Леонтий, епископ Владимиро-Волынский и Брестский (нареченный) (Карпович Логгин или Логвин)
Родился около 1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства (по другим сведениям, образование получил в русских школах Острожских на Волыни).
В 1606 или 1608 году в сане иеродиакона написал сочинение «Обличение на унию», как очевидец Брестского сейма 1595 года. (По мнению других, он был светским человеком до 1610 года.)
В 1609 году – депутат православного Виленского братства на Варшавском сейме.
В 1610 году – писарь, старший типограф и корректор Виленского братства. За напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия (Смотрицкого, † 1633), написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III был заточен в тюрьму, где провел два года.
В 1613–1614 годах – строитель и первый архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря.
С 1615 года – первый архимандрит и начальник Виленского братства.
С 1617 года – ректор Братской школы при Свято-Духовом монастыре.
В 1620 году избран епископом Владимирским и Брестским, но скончался до хиротонии, в середине сентября 1620 года.
2 ноября 1620 года архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнес в Вильне поминальное слово при отпевании своего бывшего наставника епископа Леонтия, изданное впоследствии под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича». В этом слове архиепископ Мелетий отмечал: «Вообще он был словом и делом инок-подвижник, хотя от природы был сложения очень слабого, здоровья очень плохого и надломлен во всех телесных силах двухгодичным заключением в оковах... Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат самые язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не издающим запаха».
Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, в сочинении своем, написанном в 1621 году, оставил о епископе Леонтии следующий отзыв: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия», а строгости монашеской его жизни отдавали справедливость даже ярые униаты.
По словам митрополита Макария (Булгакова), его два Слова на Преображение Господне и на Успение Богоматери обнаруживают в нем человека с серьезным образованием и не только знатока Священного Писания и святых отцов Церкви, но и довольно развитого мыслителя и искусного оратора, знакомого с ораторскими приемами.
В своих записках митрополит Петр (Могила, † 1646) писал, что Леонтий был первым начальником общему житию в городе Вильне и что им сочинен «Киновион, или изображение иноческого общего жития».
Труды:
Обличение на унию. – 1608.
Слова на Преображение Господне и на Успение Божией Матери.
Киновион, или изображение иноческого общего жития. – 1618.
Послание его от имени Виленского братства к братству Львовскому // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 4, № 217.
Слово при погребении князя В. В. Голицына. – Вильна.
Проповеди (в рукописи).
Переводы с греческого: «Отче наш», соч. Иоанна Златоуста.
Вертоград душевный / Пред. Леонтия.
Письмо на Афон к священникам Кириллу, Пафнутию и Елисею.
Литература:
Леонид, архимандрит. Леонтий Карпович, церковный вития православной юго-западной Руси в XVII столетии и два его слова. – М., 1878.
Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. – Киев, 1886.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 1. – С. 64–65.
Харлампович К. В. Западно-Русские православные школы XVI и начала XVII в., отношение их к инославным. – Казань, 1898.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 490.
Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание / Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. – С. 23–24, 26–32, 40–48.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 114.
Теодорович Н. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии: в 3 т. – Почаев, 1888–1893. – Т. 1.
Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода).
Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.): в 3 вып. – СПб., 1903–1910.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5, 38, 1040.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 173–174.
Виленское Свято-Троицкое, впоследствии Свято-Духовское братство. – СПб., 1876.
Руководство для сельских пастырей. – Киев, 1872, № 32.
Литовские епархиальные ведомости. – 1865, № 6.
–»– 1897.
Православное обозрение. – М., 1880, ноябрь, 495–517.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 10. – С. 47.
Вестник Западной России. – Вильна, 1862–1872; 1865–1866. – Кн. 3. – Т. 1. – С. 159–164.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 27.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 215–217.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 229, 235, 239, 240, 242, 244–247, 403–406, 476, 500, 503, 532, 601, 602, 619, 627.