Евгений, епископ Симбирский и Сызранский (Сахаров-Платонов Макарий)
Родился в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника.
Первоначальное образование получил в Костромской духовной семинарии.
В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром.
29 августа 1838 года пострижен в монашество; 4 сентября рукоположен во иеромонаха.
С 21 сентября 1842 года – инспектор Московской духовной академии.
28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита.
С 15 февраля 1844 года – профессор академии.
13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря.
С 20 декабря 1849 года – ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря.
С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной академии.
6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
С 13 октября 1858 года – епископ Симбирский и Сызранский.
16 октября 1874 года уволен на покой в Симбирский Покровский монастырь.
Скончался 26 июня 1888 года.
Епископ Евгений был замечательным архипастырем.
Вот что писал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) о владыке Евгении, когда возникло предположение назначить его ректором Казанской духовной академии, к искреннему другу своему Казанскому архиерею Григорию. «Ректор Московской семинарии Евгений – человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса.
Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы...» В бытность свою ректором, как и раньше инспектором академии, отец Евгений отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и уважали все. В академии хранились живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности, о величавой доброте и милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни. Его отношение к подчиненным и студентам было основано на строгих началах справедливости и вместе отеческой любви.
В последнее время жизни преосвященный наложил на себя обет молчания, хотя изредка принимал приходивших к нему за советом, но мало разговаривал.
Затем перестал совсем принимать посетителей и весь отдался самосозерцанию.
Бывший в Симбирске при владыке Евгении пожар приостановлен силою его молитвы.
Еще при жизни его считали святым.
Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода 1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 346.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1412.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 346.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 134, 174, 197, 983.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 39, 91–98, 122–124, 132–136, 218, 232, 713.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 74.
Самарские епархиальные ведомости. – 1898, № 7. – С. 16; № 12. – С. 90.
– 1905, № 15. – С. 214.
Богословский вестник. – 1904, июнь. – С. 316.
Исторический вестник. – 1908, январь. – С. 271.
Епископ Симбирский Евгений // Русский архив.
– 1893, кн. 2. – С. 161, 282–287.
Русский архив. – 1858, кн. 2, № 7. – С. 445.
– 1903, кн. 2, № 6. – С. 227; № 7. – С. 462.
– 1904, кн. 2, № 7. – С. 440, 444.