Афанасий II, епископ Могилевский и Полоцкий (Вольховский)
Родился в г. Полтаве в семье священника.
Окончил Тверскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1765 году по окончании академии рукоположен во священника к Полтавской Николаевской церкви.
1 октября 1769 года принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре.
С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе.
С 1776 года – игумен Новгородского Кириллова монастыря.
С 1781 года – наместник Александро-Невской лавры.
В 1783 году переведен сначала в Новгородский Отенский монастырь, а затем (23 ноября) – в Вяжищский монастырь с возведением в сан архимандрита.
13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.
30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 5 марта 1795 года – епископ Могилевский и Полоцкий.
27 августа 1797 года уволен на покой в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии.
Скончался 1 января 1801 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
О преосвященном Афанасии существуют различные мнения. Некоторые утверждали, что епископ Афанасий был недостойный архиерей, нехороший, безграмотный человек. Он даже знакомое ему Евангелие не мог читать без частых остановок и ошибок. Вот как сообщает по этому поводу Добрынин.
«Как это могло статься, чтобы в царствование Екатерины Великой был архиерей безграмотный? А вот как: Екатерина, будучи на седьмом десятке лет и уже истечении своего века и царствования, естественно, не всегда уже видела все там, где прежде умственный и вещественный ее глаз досягал. А граф Безбородко, будучи при ней канцлером и министром и правителем всех дел, хотя был достоин сих почестей и царского доверия, но он имел мать лет восьмидесяти с лишком. Она не давала сыну покоя своими из Малороссии письмами, требуя, чтобы Александро-Невский наместник, архимандрит Вольховский непременно был сделан архиереем. Инакоже? – сыну проклятие. Ну кому же захочется быть прокляту от матери? Вот и вся сказка, по крайней мере, так говорили все, ибо каждый любопытен был знать, почему на такую важную степень возведен человек неграмотный и послан в такую губернию, где всякий ксендз говорит латинским языком, а многие и другими иностранными, не включая русского и польского.
Император Павел I, введя в обычай жаловать духовенство орденами, пожаловал и владыке Афанасию (Вольховскому) Анненскую ленту, но, любя порядок, лишил его через год места и велел послать в один из малороссийских монастырей, помнится в Лубенский, где он и скончался. («Русская старина», 1871, октябрь, стр. 307–309.).
Вопреки приведенному здесь мнению, напомним, что епископ Афанасий написал «Окружную грамоту к пастве» – труд, за который архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) причислил его к писателям. Кроме того, Добрынин не учел того обстоятельства, что преосвященный Афанасий получил высшее образование, да еще в Киевской духовной академии, которая тогда особенно славилась. Так что он никак не мог остаться безграмотным.
Достоверность сведений Добрынина и ценность его остроумных рассуждений чрезвычайно сомнительна.
Труды: Окружная грамота к пастве. – М., 1795.
Литература: Макарий (Миролюбов). Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М. 1858. См. также // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М.. 1858. – С. 99.
Горючко П. Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий. – Могилев, 1902.
Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловский. – Нижний Новгород, 1907. – С. 548.
Валентин (Ключарев), иеромонах. Юрьев Новгородский первоклассный монастырь и его описание. – Новгород, 1893. – С. 98–99.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 279.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 853.
Григорович Н. И. Биография князя А. А. Безбородко // Русский архив. – 1874, № 9. – С. 569–574.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 156.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 675–676.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 47, 66, 75, 77, 494.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 156.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 381, 387.
Могилевские епархиальные ведомости. – 1901, № 3. – С. 30.
Русская старина. – 1871, октябрь. – С. 307–309.
– 1878, ноябрь. – С. 404.
Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 104.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1582.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913, т. 2. – С. 369.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 55.