Источник

Иов, митрополит Киевский и Галицкий (Борецкий Иван Матвеевич)

Родился в Галиции в местечке Боречи.

Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях.

Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве.

С 1617 года – первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища.

В 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре.

С 1619 года – игумен этого же монастыря.

9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита.

22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму.

25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве.

В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, – 1633).

Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита.

Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре.

Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов.

Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

В 1621 году митрополит Иов созвал в Киеве Собор для совещания о мерах, какие нужно принять для поддержания православной веры в народе. 15 декабря 1621 года он особой окружной грамотой, названной «Советование о благочестии», увещевал всех православных крепко держаться законно восстановленной православной иерархии. Об этой грамоте существует отзыв как о «сочинении столь превосходном, что переносит во времена мужей апостольских». Ее содержание показывает, что новый владыка Киевский очень ясно представлял положение Православной Церкви в Польше, не надеялся на прочность полученной передышки и не ожидал для народа и для себя иного пути, кроме исповедничества и мученичества. Он советовал пастырям «возбуждать и приготовлять к святому мученичеству как самих себя, вспоминая слова Христовы – пастырь добрый душу свою полагает за овцы, так и сердца народа, чтобы с радостью переносили расхищение и разграбление своих имуществ и терпели бы, как за вины, притеснения от властей, а также и оковы наконец охотно, мученически принимали бы всякую смерть ради Господа». Слово «всякую» в той обстановке приобретало особую выразительность, ведь на долю некоторых выпадали самые мучительные виды смерти в пытках, достойных инквизиции.

Опасения митрополита Иова сбылись очень скоро. В 1622 году гетман запорожского войска Петр Сагайдачный умер, и преследования православных возобновились с такой силой, что ими возмущались даже ярые униаты, как, например, канцлер литовский Лев Сапега.

Протестуя против действий Полоцкого униатского епископа Иоасафа Кунцевича, митрополит Иов, как христианин и как дальновидный политик, дает яркую картину положения православных в те ужасные годы. «Поступки ваши проистекают более из тщеславия и частной ненависти, нежели из любви к ближнему, – пишет он Кунцевичу. – Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям сделала строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали как неверные... вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, навели опасность государству, а может быть, и гибель всем вам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии, ибо если отечество потрясается, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!»

«Отечество», т. е. Польша, потрясалось не раз. Если многие православные получали мученический венец, то было много и таких, которые не шли по пути, указанному митрополитом, а предпочитали другой, давно известный. Одно за другим поднимались гайдамацкие восстания, заливавшие Польшу кровью и усмиряемые поляками со зверской жестокостью.

В эту тяжелую годину, беспрестанно оплакивая страдания своей паствы, митрополит Иов с великим достоинством руководил Западнорусской Православной Церковью.

Отличаясь добродетельной жизнью, он так щедро подавал милостыню, что современники называли его «Иоанном Милостивым».

В то время, когда, по словам Сапеги, «глупый народ лучше хочет быть в турецком подданстве, чем терпеть такое притеснение своей веры», мудрый политик Иов мысленно обращался в другую сторону – к единоверной России. В 1625 году он обратился в Москву с просьбой о защите, но Русское государство еще не оправилось от потрясений Смутного времени и не смогло оказать нужной помощи.

Однако стремления митрополита Иова не могли не повлиять на умы его современников. Недаром впоследствии его родной Михайловский монастырь так поддерживал Богдана Хмельницкого в борьбе за объединение с Россией.

Много потрудился митрополит Иов и для улучшения внутреннего состояния своей митрополии. Был он, по словам святителя Димитрия Ростовского, «благочестив и премудр, в божественном Писании искусен». «Не должно гневаться на младших и низких степенью клириков, – писал он в «Советовании о благочестии», – если они архиереям и другим начальникам напоминают что-нибудь или от чего предостерегают».

Митрополит Иов был другом и наставником будущего митрополита Петра (Могилы, † 1646). При его содействии последний принял монашество и по его завещанию соединил лаврскую школу с Братской Богоявленской, положив таким образом начало знаменитой Киевской духовной академии.

Труды:

Диалог о православной вере. – 1606 г. Оправдание невинности (послание к Сигизмунду III). – 1621.

Окружная грамота от 15 декабря 1621 года или Советование о благочестии.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. – С. 265–393.

Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. – Ч. 2.

Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. – Киев, 1886. – Т. 1.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 492–495, 518, 520.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988– 1888]. – Киев, 1888. – С. 59, 222, 224, 255.

Рункевич С. Александро-Невская лавра. 1713–1913 гг. – СПб., 1913.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473, 1477, 1478.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 60–61.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 302.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 116.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 14.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403.

Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – Т. 2. – С. 161, 165.

Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 56, 239.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 631.

Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 42–54, 99.

Скворцов И. М. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843–1853 годах. – Киев, 1854. – С. 97.

Исторический вестник. – СПб., 1884, июль. – С. 178.

–»– 1900. март, – С. 1234.

Труды Киевской духовной академии. – 1869, сентябрь. – С. 364.

–»– 1870, июль. – С. 113.126.

–»– 1879, май. – С. 184.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1951, № 1. – С. 45–46; № 3. – С. 40.

–»– 1954, № 4. – С. 11; № 5. – С. 32–35.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1897, № 1. – С. 23.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 221–225.

Полный православный богословский энциклопедический словарь; в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1106.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13-а (кн. 26). – С. 723.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 301.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle