Источник

К Степану Алексеевичу Маслову

С. А. Маслов (1793−1879), сын причетника одной из Московских церквей, по окончании курса Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, прошел Московский университет, в котором получил степень доктора этико-политических наук. В 1820 г. был назначен непременным секретарем новооткрытого общества сельского хозяйства, каковую должность исполнял с величайшим усердием и пользой до 1859 г. Его почину обязаны появлением особые комитеты Общества сельского хозяйства, преобразованные потом в самостоятельные общества: Комитет пчеловодства, Общество акклиматизации животных и растений, Общество любителей естествознания, Комитет распространения грамотности и др. Он основал, и 12 лет вел Земледельческий журнал. Издал также четыре книжки, в которых излагал свои воззрения на просвещение народа в христианском духе. Сам он был человек истинно православного направления, и последние годы своей жизни посвятил духовно-нравственному созерцанию (Русский архив. 1879, II 258−264). Знакомство с C. А. Масловым архим. Макария началось в 1839 г., и два ниже печатаемые письма последнего, ясно свидетельствуют о характере их отношений, и о той пользе для Алтайской миссии, какую принесло ей это знакомство. Перепечатываются они из «Писем» 1860 г., I, стр. 31−37.

260723

Требования службы, расхищающие время мое и немощи мои, как телесные, так и душевные, препятствовали мне писать к вам. Но чувство искреннего благодарения не ослабело в душе моей, и мне всегда приятно бывает воспоминать о вечерних, в доме вашем, беседах, где я слышал столько священных и драгоценных истин. Верно, они и теперь составляются взаимною братий о Господе откровенностью и единением в истинном в Сыне Божием Иисусе Христе. Он положил основание сим простодушным союзам, которые так, как и царство Его, не от мира сего. Он сказал: «Где два или три будут собраны во имя Мое, там и Я посреди их». И хотя сии круги общения учеников Христовых со Христом и друг с другом не от мира сего, однако в мире, да познает мир, хотя мало-помалу, но постоянно, что Бог даровал ему Спасителя во Иисусе Христе, и возлюбил учеников Его, как Самого Его возлюбил, и да познает сие наконец так, чтобы царство мира сего соделалось царством Господа нашего и Христа Его (Апок.11:15).·

Никогда не забуду также усердия радушного, с каким вы помогали мне в деле службы моей. И когда с этой стороны я смотрю на вас и на других близких к сердцу вашему, тогда вы представляетесь мне благословенными орудиями Провидения Божия, ущедрившего милостями своими знакомство мое с Москвою. Чувство признательности обращается в благодарение Богу, и я всем сердцем желаю, чтобы свет Христов сохранялся и умножался в ваших сердцах, и чтобы сей тο свет ваш светил пред человеками, что бы они видели добрые ваши дела и прославляли Отца небесного.

Обращение здешних идолопоклонников к союзу с Церковью Христовою, продолжается. По возвращении моем сюда в течение последней трети прошедшего года, крещено миссиею 25 человек. В нынешнем году также уже были приобретения. Девица София де Вальмон, приехавшая из Москвы, обучает девочек грамоте при Майминском, a мальчики обучаются пир обоих станах миссии: Майминском и Улалинском. Нет ли у нас краткого и общепонятного изложения учения о сельских трудах, принадлежащих мужчинам, усвоенных женщинам, и общих для тех, и других? Я нашел недавно, между разными рассуждениями Линнея,724 календарь флоры, и устыдился невнимательности к исследованию дел Божьих, и к порядку натуры, которая представлена такому мыслящему творению, как человек, чтобы он читал сию книгу и умудрялся познанием Сотворившего все. Увы! Мы смотрим в сию Большую книгу, и не читаем ее, но учимся понимать ее. Но как во ржи с удовольствием мы видим и васильки, так я думаю, весьма приятно и сугубо полезным был бы такой календарь натуры, в котором бы представлялась картина произведений многоразличной премудрости Божией и сынов человеческих. В них и с ними ее веселие, их она избрала себе в сотрудники, им показывает дела свои и законы, по каким она доныне делает с Отцем Своим. И если она имеет свое веселие в сынах человеческих, то и сыны человеческие не должны ли искать веселия своего в познании Премудрости Божией, в удивлении делам Ее, в наслаждении Ее, в подражании Ей, в соединении с Нею, в уподоблении Ей? Итак, нет ли у нас, достопочтенный муж, такого календаря натуры? Если найдется, то покорнейше прошу прислать его к вам. Мы спишем его, как списали Линнеев календарь флоры, и возвратим к вам, если вы не имеете, и не можете иметь экземпляра другого. Такую книгу могли бы дети земледельцев читать отцам и матерям своим безграмотным, и сколь благотворные могут последствия произойти от сего и вблизи и вдали, вы сами изволите видеть. И мне совсем неприлично перед вами многословить об этом. Жаль только, что в книгах человеческих часто земля представляется в разлуке с небом, и так рассуждают о видимом, как будто совсем и нет невидимого. Так говорят о творении, что о Творце ни слова, так о потребностях жизни земной заботятся, как бы только для земли человек и сотворен был, а Христовы учения не имеют целью видимого, но невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор.4:8). Почему так говорить и писать о видимом надобно, чтобы явно показывалось, что Бог являет в видимом, ибо невидимое Его, Его вечная сила и Божество, от самого сотворения мира видимы чрез рассматривание тварей (Рим.1:19−20).

