Герасим, святитель, епископ Астраханский и Енотаевский (Добросердов Георгий Иванович) († 1880, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых)
Родился 26 октября 1809 года в семье причетника села Вельска Иркутской губернии.
Обучался в Иркутской духовной семинарии.
В июле 1831 года, будучи учеником высшего отделения семинарии, командирован в улусы (селения – прим. ред.) бурят и других северных народов в качестве миссионера.
25 июля 1832 года по окончании курса семинарии назначен учителем Иркутского духовного училища.
12 апреля 1836 года рукоположен во священника к Иркутской Преображенской церкви.
В 1841 года, овдовев, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
1 марта 1845 года пострижен в монашество.
23 сентября того же года по окончании курса академии назначен учителем Тверской духовной семинарии.
С 21 августа 1846 года – инспектор Кавказской духовной семинарии.
1 октября 1846 года возведен в сан игумена; 6 октября того же года утвержден в степени магистра.
16 апреля 1846 года назначен ректором Кавказской духовной семинарии, а 12 мая того же года возведен в сан архимандрита.
С 25 октября 1850 года – ректор Симбирской духовной семинарии.
С 8 сентября 1855 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Преображенского Старохарьковского Куряжского монастыря.
С 12 марта 1860 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Покровского Доброго (Добренского) Лихвинского монастыря.
10 марта 1863 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 13 января 1864 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии.
С 24 июня 1865 года – епископ Ладожский.
26 января 1866 года назначен епископом Самарским и Ставропольским.
С 8 декабря 1877 года – епископ Астраханский и Енотаевский.
Скончался 24 июня 1880 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе.
С детских лет преосвященный Герасим отличался кротостью и добросердечием, за что и получил от ректора семинарии свою фамилию. Он имел очень нежное, любящее сердце, ему присуща была некоторая сентиментальность.
Очень любил свою мать и «горько, неутешно плакал на ее могиле, пять раз отходил и опять возвращался».
В нем с детства сильно было развито религиозное чувство. С ранней юности его руководителями были старцы – монахи.
В семинарии он мечтал о пустынножительстве в пещере и одно время юродствовал, так что был помещен в дом призрения убогих.
Он постоянно ощущал живую связь с Богом. «В течение жизни моей, – говорил Герасим при наречении его во епископа, – неоднократно уже, хотя и не всегда вразумительно, слышался мне глас Божий». Имея такую возвышенную душу, преосвященный Герасим мало думал о земном, в нем чувствовалась отчужденность от жизни. На высоте епископской кафедры он мечтал о пустынножительстве и верил в возможность осуществления аскетических идеалов древней Фиваиды. Поэтому о его деятельности в епархии складывалось отрицательное мнение.
Большая часть его архипастырской жизни прошла в Самарской епархии.
Здесь он устроил епархиальное женское училище, учредил воскресные школы при семинарии и некоторых церквах, организовал воскресные собеседования с сектантами, для оказания помощи нуждающемуся духовенству организовал специальную кассу.
Во время голода в Самарской губернии епископ Герасим лично посетил около ста приходов, терпящих лишения, утешая пастырей и прихожан. Предложил Самарской консистории открыть подписку в пользу бедствующих.
Заботясь о просвещении, преосвященный пожертвовал капитал в 5 000 рублей, на проценты с которого утверждена была стипендия при Санкт-Петербургской духовной академии. Он выпустил воззвание о прекращении базаров в воскресные дни.
Преосвященный Герасим был добрым, внимательным духовным отцом, умел «наставить, утешить, пожурить, вразумить, успокоить». Особенно привлекал к себе сердца благочестивых и чувствительных женщин. «С отверстым, исполненным участия сердцем» он шел навстречу немощам своих духовых дочерей. Эта деятельность владыки Герасима, как руководителя «боголюбивых жен», встречала двоякую оценку. Враги его «имя пронесли, яко зло и всеми злословиями старались затмить благолепную светлость доброты его и кротости». Епископ Герасим со смирением переносил все, будучи твердо уверен в правильности и безвинности своих действий. Благочестивую настроенность он сохранил до последних дней жизни и скончался в полном сознании, произнося свою любимую молитву: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый».
Преосвященный Герасим – автор многих произведений, отличающихся лирическим настроением.
Труды: Собственное законодательство в Православной Церкви // Странник. – 1860, февраль, отд. 2. – С. 100.
Богоучрежденность трех степеней церковной иерархии // Странник. – 1860, март. – С. 152.
Степень епископской власти // Странник. – 1860, июнь. – С. 413.
Отношение между верою и добры ми делами // Странник. – 1860, август. – С. 75.
Блаженный Андрей Ильич // Странник. – 1864, октябрь. – С. 5.
Блаженный Антоний Алексеевич // Странник. – ч. 2.
Некоторые обстоятельства жизни архимандрита Макария и его переписка с Е. М. 3. // Странник. – 1861, апрель. – С. 208.
Выдержка из дневника одного из вдовых священников // Астраханские епархиальные ведомости. – 1879.
Выдержки из моих воспоминаний // Астраханские епархиальные ведомости. – 1880, № 18.
Мысль о содействии успехам Алтайской миссии // Странник. – 1866, ч. 1.
Недостаточность откровенной религии в деле нашего спасения. (Магистерская диссертация).
Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптинской пустыни архимандрита Моисея. – СПб., 1865.
Надгробное слово. – СПб., 1865.
Чин исповедания и обещания архиерейского.
Слово в день Святой Пасхи.
Слово в день святого апостола Иоанна Богослова, – в Неделю всех святых.
Слово в день Успения Божией Матери.
Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира // Самарские епархиальные ведомости. – 1876, № 18. – С. 369.
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице // Самарские епархиальные ведомости. – 1876, № 19. – С. 393.
Речь при дворянских выборах // Духовная беседа. – 1866, № 42.
Речь в Самарском кафедральном соборе об избавлении от холеры // Духовная беседа. – 1866, № 3 8.
Письма к инокине // Душеполезное чтение. – 1888, ч. 3.
Письмо к инокине о значении пострига // Странник. – 1865, 6.
Вопросы монахини Евпраксии и ответы: в 2 кн. – М., 1883, из «Душеполезного чтения».
Духовные советы в письмах к игуменье Евпраксии //Душеполезное чтение. – 1887, № 2.
Переписка и беседа с инокинями // Душеполезное чтение. – 1889, № 3.
Письма к духовной дочери Александре Ефимовне фон Руммель: в 2 кн. // Душеполезное чтение. – 1883.
Литература: Благонравов М., священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. – Астрахань, 1902. – С. 148–161.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 125.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897 – 1911, т. 9. – С. 109, 386, 659.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 101 – 102.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1411.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 275.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 42, 268, 575, 969, 1028.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 378.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 22, 53, 78.
Жизнеописание епископа Герасима, составленное монахиней Евсевией.
Самарские епархиальные ведомости. – 1867, № 1. – С. 1 – 2; № 5. – С. 57, 120, № 16. – С. 398, 399; № 18. – С. 429; № 24. – С. 573.
– 1868, № 12. – С. 307; № 13. – С. 321;№ 21. – С. 519.
– 1869. № 19. – С. 451; № 21. – С. 507;№ 22. – С. 523.
– 1870. № 5; – С. 97; № 11. – С. 241;№ 20. – С. 463; № 21. – С. 481; № 24. – С. 555.
– 1873, № 12. – С. 3 – 12, № 22. – С. 433.
– 1874. № 12. – с. 265; № 23. – С. 497.
– 1875, № 2. – С. 44; № 8. – С. 173; № 9. – С. 193; № 11. – С. 241; № 17. – С. 369.
– 1876, № 3. – С. 49; № 5. – С. 103; № 24. – С. 489.
– 1878, № 3. – С. 49.
– 1879, № 20. – С. 385.
– 1880, № 18. – С. 282–288.
Известия по Казанской епархии. – 1878, № 2. – С. 34.
Православный собеседник. – Казань, 1898, январь. – С. 56.
Труды Киевской духовной академии. – 1870, август. – С. 34.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1900, № 52. – С. 2179 – 2180.
Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 752 – 753.
– 1872, октябрь. – С. 52.
– 1881, июль. – С. 90.
Православное обозрение. – 1866, октябрь. – С. 79, 94.
– 1867, август. – С. 202.
– 1868, апрель. – С. 184, 186.
– 1871, январь. – С. 165.
– 1873, т. 3. – С. 607.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11. – С. 291 – 305, 333.
Русская старина. – 1880, июль. – С. 606 – 607.
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. – С. 226 – 228.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 4. – С. 241.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. СПб., б. г., т.1. – С. 259, 633; т.2. – С. 1993.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 473 – 476.