Павел, святитель, митрополит Тобольский и Сибирский (Конюскевич или Конюшкевич Петр) († 1770; память 4/17 ноября, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых)
Родился в 1705 году в городе Самборе в Галиции в семье богатого мещанина.
Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики.
В 1733 году пострижен в монашество.
В 1740 году в сане иеромонаха назначен проповедником Московской Славяно-греко-латинской академии.
В 1744 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.
23 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита.
11 января 1768 года уволен на покой в Киево-Печерскую лавру.
Скончался 4 ноября 1770 года в Киево-Печерской лавре.
Погребен в Великой Церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным.
Митрополит Павел – великий архипастырь, неуклонно шествовавший к высшему духовному совершенству, явивший собой высокий пример истинного подвижничества.
Он имел глубокие знания высших истин христианского вероучения. Обладал замечательным даром поучения, редкими администраторскими способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли. Отличался, сверх того, необыкновенной кротостью нрава и высокохристианским смирением. Был утешителем вдов и сирот.
Но при всех положительных качествах святитель был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства: для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви.
Высказывается и такое мнение, что он «был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям», но в то же время «человеком высокого ума» и что «в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем».
Принимая во внимание предыдущие характеристики его как человека кроткого и в то же время с крепкой волей и редкого администратора, можно думать, что его «негуманные» поступки были продиктованы необходимостью, а может быть, в высшем смысле, были очень гуманными. А фанатизмом наши либералы обыкновенно называли несгибаемую убежденность.
Митрополит Павел заботился о просвещении народа через пастырей, а потому, прибыв в Тобольск, прежде всего обратил внимание на усовершенствование духовной семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс и сам непосредственно наблюдал за преподаванием.
При митрополите Павле было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах.
Он был стойким противником отчуждения монастырских земель и за непоколебимое отстаивание своего мнения был присужден Святейшим Синодом к лишению архиерейского сана, но приговор не был приведен в исполнение. Согласно указу императрицы Екатерины II, митрополит Павел ушел на покой в Киево-Печерскую лавру.
Существует и такое мнение, что причиной увольнения митрополита Павла на покой явилась клевета Савватия Исаиевича.
На покое святитель жил с великим смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, вместо подушки имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого.
Повествуют, что в ночь накануне синодального суда подсудимый святитель во сне явился синодальному члену митрополиту Димитрию (Сеченову, † 1767) и сказал ему: «Некогда отцы наши, в числе коих некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями, и я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих предсказываю тебе, попечителю церковных имуществ, позорную и нечаянную смерть».
При отъезде из Санкт-Петербурга митрополиту, по воле императрицы, давали какие-то деньги, несколько тысяч рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождавшим митрополита. Наместник лавры предложил святителю: «Примите этот дар, по крайней мере, для святой лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное». Павел спросил: «А що ты устроищ, отче, на сей огонь?» Наместник ответил: «Позолотим чрез огонь церковные главы». «Се добре», – отвечал Павел. Деньги были приняты.
Скончался митрополит Павел тихо и мирно, до последней минуты осеняя посещавших его святительским благословением и наставляя теплым словом.
У гроба святителя совершаются многие чудеса, получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что святитель Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками. Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова, † 1837) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью лавры и приказано было перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы, как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором.
«12 июня 1827 года доложили мне, – пишет митрополит Евгений, – что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе поверх земли и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились, и вошел неизвестный муж, светом озаренный, в архиерейском облачении, с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: «Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты!» Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне предположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте».
Труды:
Записки (веденные по дороге в Санкт-Петербург в 1740 г.).
Литература:
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 172–181.
Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни / Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202.
Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград, 1916. – С. 470.
Поселянин Е. Стоятель за правду // Русский паломник. – 1915, № 8. – С. 118–122.
Козырев А. Краткие сведения о Павле, митрополите Тобольском. – 2-е изд. – Киев, 1880.
Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881.
Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая История Тобольской и Томской епархии // Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. – С. 435–436.
Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. – Т. 2.
Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883.
Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины II. – Одесса, 1889, ч. 2.
Макарий (Миролюбов), епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 97. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4, 6. – С. 351.
Германов. На Афон и св. Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 37.
Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич // Тобольские епархиальные ведомости. – 1882, неоф. ч., № 23–24. – С. 475–489.
Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. – Владимир, 1906. – С. 41.
Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. – Киев, 1908.
Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. – Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, № 7 и 8.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 2. – С. 59–62.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 112.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 97.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 47, 318.
Мамаев. Список духовных и светских начальников Тобольской губернии // Тобольские губернские ведомости. – 1890. – С. 57.
Пекарский П. П. Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в государственном архиве министерства иностранных дел: в 5 т. – СПб., 1871–1885. – Т. 2. – С. 275–276.
Парфений, игумен. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле пострижника Святые горы Афонския инока Парфения. – М., 1855, ч. 1. – С. 187.
Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 213.
Абрамов Н. А. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский // Странник. – Спб., 1868, № 4, апрель. – С. 59–78.
Толстой М. В. Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – М., 1870, № 2. – С. 158–168.
Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 172.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 290, 570.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 97.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 723.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – Кн. 2, № 41.
Краткое показание о бывших в Сибири воеводах. – Тобольск, 1792.
Памятная книжка Тобольской губернии. – Тобольск, 1884.
О заказных латинских и славяно-русских школах в Тобольской губернии с 1759–1818 гг. // Иркутские епархиальные ведомости. – 1885, № 20.
Енисейские епархиальные ведомости. – 1887, № 18. – С. 222–226.
Черниговские епархиальные ведомости. – 1868, № 8.
Киевские епархиальные ведомости. – 1868, № 12.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1876, июнь. – С. 292.
–»– 1879, май. – С. 32; сентябрь. – С. 30–34. Исторический вестник. – СПб., 1888, январь. – С. 180–186.
Православный собеседник. – Казань, 1875, апрель. – С. 392–418.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912. – Т. И. – С. 50–59; доп. т. 2. – С. 324–356.
Монастырь. – Нижний Новгород, 1908, № 4. – С. 31.
Русский инок. – 1914, № 9. – С. 553–555; № 17. – С. 995–1002; № 19–20. – С. 1060–1065; № 21–22. – С. 1172–1178; № 23–24. – С. 1252–1272.
Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1884. – С. 358–362.
Православный собеседник. – Казань, 1911, март. – С. 86.
Церковный вестник. – СПб., 1891, № 33. – С. 517.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 651.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1729, 2167.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. –С. 66–68.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 6. – С. 413.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 22-а (кн. 44). – С. 546.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54.
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 191.