Иоанн II, святитель, епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский († 1214; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых)
О преосвященном Иоанне известно, что он был духовником великого князя Всеволода Юрьевича.
23 января 1190 года в Киеве он был хиротонисан митрополитом Никифором († 1198) во епископа Ростовского, по выражению летописца, «поставлен бысть пастухом всей земли Ростовской и Суздальской и Владимирской». Он был последним епископом Ростовско-Суздальской земли в 1190–1214 годах, когда она представляла еще одно государственное владение и одну епархию. 26 февраля 1190 года новый епископ прибыл в Ростов и был встречен великим князем Всеволодом Юрьевичем, находившимся в это время в Ростове по делам сбора дани с населения. 10 марта 1190 года епископ Иоанн прибыл в Суздаль. Весь город торжественно вышел ему навстречу за городские ворота Старой улицы. Против этих ворот епископ Иоанн вскоре основал Ризоположенский монастырь, в который потом поступила преподобная Евфросиния, тогда еще суздальская княжна Елена (Пребрана) Михайловна. В 90-х годах XII столетия семья великого князя жила по преимуществу в Суздале. В 1189 году Иоанн, будучи еще игуменом и духовником княжеской семьи, крестил новорожденного княжича Георгия, и с этой минуты все детство и юность Георгия Всеволодовича были запечатлены влиянием святого епископа Иоанна; это влияние определило всю жизнь благоверного князя вплоть до того часа, когда он пал смертью храбрых на берегу реки Сити в битве с татарами 4 марта 1238 года. Епископ Иоанн 26 июля 1192 года совершал над княжичем обряд рыцарского пострига, состоявший в том, что мальчику, по достижении трехлетнего возраста, подстригали волосы в кружок, ограждали крестом, окропляли святой водой и с молитвами сажали на коня.
В первый же год своего епископства святой Иоанн установил местный праздник в честь святого Леонтия Ростовского по случаю открытия его мощей в 1190 году. Им же были написаны Похвальное слово и служба новоявленному чудотворцу.
Епископ Иоанн был выдающимся организатором церковного строительства. В 1192 году епископ Иоанн и великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо заложили во Владимире мужской монастырь Рождества Богородицы, который до 1571 года был первенствующим монастырем Северо-Восточной Руси. В 1196 году епископ Иоанн закладывает на воротах Владимирского Успенского собора каменную церковь во имя Иоакима и Анны. В 1200 году епископ Иоанн принимает участие в построении во Владимире Успенского княгинина монастыря. Великая княгиня Мария Шварновна, первая супруга великого князя Всеволода Юрьевича, тяжело болела и была намерена уйти в монахини. В 1206 году она ушла от семьи, из княжеского дворца в построенный для нее монастырь, и епископ Иоанн провожал покидавшую мир великую княгиню. Вскоре после пострижения княгиня умерла, и епископ Иоанн отпевал ее в сослужении со Смоленским епископом, прибывшим во Владимир в качестве посла своего князя.
Епископ Иоанн пользовался у современников громадным авторитетом как в церковных делах, так и в государственных: все нуждались в его совете и высоко ценили его мудрое слово. В 1207 году великий князь Всеволод был вынужден поставить вопрос о лишении прав старшинства своего сына Константина, который настаивал на возвращении первенствующего значения в княжестве Ростову, в то время как великий князь считал необходимым закрепить значение столицы за Владимиром. Собравшийся «совет всея земли» с участием епископа Иоанна объявил старшим наследником второго брата Георгия, а Константину определил в отдельное владение Ростов с его областью; таким образом, единое дотоле княжество в 1207 году вступало на путь феодального дробления; в соответствии с этим и епископия в 1215 году распалась на две епархии.
В 1212 году скончался великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. С большой скорбью хоронил епископ Иоанн своего князя, с которым в близком сотрудничестве прожил последние 35 лет своей жизни.
В 1213 году епископ Иоанн оставил епархию и принял схиму в Боголюбовой Рождество-Богородицком монастыре.
Святой Иоанн прожил на покое около года и скончался 12 мая 1214 года. «Мощи его святые с песнопениями принесены быша в град Суждаль, и вси людие течаху на сретение блаженному со свещьми и кадилы и сретше со слезами многими положиша в соборной церкви Рождества Богородицы на правой стороне, где они и ныне почивают под спудом, чудеса источая неоскудно».
Литература:
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 35. прилож. – С. 14, § 10.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815. ч. 1. – С. 115–116.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1417.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 329.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 22.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 285.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 309, 312, 326, 333, 398, 498, 502.
Каган М. Д. Иоанн, епископ Ростовский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 211–213.
Спасский И. Св. Иоанн, епископ Суздальский // Журнал Московской Патриархии. – 1947, № 9. – С. 47–55.