Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси

† 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых

По происхождению грек.

Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства.

Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Иоанна XIV Калеки о его канонизации.

В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

Весной 1329 года митрополит Феогност был вместе с великим князем Иваном Даниловичем Калитой в Новгороде, побуждая псковичей выдать Тверского князя Александра Михайловича, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 году и убийство ханского посла Шевкала. Великий князь, чтобы отвратить гнев ханский от себя и от России, двинулся на непокорных псковичей с войском, но, не желая проливать кровь, упросил митрополита подействовать на них силою церковной анафемы, если они не прекратят своего упорства. Псковичи смирились. После церковного отлучения князь Александр Михайлович ушёл из Пскова в Литву, но затем вернулся во Псков и стал Псковским князем.

Вскоре после этого, узнав о смерти митрополита Литовского Феофила, святитель Феогност отправился в юго-западную Русь для возвращения под свою власть Литовской митрополии, созданной в 1316–1317 годах по инициативе великого князя Литовского Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке), по крайней мере, по 1329 год. В марте 1330 года святитель Феогност посетил Кострому и присутствовал при основании Ипатьевского монастыря. В 1333 году святитель Феогност ходил в Золотую Орду для получения от хана Узбека утверждения в своём звании.

В 1341 году митрополит Феогност второй раз посетил Новгород. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил новгородцев уплатить ему значительную дань, которая казалась для них несправедливою и позорною. При великом князе в Торжке они видели и святителя Феогноста, разумеется, как его единомышленника. Неудивительно, что вскоре за тем, удостоившись посещения митрополита, они приняли его очень неохотно, и местный летописец, прислушиваясь к мнению народа, внёс в свою летопись следующие слова: «Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород с многими людьми, тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1353 году недовольство новгородцев против митрополита обнаружилось гораздо яснее: владыка Новгородский Моисей († 1363; память 25 января/7 февраля) отправил послов в Константинополь к императору и патриарху, прося от них «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита», в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника архиепископа Василия (Калики), носить кресчатую фелонь.

Тяжёлое испытание пришлось перенести святителю в 1342 году во время второго похода в Золотую Орду по случаю воцарения хана Джанибека. Об этом посещении митрополитом Феогностом Орды рассказывает небольшая повесть под названием «Страдание преосвященного Феогноста митрополита о дани церковней», содержащаяся в Степенной книге (ПСРЛ, СПб., 1913, т. 21, 2 половина, с. 345–346) и в Милютинских Четиих Минеях под 14 марта. С митрополитом ходил в Орду великий князь Симеон Иванович, но тот скоро вернулся в Москву. Митрополит же Феогност был там задержан, так как «некой русские злодеивые мужи» говорили хану о больших доходах, которые имеет Русская Церковь, и побуждали его обложить ежегодной данью и её. Хан передал этот вопрос на рассмотрение своим людям. Святитель Феогност, отстаивая независимость Церкви, подвергся суровым истязаниям и пыткам, и, раздав им до шестисот рублей, убедил их оставить в силе узаконения прежних ханов, основанные на «Ясе» Чингисхана, получив об этом ярлык от Джанибека и его жены Тайдулы, и в 1343 году возвратился на Русь. За этот подвиг митрополита Феогноста особенно прославляли его благочестивые соотечественники.

Новое испытание для митрополита Феогноста принесло учреждение особой митрополии в Галиче Константинопольским патриархом Иоанном XIV. Митрополит Феогност энергично воспрепятствовал этому и добился у Константинопольского патриарха упразднения образовавшейся митрополии. В августе 1347 года Константинопольский император Иоанн VI Кантакузен издал золотую буллу, в которой извещал, что открытие в Галиции особой митрополии есть нововведение, совершившееся незадолго пред тем во время смутных обстоятельств в Византии; что отныне «святейшие епископии, находящиеся в стране Малой России, называемой Волынью, именно: Галицкая, Владимирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская», должны подчиняться святейшей митрополии Киевской и всея России. В том же 1347 году русские князья во главе с великим князем Московским Симеоном Ивановичем собрали и послали императору Иоанну VI Кантакузену деньги на восстановление разрушенной землетрясением восточной апсиды Константинопольской святой Софии. Святитель Феогност, получив вновь под своё ведение волынские епархии, в 1348–1349 годах предпринял дальнее путешествие для их обозрения.

Святителем Феогностом был разрешён спор о церковном подчинении Червлёного Яра как области Рязанской, а не Сарайской епархии.

Так в трудах о церковном благоустроении протекала жизнь святителя.

В 1352 году некий монах по имени Феодорит уверял в Константинополе, что митрополит Феогност умер, и добивался поставления на его место, а когда патриарх просил его подождать до выяснения обстоятельств, тот бежал в Тырново и был там возведён в сан русского митрополита, после чего поселился в Киеве. За этим событием последовали грамоты Константинопольского патриарха и посольство от святителя Феогноста и великого князя Московского Симеона Ивановича в Константинополь с просьбой поставить после смерти митрополита Феогноста преемником его помощника, епископа Владимирского Алексия († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Митрополит Феогност подготовил себе достойную смену в лице святителя Алексия, который при митрополите Феогносте за 14 лет прошёл все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. Поставление митрополита на Русскую митрополию из среды русских было нежелательно для греков. Но святитель Феогност, как добрый пастырь Церкви, преследовал только интересы Церкви. На всероссийскую кафедру он искал, прежде всего, достойного по совокупности качеств предстоятеля, независимо от национального происхождения.

Митрополит Феогност скончался 11 марта 1353 года в эпидемию чумы, которую в народе называли «чёрной смертью». Через три дня был погребён в Московском Успенском соборе неподалёку от своего предшественника, святителя Петра. В 1471 году мощи его обретены нетленными. Причтён к лику святых.

Труды:

Грамота митрополита Феогноста на Червлёный Яр о принадлежности тамошнего края к Рязанской епархии // Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1., № 18, стр. 163.

Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасённое, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от божественных писаний о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещинно крестьяном, и яко же недостойни приходять к божественным тайнам – в муку себе не в терпеливую въвергнуть, и как подобает чтити честнаго и животворящего креста // Сборник Отделения русского языка и словесности АН. СПб., 1907, т. 82, № 4, стр. 118–126.

Литература:

Хойнацкий А.Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. М. 1888, стр. 81–84.

Хойнацкий А.Ф., протоиерей. Очерк из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878, стр. 100–101.

Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 26, 75, 91, 119.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1, стр. 22, 25–26, 30–32.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их. Изд. 3. СПб., 1882, март, стр. 334.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 70–71.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, т. 2, стр. 317.

Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Известия отдела русского языка и словесности императорской Академии наук. 1903, т. 8, кн. 1.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 191, 560.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911, т. 2, 1-я пол.

Голубинский Е.Е. Митрополит всея России Феогност, – Сергиев Посад. 1893.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь. 1892–1902. Вып. 7.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901 – С. 131, 136, 137, 138.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 584.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д.А. Эристов. М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 241–242.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 2.

Соколов Ал. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев. 1913.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1402, 1405.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 514.

Московский некрополь: в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 412.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. М. 1903–1911, 1908, 1916. Кн. 2, доп, стр. 433–434, прим. 1, стр. 435, прим. 2; 438–439.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1848, стр. 33.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 487.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 12.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 46.

Русская историческая библиотека. Изд. 2. СПб., 1908, т. 6, ч. 1.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1863, т. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11.

Исторический вестник. СПб., 1881, апрель, стр. 736.

Исторический вестник. СПб., 1891, сентябрь, стр. 642.

Исторический вестник. СПб., 1895, январь, стр. 95.

Православный собеседник. Казань. 1867, март, стр. 216.

Журнал Московской Патриархии. М. 1953, № 8, стр. 39–46.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сайкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1573, 2409.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 41, стр. 893.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 236–238.

H. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 13.

Прохоров Г.М. Феогност // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып. I, стр. 453–457.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 19, 26–33, 35, 37, 73, 74, 99, 108, 111, 149, 158, 179, 193, 194, 199, 203, 205, 218, 219, 223, 226, 227, 230, 232, 251, 312.

Комментарии для сайта Cackle