261725

Поздно отвечаю вам, но я уверен, что вы не гневаетесь на меня, и в долговременном моем молчании видите на сырую и холодную неблагодарность, а только немощь, обременяемую делами по должности и борющуюся с разными затруднениями, происходящими и от нас самих, и от людей, и от стихий, и миродержителей тьмы века сего. Мы полѵчили от вас вместе с серебряными крестами, Журнал Земледельческий за десять лет, три книжки Сельского Хозяйства и овцеводства, и ассигнацию на пятьдесят рублей.

Хотя в кругу различных потребностей миссии, и пособие деньгами не бывает излишним, однако по мнению моему вы поступили бы лучше, если бы на пятьдесят рублей купили книг и книжек хороших, и прислали их нам. Потому что вы и купили бы их подешевле, и прислали бы без дальних издержек. Например, Журнал, изданный Г. Двигубским, в продолжении восьми лет, под названием «Магазин Естественной Истории», продается так дешево, что комплект его за каждый год стоит не много более 1 руб. сер. Мы хотели бы также иметь в библиотеке миссии «Земледельческую Химию» Г. Павлова, а если будет вам благоугодно продолжать благотворения в этом ущелье Алтая, где мы живем; то я по временам пересылал бы к вам каталоги тех книг, которых мы не имеем, и которые иметь хотели бы. А вы, также по временам, творили бы нам утешение, присылая такие книги, какие вам рассудилось бы приобрести для казенной библиотеки здешней миссии. Таким образом, вы и в настоящем делали бы добро, и на будущее время собирали бы здесь, как и в других местах, запасы разнообразной пользы для ближнего, которые обращалась бы и вам во благо.

Что касается до крестов, мы имеем обыкновение давать новокрещеным кипарисовые или медные Впрочем, несколько из присланных вами серебряных крестов роздано девочкам, обучаемым служащею при миссии девицею С. Вальмон, и эта мера имела приметно хорошее действие, как в детях, так и в народе. Раздача крестов была произведена с легкого церемониею. В праздничный день при начале литургии, каждая ученица, прочитав немного по книге мною раскрытой, получала из рук моих с благословением крест на алой ленточке. Наконец, всем им сказано самое краткое поучение, и положено, чтобы они только по праздникам надевали сии кресты и являлись в них в церковь. Если и впредь крестов по семи в год присылать сюда было бы для кого-нибудь легко и приятно, то и для вас такое пожертвование будет небесполезно и обязательно.

В «Земледельческом Журнале» чрезвычайно занимательно было для вас описание юбилея Общества сельского хозяйства в Мюнхене. С сердечным наслаждением странствовал я в воображении по следам путешествий ваших, и опытом своим подтверждаю справедливость замечания вашего о невольной грусти, какую многие чувствуют прощаясь с Киевом.

Табачные семена мы забыли раздать здешним инородцам, но может быть вперед будем исправнее, и покорнейше просим прислать вам разные семена овощей, врачебных трав и цветов, a для духовного утешения, хотя один цветок из беседы вашей с г. Мейером.

Вот и П Д.726 ваш кончил свое земное странствование. Душа его созрела для царства небесного, и потому он взят, как человеку может казаться, рано из среды лукавствия. Для меня примечательно, что вскоре один за другим переселились в лучший мир Отец Филарет,727 игумен Глинской пустыни, П. Д., Арх. Кир.,728 и еще некто у вас в Москве, провождавший жизнь сокровенную со Христом в Боге.

Всем сердцем, возлюбленные о Господе отцы и братия, желаю вам всякого благополучия и дара совершенного от Отца светов, Которого вы сыны во Христе Иисусе Господе нашем.

Нояб. 1842 г.

* * *

723

Напечатано под № 2 (стр. 34−37). Письмо без даты, но видимо написано скоро по возвращении о. Макария из Москвы в 1840 г. или в начале 1841 г.

724

Amaenitat. Academ. (прим. архим. Макария).

725

Напечатано под № 1 (стр. 31−34).

726

Петр Дмитриевич Маркелов.

727

Скончался в 1841 г., родился в 1773 г.

728

Вероятно, архиеп. Кирилл Богословский-Платонов (ум. 8 марта 1841 г.).


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle