. Представлен на утверждение Св. Синода обстоятельно разработанный устав учреждаемой епархиальной кассы взаимопомощи. Проект разрабатываемый и близкий к осуществлению восстановления при Троицко-Ильинском монастыре братской типографии.
5 окт.1916 года епископ Василий был возведен в сан архиепископа.
Скончался в 1919 году на пути в Пермь, куда он ехал по поручению Св. Синода расследовать дело епископа Пермского Андроника. Скончался мученически, был сброшен в воду на Камском мосту.
Владыка был человеком очень общительным. Он принимал в своем доме городскую знать, купечество, из которого черпал материальную поддержку для предпринимаемых им операций. Часто и сам посещал знатных людей. Предпринимал частые разъезды по епархии. Находил энергичных, нужных ему людей из духовенства, привлекая их к работе по устройству училищ, а в нужных случаях прямо переводил в Чернигов к себе в помощники. Многим, конечно, не нравилось впрягаться в эту работу бесплатно, считая это излишней нагрузкой для себя.
О богослужебной части владыка также проявлял заботу. Он выписал себе хор опытных певцов, хорошего протодиакона, регента из консерватории и поставил службу на большой внешний лоск. Оставил по себе память, как о прекрасном администраторе, организаторе и умелом хозяйственнике.
ТРУДЫ:
«Вторая книга Маккавейская». (Опыт исагогического исследования) Магистерская диссертация. Казань, 1907.
Речь при наречении во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии.
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 31, стр.1415–1416.
Слово к воспитанникам, окончившим курс Черниговской духовной семинарии.
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 42, стр.1765.
Послание Братства Св. Михаила, кн. Черниговского, церкви Тобольской, по случаю прославления Святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 35, стр.851.
Литература:
«Церк. Вед.» 1909, № 26, стр.261.
1911, № II, стр.53.
1911, № 21, стр.179.
1916, № 41, стр.367–
1916, № 29, стр.276.
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 31, стр.1441, 1442.
«Прав. Собес.» 1909, декабрь, стр.787.
1910, декабрь, стр.782.
1913, декабрь, стр.836.
1914, сентябрь, стр.105.
1915, июнь, стр.293.
«Изв. Каз.еп.» 1908, № 35, стр.1050–1054.
1913, № 7, стр.248.
1913, № 39, стр.1174.
«Рус. Паломн.» 1911, № 38, стр.607.
1913, № 45, стр.719, 720.
Булгаков; стр.1416, 1417.
БЭС т.II, стб.2364.
НЭС т.IX, стб.660.
Родзянко М.В. «Крушение империи”.
Изд. «Прибой» 1927, стр.185.
Состав Св.Прав.Веер.Син.и Рос.Церк.Иерархии
на 1910, стр.48.
на 1916, стр.266.
на 1917, стр.172–173.
Елевферий, митр. «Неделя в Патриархии»
Париж, 1933, стр.34, 118, 141. Приложение стр.20.
М. Pol’skij, Novye mučeniki 1,70, 178; 11,277.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 1,135; 11,74; 111,20.
Regel’son 524.