Источник

Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский (Любимов Алексей Артемьевич)

Родился в 1641 году в сибирской раскольничьей семье, вырос среди старообрядцев и сам в юности был раскольником.

Потом оставил заблуждение и в поисках духовного просвещения поступил в Патриаршую школу, находившуюся в Московском Чудовом монастыре.

По пострижении в монашество был рукоположен во иеромонаха.

В 1675 году возведен в сан игумена Успенского Долматовского монастыря Пермской губернии на р. Исети. Игуменство его было кратковременно. Наделенный отличными дарованиями и ученостью, соединенными с добродетельной жизнью, он обратил на себя внимание патриарха Иоакима и был вызван им в Москву в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для приготовления к печати переводов Священного Писания.

В Москве наряду с выполнением послушания, возложенного на него патриархом, Афанасий ревностно боролся с расколом, сильно враждовавшим в то время с церковной и гражданской властью. Как энергичный борец против раскола, Афанасий был призван к епископскому служению.

18 марта 1682 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа.

Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосвященный Афанасий и словом и примером побуждал свою паству «подвигом добрым подвизаться о Господе».

Помимо забот о нравственном состоянии пасомых он вникал в хозяйственное состояние церквей и церковного имения. Он строил новые каменные храмы, восстанавливал из развалин древние, открывал новые церковные приходы. Им построены Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь.

Преосвященный Афанасий много содействовал юному царю Петру I в его государственных делах. В 1701 году он был вызван царским указом на строительство Ново-Двинской крепости.

Советами помогал воеводе князю П. И. Прозоровскому принимать меры к охране Архангельска от нападения шведов, грозивших разорить город. В знак внимания к заслугам архиепископа Афанасия царь Петр пожаловал ему победные трофеи: три пушки и шведский флаг.

Современники так характеризовали преосвященного Афанасия: «Пастырь бе изящный, Божественного Писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда».

Скончался 6 сентября 1702 года.

Погребен 12 ноября в Холмогорском соборе.

По смерти архиепископа Афанасия осталось немало его печатных и рукописных сочинений.

Труды: Шестоднев.

Описание трех путей из России в Швецию. – [СПб., 1838].

Увет духовный. – М., 1682, 1753, 1791.

Толкование на Псалтирь.

Домашний лечебник.

Книга о пресуществлении // Сменцовский М. Церковно-исторические материалы. – СПб., 1899. – С. 44–70.

Путь к Стекольне (рукопись).

Щит веры (рукопись).

Окружное послание 1696 г.

Чин освящения и хранения Святых Даров для причащения больных.

Разные грамоты.

Литература: Верюжский И., священник. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. – СПб., 1908.

Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 87–99, 112, 11З, 217, 307.

Макарий (Миролюбов), епископ. Историческое описание Красногорского монастыря. – 2-е изд. – Архангельск, 1906. – С. 13, 40, 96, 102–104, 107.

Сибирцев И. М. Опись архива Сийского монастыря, грамоты Афанасия № 3 и № 6.

Постников С. Афанасий первый, архиепископ Холмогорский и Важеский. – СПб., 1866. – С. 8–20, а также // Странник. – СПб., 1866, т. 4. – С. 23.

Колчин М. Ссыльные и заключенные в острог Соловецкого монастыря XVI-XIX веков. – М., 1908. – С. 57.

Поликарпов Н. И. Очерк жизни и деятельности свят. Митрофана, первого епископа Воронежского к 200-летию со дня его кончины. – Воронеж, 1904. – С. 36.

Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 961–963.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 193.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 917, 1088, 1089, 1226, 1359, 1361.

Петров Л., Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 31.

Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, № 776.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви: в 3 т. – М., 1898, т. 3. – С. 545.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 8, 33, 35, 74.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 113, 950.

Архангельские губернские ведомости. – 1893, № 60.

Рукописный сборник Московской Патриаршей библиотеки. № 55. – С. 120.

Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. – Архангельск, 1902. – С. 519–524, 552, (Холмогорский Успенский монастырь).

Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 7.

Историческое описание Холмогорского Успенского женского монастыря. – 2-е изд., доп. – М., 1911. – С. 5–7, 1 6, 29, прим. 31.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1902, № 32. – С. 1191–1199, 1380, 1401–1407.

Христианское чтение. – СПб., 1879, т. 1. – С. 132–134.

– 1900, сентябрь. – С. 412; октябрь. – С. 564.

– 1902, октябрь. – С. 467.

Русский паломник. – 1907, № 42. – С. 668.

Церковный вестник. – 1908, № 21. – С. 650; № 23. – С. 702.

– 1910, № 22. – С. 669.

Православный собеседник. – Казань, 1897, декабрь. – С. 708.

– 1907, январь. – С. 106; апрель. – С. 535; июль-август. – С. 285–286.

Душеполезное чтение. – 1904, август. – С. 450–451.

Русская старина. – 1873, январь. – С. 111.

– 1878, май. – С. 181.

Исторический вестник. – 1883, январь. – С. 156.

Православное обозрение. – 1863, февраль. – С. 268–270.

Русский архив. – 1899, кн. 3, № 10. – С. 283–284.

– 1910, кн. 1, № 3. – С. 426.

Монастырь. – Н-Новгород, 1908, № 2. – С. 48–54.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 3. – С. 129.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1087; т. 2. – С. 179, 181, 182, 342.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 238, 272.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1, доп. – С. 189.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 371–372.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle