Павел, митрополит Рязанский и Муромский (Моравский)
До 1672 года – игумен Крестомаровской пустыни Нижегородской епархии.
В 1672 году назначен архимандритом Макарьева Желтоводского монастыря Нижегородской епархии.
2 апреля 1676 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского с возведением в сан архиепископа.
С 6 сентября 1681 года – архиепископ Суздальский и Юрьевский.
В ноябре того же года возведен в сан митрополита Рязанского и Муромского.
Скончался 5 сентября 1686 года в городе Рязани.
Сохранившиеся сведения о деятельности митрополита Павла незначительны.
Из выдающихся событий Рязанской епархии за период его управления известны: построение Рязанского странноприимного мужского монастыря во имя преподобного Симеона Столпника и начало построения Рязанского Успенского собора.
В истории русской духовной литературы митрополит Павел оставил о себе память своей замечательной наставительной грамотой к архимандриту Рязанского Иоанно-Богословского монастыря Иосифу и келарю Рязанского Солотченского монастыря Пахомию. Поводом для написания этой грамоты послужили многие нарушения церковных правил и обрядов, замеченные им при объезде епархии. И он, не надеясь только на свои силы, обратился к лицам доверенным и известным преданностью Церкви с целью привлечь их к содействию в исправлении того, что «за неведением или невежеством в седьми тайнах церковных обрящется деемое не по преданию и уставу церковному». И далее, основываясь на Священном Писании, он изложил те ошибки и заблуждения в церковных обрядах, которые были распространены в Рязанской епархии. Коснулся митрополит Павел и знаменитого спора о времени пресуществления, причем он придерживался иной точки зрения по этому вопросу, нежели патриарх Иоаким: «В Божественной литургии ума намерение твердо имети. Ума же намерение сие есть, егда глаголет словеса сия: “Приимите, ядите и пийте от нея” – да имать ум свой весь собран в оны словеса... Блюди, о иерее, аще во время оно ум твой будет неподвижным... Аще ж в то время уста твоя глаголют оне словеса, ум же твой иная мыслит, веждь, яко смертию, сиречь непрощенно согрешаеши». Эта грамота характеризует митрополита Павла как хорошего знатока Священного Писания и церковных правил, понимающего современные нужды паствы.
Кроме того, митрополит Павел был хорошим проповедником-оратором, говорил проповеди обычно без всякой записи, «яко всем дивитися его учению».
Труды:
Наставительная грамота 1683 года // Пискарев А. И. Древние грамоты и акты Рязанского края. – СПб., 1854. № 51. – С. 130–131.
Литература:
Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен. – М., 1820. – С. 169–188.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 133, 182, 246.
Макарий (Миролюбов), архимандрит. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1863. – Кн. 2–4. – С. 106, 116, 132–134.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 1048, 1049.
Марков Н. Коломенская епархия // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1886, август. – С. 226.
Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 689.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1411.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 173.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, [1914]. – С. 26.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 416, 613, 622, 657, 1032.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 36, 44, 46.
Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 9, 10.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – Кн. 1, № 236.
Рязанские епархиальные ведомости. – 1879. – С.465–468.
Православный собеседник. – Казань, 1907, февраль. – С. 275; сентябрь. – С. 394.
Журнал Московской Патриархии. – 1959, № 10. – С. 39.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 12. – С. 359.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1411.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 69–70.
Зиборов В. К. Павел // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3, ч. 3. – С. 4.