Источник

Макарий, священномученик, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая)

Был поставлен архимандритом Виленского Троицкого монастыря Киевским митрополитом Симеоном († 1488).

В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы (Глезны), совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита Собором русских архиереев. Для получения благословения на управление митрополией к Константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.

Митрополит Макарий был муж святой жизни, попечительный и мудрый пастырь. Прилагал много усилий к ослаблению внутренних раздоров и нестроений среди духовенства и мирян. На свои личные средства благоустроил и украсил много храмов и монастырей.

С особой ревностью оберегал и защищал права православных от посягательства на них латинян. Для этого принимал все меры к тому, чтобы расположить литовского великого князя Александра в пользу православных. Это было тем удобнее, что сам святитель жил в столице Литвы, в городе Вильно, так как в Киеве жить было опасно из-за постоянных набегов крымских татар. Тысячи русских людей гибли от меча и уводились в плен, татары грабили и жгли храмы. В этих условиях путешествие из Вильно в Киев было очень опасным. Однако ехать было необходимо. И митрополит Макарий отправился туда, чтобы заняться исправлением дел, расстроенных нападением татар, и главное, для восстановления разрушенного Софийского собора. И вот, как повествует летописец, «в 1497 году, мая 1-го, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященнаго митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария». Произошло это около села Стриголово, на берегу реки Припяти, когда он совершал Божественную литургию. Святитель предоставил присутствовавшим спасаться кто где может, а сам остался у алтаря и принял мученическую кончину. Татары зарубили его, отсекли ему стопу ноги и голову.

Современники горячо оплакивали смерть митрополита Макария.

Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 годах. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь. Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря: «Божественный Безкровныя совершая Жертвы, кровь твою, от безбожных агарян излиянную, в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу. егоже моли, молим тя, пролито гнев на языки, хотящия браней».

Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

Литература:

Стеллецкий Н. С., протоиерей. Святой священномученик и всея России чудотворец Макарий, первый митрополит Киевский и Галицкий и его время. – Харьков, 1897.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 281. пр. 6.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988­1888). – Киев. 1888. – С. 198–204.

Семектовский Н. М. Киев, его святыни, древности. достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 102.

Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – Т. 2. – С. 11–116.

Корольков И. Н., протоиерей. Киевский митрополит, священномученик Макарий и его значение в истории юго-западной церкви. – Киев, 1897.

Титов Ф., священник. Житие Макария, священномученика митрополита Киевского и всея России. – Киев, 1897.

Орловский П. И., протоиерей. Житие Макария, митрополита Киевского, священномученика, нетленно почивающего в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1897.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 152.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 3, 540.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 575.

Богословский вестник. – Сергиев Посад. 1897, апрель. – С. 187–197.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1897, № 20. – С. 679–682.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 12. – С. 505.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1545, 1546.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 18 (кн. 35). – С. 395.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 15.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.

Настольная книга священнослужителя. – М., 1979. – Т. 3.

Минея май. – М., 1987. – Ч. 1. – С. 50–51.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 61–63.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle