Источник

Антоний (Каржавин Александр Николаевич), архп.Тверской

Родился 15 мая 1858 года в Вологодской губернии, сын статского советника.

Среднее образование получил в Вологодской гимназии, а высшее богословское в Московской духовной академии.

Окончил академию в 1880 г. со степенью кандидата богословия и был назначен в Тамбовскую духовную семинарию преподавателем Основного Догматического и Нравственного богословия.

По постановлениям педагогического собрания, с утверждением епархиального преосвященного, кроме указанных основных предметов, преподавал в разных классах латинский, французский и еврейский языки, исполнял должности секретаря семинарского правления, члена педагогического собрания и инспектора семинарии.

25 февр. 1888 г. удостоен степени магистра богословия за работу: «О рационалистических сектах».

В этом же году 10 июля пострижен в монашество с именем Антония, 15 июля рукоположен во иеродиакона, а 17 июля – во иеромонаха.

Указом Свят. Синода от I декабря 1888 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита.

В 1891 30 марта назначен ректором Вифанской духовной семинарии.

14 сентября 1895 года хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария родной ему Вологодской епархии. Хиротонию совершали: митрополит СПБ, Палладий, архп. Финляндский Антоний, архп. Херсонский Иустин, епископ Герман, епископ Алеутский Николай, епископ Елизаветградский Тихон.

4 окт.1897 года призван на епархиальную кафедру в Тобольск, епископом Тобольским и Сибирским.

Летом 1909 года был вызван в С.-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде на летнюю его сессию. Здесь он был назначен председателем Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений, за руководство которым объявлена ему благодарность Святейшего Синода·

В 1910 был перемещен из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа.

Будучи епископом Тобольским, он первый из архиереев разоблачил перед высшей церковной властью проходимца Григория Распутина, за что вскоре был «с повышением» перемещен в Тверь, а на его место был назначен друг и сотаинник Распутина епископ Варнава Каргапольский.

Последние годы своей жизни страдал водянкой и ожирением сердца, несмотря на курортное лечение в Карлсбаде и меры особого режима в домашней своей жизни.

Скончался тихо и внезапно 16 марта 1914 года в 3 часа дня в загородном архиерейском доме в Крестопоклонное воскресенье, после отслуженной в кафедральном соборе литургии. (Р.П. 1914 г. № 24, стр.386).

Погребение совершено в Тверском Отрочем монастыре.

Свою кончину Владыка Антоний предсказал недели за две.

«А вот мы на Крестопоклонной поговеем, да как следует» и затем, обращаясь к своим келейникам, говорил: «После моей смерти едва ли найдут завалявшийся гривенник». И действительно, когда особая комиссия из духовных и гражданских властей описывала его имущество и переписку, то ни одного рубля не нашли, а случайно обнаружили завалявшийся гривенник.

По виду всегда спокойный, уравновешенный, архп.Антоний таил в своей душе целое море жизни, и это море невидимо для постороннего наблюдателя волновалось, приходило в смятение всякий раз, когда люди в своей совести не являли небесных даров: любви, стремления к правде, к внутреннему духовному совершенству. Достаточно было, хотя бы мельком, посмотреть на Владыку Антония в самые, по-видимому, торжественные минуты, когда он являлся предметом внимания многотысячной толпы, когда каждый его жест, каждое движение должно иметь, по принятому обычаю, характер величия, властности, могущества. В эти минуты Владыка Антоний всегда неизменно страдал, страдал от сознания возможности впасть в лицемерное величие, допустить фальш мыслей, чувств, взглядов, движений. Можно было даже заметить, что в такие минуты владыка обыкновенно смущался, краснел, как невинный, нравственно-чистый ребенок. И из груди его вылетал звук, похожий на глубокий, затаенный вздох страдания.

Архиепископ Антоний был истинный монах, который вместе с облачением не откладывает в сторонку своих идеалов, лучших стремлений своей глубоко воспитанной души. Его душа всегда была занята самоанализом, на страже его жизни стоял неподкупный судья – совесть, и следил, чтобы эта жизнь была полным, совершенным отражением неба, требовал воплощения в телесной жизни небесной красоты, чистой небесной правды. Он был архипастырь благостный, молитвенный. Но, так как он был болен, то служил редко. Все его службы отличались необычайным благоговением, проникновенной молитвеиностью и неторопливостью в возгласах и движениях. Верующих приучил к соблюдению полной тишины во время своих служб. Никто не переговаривался в эти немногие часы молитвенного созерцания сего архипастыря, его глубокой проникновенной молитвы за свою паству.

В жизни своей он был настоящий аскет, тайный благотворитель, нищелюбец и делатель непрестанной Иисусовой молитвы. Для многих он был отцом и старцем. К духовенству, нарушавшему церковное благочиние, посты и проявлявшему преступную слабость к винопитию, был строг и на провинившихся налагал меры пресечения, исправления. В делах епархиального управления проявлял мудрость, великую рассудительность и осторожность. Никому из верующих не отказывал в приеме, но сам никогда не посещал дома других, следуя в этом примеру св.Иоанна Златоуста.

Не любил сниматься как и еп.Черниговский (скончался в 1911 году).

Монастыри и монашество любил и при посещении своем св. обителей проявлял к ним много любви и внимания к их нуждам.

Ему не удалось закончить сводного толкования на Псалтырь. Этому труду он отдавал случайно оставшиеся у него все свои небольшие досуги свободного времени от управления обширной и сложной Тверской епархии.

Труды:

«0 рационалистических сектах».

М.1887 г. (Магистерская диссертация).

Речь при наречении его во епископа.

«Церк.Вед.» 1895, сентябрь,№38, стр.1308–1309.

Заметки и статьи.

«Тобольские Епарх.Вед.» 1897–1910 гг.

«Тверские Епарх.Вед.» 1910–1914 гг.

Псалтырь толковая (в рукописи).

Антоний (Каржавин), архп. Тверской и Кашинский.

План составленный «Лествицы» (небесной) преп.Иоанном Лествичником.

«Богослов.Вестн.» 1916, янв., стр.77.

Литература:

«Церк.Вед.»

1895, № 35, стр.337·

-«-

1909, № 24, стр.246.

-»-

1909, № 47, стр.411.

-«-

1910, № 6, стр.21.

«Приб. к «ЦВ»

1891, № 4I, стр.1427·

-»-

1895, № 38,стр.1307–1308

-«-

1912, № 26, стр.1063.

«Церк.Вестн.»

1891, № 15, стр.235·

-»-

1895, № 36, стр.1131.

-«-

1895, № 38, стр.1215·

-»-

1910, № 5, стр.138.

Жизнеописание Антония (Каржавина), архп.Тверского и Кашинского.

Тверь, 1914.

Булгаков, стр. 1397, 1414, 1415.

БЭС т.I, стб.198, 199·

БЭС т.II, стб.2168.

БЭЛ т.III, стр.722, 723.

НЭС доп. т.I, стр.128.

«Прав.Бог·Сл·» стр.198.·

«Волог.Епарх.Вед.» № 6, стр.191.·

Юбилейный сборник. М. 1914, стр.191, 192.

«Русск.Паломн.» 1914, № 24, стр.388.

«Воскр.День» 1910, № 7, стр.75·

«Всер.Ц.Об.Вестн.» 1915, 16 март. Некролог.

«Мисс.Календарь» на 1907 г., стр.129.·

Н.В.Родзянко. «Крушение Империи»·

Изд. «Прибой» 1927, стр.45, 55, 56, 57·

Илиодор, бывш.иеромн. (Сергий Труфанов). «Записки о Распутине». («Святой черт»), стр.29 с предисловием С.П.Мельгунова.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1903 г., стр.160.

на 1905 г., стр.140.

на 1906 г., стр.134.

на 1910 г., стр.144.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 554, стр.6.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle