Феодосий, епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский (Василевич)

Год рождения неизвестен. Обучался в Киево-Братской коллегии, которая с 1632 года называлась Киево-Могилянской.

С 1646 по 1651 год преподавал в той же коллегии пиитику, риторику, философию. Позже был префектом коллегии.

В июне 1649 года ездил в Москву с ходатайством перед царём Алексеем Михайловичем за Киево-Братский монастырь, наместником которого он был.

В 1654 году упоминается игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.

С 1654 года архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря.

В июле 1654 года архимандрит Феодосий посылал к царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой уверял его в своей непоколебимой преданности. Гетман Богдан Хмельницкий говорил о нём царю: «Той архимандрит зело потребен есть Церкви святой, искусен муж и премудр, и на вся дела вере нашей благочестивой благопотребен, и тебе, великому государю нашему, верен, и всякого добра прямо желает».

В марте и апреле 1655 года архимандрит Феодосий находился в стане литовского гетмана Радзивилла под Могилевом и старался убедить осаждённых могилевцев сдаться польскому войску. Но ни устрашения, ни проклятия архимандрита Феодосия не подействовали на жителей Могилева. Они отбили приступы Радзивилла, остались верными Московскому государю, которому и переслали письма архимандрита Феодосия. Подписывая письма, Феодосий называл себя не только игуменом Киево-Михайловским и архимандритом Слуцким, но и «икономом-наместником митрополии Корунной», то есть наместником митрополита в той части его митрополитской епархии, которая находилась ещё в пределах Польши. Этим, по-видимому, объясняется поведение архимандрита Феодосия. Когда он действовал в Киеве как игумен Михайловский, он действовал как подданный московского государя, исполнял его волю, покорялся московским властям. Но когда действовал в пределах Польши как архимандрит Слуцкий и наместник митрополии Коронной, он действовал как подданный короля Польского и должен был покоряться польским властям из опасения лишиться всего. Возможно, что гетман Радзивилл, двигаясь со своим войском, случайно застал Феодосия в его Слуцкой обители, взял его с собой и приказал ему писать в Могилев от имени самого митрополита те самые письма. Утверждать, будто Феодосий писал эти письма по собственному желанию и убеждению, или будто бы писал по приказанию или с согласия самого митрополита, мы не можем. Митрополит, находясь в Киеве, мог вовсе не знать, что пришлось делать его наместнику и его именем под Могилевом.

В 1655 году Феодосий был лишён должности игумена Михайловского монастыря в Киеве и остался только архимандритом Слуцкого монастыря, то есть подданным Польского короля.

19 июня 1669 году избран во епископа Мстиславского, Могилёвского и Оршанского. Он жил в Слуцком монастыре, настоятелем которого был, так как в Могилеве было неспокойно, там бесчинствовали униаты и римо-католики. В течение трёх лет оставался наречённым епископом и только 20 апреля 1672 года, получив от Польского короля Михаила Вишневецкого († 1673) утвердительную грамоту, был хиротонисан во епископа.

Скончался 11 марта 1678 года в Люблине. Погребён в октябре 1678 года греческим митрополитом Макарием (Лигариди) в Дятловицком Спасо-Преображенском монастыре.

Литература:

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 2, стр. 1676.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 12, стр. 96–102.

Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской Церкви: в 2 ч. СПб., 1882–1884, ч. 2.

Петров Н.И., профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. Киев. 1895.

Мухин Н.Ф., профессор. Киево-Братский Училищный монастырь. Исторический очерк. Киев. 1893.

Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII веке. М. 1899, т. 1.

Титов Ф.И. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII–XVIII вв. Киев. 1905.

Сапунов А.П. Витебская старина. Витебск, 1883–1888, т. 1, ч. 4; т. 4, ч. 1.

Попов М.С. , протоиерей. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910, стр. 25, 26, 30, 36, 41.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 15, 493, 543.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 55.

Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. Киев. 1889.

Могилевские епископы с краткими биографическими о каждом из них сведениями. – Могилев на Днепре. 1887.

Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссией для разбора древних актов, высочайше учреждённою при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе: в 37 т. Киев. 1859–1914, т. 4, ч. 1.

Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов: 33 т. Вильно, 1865–1914. –Т. 8, 11.

Архив западнорусских униатских митрополитов. СПб, т. 1, 2.

Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси. – Вильно, 1870, т. 2, 6, 7.

Могилёвские губернские ведомости. 1887, № 32–35.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 325.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 7, стр. 62–65, 269, 270, 285, 400, 401.

Афанасий (Мартос), архиепископ, Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 2000, стр. 226.

Комментарии для сайта Cackle