Иосиф, патриарх Московский и всея Руси
Родился в городе Владимире-на-Клязьме, где его родной брат служил соборным протоиереем.
С 1639 года – архимандрит Московского Симонова монастыря.
20 марта 1642 года он был избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол, а через семь дней, 27 марта, состоялась торжественная интронизация.
Это был пятый русский патриарх. Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита. Избранным оказался Иосиф.
Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царем Алексеем Михайловичем. Особенно они обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком «боголюбцев». Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чем настаивали «боголюбцы» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом – кафизмы, в третьем – канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния. Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов «освященного собора». Е. Е. Голубинский не без основания полагал, что резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны».
Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принес в дар новой церкви частичку ризы Господней.
Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. В 1649 году справщики московской типографии подготовили к печати «в научение детям» полемический Краткий катехизис Петра Могилы. Учебная литература, представленная прежде лишь специальными Псалтирями, Часовниками, Азбуками и Букварями, пополнилась «Грамматикой» Мелетия Смотрицкого (1648).
В истории русской книжности патриарх Иосиф остался прежде всего как покровитель книгопечатания. При нем было издано столько печатных книг, сколько не выходило ни при одном его предшественнике: всего 92 названия, многие из которых неоднократно переиздавались. Столичные типографы по благословению патриарха Иосифа выпустили немало новых, ранее никогда в Москве не печатавшихся изданий. Было начато благое дело сличения богослужебных книг с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 году были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. Тогда же был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения.
При патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество: патриарха Иова из Старицы, святого патриарха Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловецкого острова.
5 апреля 1652 года во время встречи мощей патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: «Вот, смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава».
Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 года скончался, не дождавшись прибытия мощей святителя Филиппа.
Погребен в Московском Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.
После смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.
Завещания патриарх Иосиф не оставил, и все его накопления, по указанию царя, в основном были розданы на монастыри и церкви.
Труды:
Патриаршее поучение / Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа патриарха Московского // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891; 1888. – Т. 42. – С. 327–381.
Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. – М., 1891. – С. 126–175.
Два послания датскому королевичу Вальдемару от 21 апреля и 23 мая 1644 года / Голубцов А. П. Памятники прений о вере, вызванных делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1892. – Кн. 2. отд. 2. – С. 164–165.
Моление к мощам патриарха Иова / Николаевский П. Ф. Материалы по истории русской церкви // Христианское чтение. – СПб., 1885, сентябрь-октябрь. – С. 503–504.
Литература:
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. – С. 95–179.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Пер. 4. – С. 17, 42, 192–195, 216, 224, 240.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1274, 1275, 1277, 1278, 1279, 1553–1557; т. 3. – С. 201, 202, 207.
Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги. Материалы для истории книжной справы в XVII столетии. – М., 1883.
Белокуров С. А. Арсений Суханов: в 2 ч. – М., 1891–1893.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 44, 511, 516, 519, 527, 528.
Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 21–24.
Четыркин Ф. В. Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России. – СПб., 1893. – С. 42, 43, 47.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 6, 151.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 131.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 74, 95, 106.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 99.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 653, 654.
Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 304.
Всероссийский календарь. – СПб., истор. отдел., 1917. – С. 87.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 1. – С. 515.
Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 50.
Исторический вестник. – СПб., 1882, май. – С. 365.
–»– 1884, июнь. – С. 680.
–»– 1888, июнь. – С. 701–704.
–»– 1890, июль. – С. 204.
–»– 1904, февраль. – С. 688.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1876, июнь. – С. 384.
–»– 1879, апрель. – С. 734.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1944, № 9. – С. 14.
–»– 1945, № 3. – С. 66–69.
–»– 1948, № 3. – С. 6.
–»– 1954, № 4. – С. 11.
Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 6 (Скворцов Н., Московский кремль).
–»– 1901. – Кн. 1. № 2. – С. 219.
–»– 1910. – Кн. 1, № 3. – С. 421, 422.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 442–445.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13-а (кн. 26). – С. 758.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 346–348.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 11.
Булычев А. А. Понырко Н. В. Иосиф // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3. ч. 2. – С. 99–105.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 326–328, 330, 332, 336–339, 343–347, 350, 359, 360, 362–365, 367–369, 373, 375, 376, 610, 614.