Питирим, священномученик, епископ Пермский († 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.
С 1440 года – архимандрит Московского Чудова монастыря.
В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III.
Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.
Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.
В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от «проклятого слова», и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят». О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима.
В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.
Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.
Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.
В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.
Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.
Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).
Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.
Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.
В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.
Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.
Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. «Вологодские губернские ведомости», 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).
Труды:
Житие Алексия митрополита (краткая редакция).
Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).
Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 248 и прим. 19.
Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 33.
Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви / Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. – 1908). – СПб., б. г., январь. – С. 179.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1408.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 200–201.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 162, 729.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 461.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 28.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 681.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 108.
Православный собеседник. – Казань, 1911, декабрь. – С. 105.
Русский паломник. – 1908, № 7. – С. 111.
–»– 1914, № 8. – С. 123.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 15. – С. 204.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1810.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 23-а (кн. 46). – С. 735.
Минея январь. – М., 1982. – Ч. 2. – С. 492–494.
Минея август. – М., 1989. – Ч. 2. – С. 309–310.
Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2. ч. 2. – С. 193–195.