Источник

Глава 9

(Ср. 3Цар.10:1–25,11:41–43)

1–12. Посещение Соломона царицей Савской. 23–28. Богатства, роскошь и слава Соломона. 29–31. Заключительные замечания о царствовании Соломона.

2Пар.9:1. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством, и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее.

2Пар.9:2. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей.

2Пар.9:3. И увидела царица Савская мудрость Соломона и дом, который он построил,

2Пар.9:4. и пищу за столом его, и жилище рабов его, и чинность служащих ему и одежду их, и виночерпиев его и одежду их, и ход, которым он ходил в дом Господень, – и была она вне себя.

2Пар.9:5. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле моей о делах твоих и о мудрости твоей,

2Пар.9:6. но я не верила словам о них, доколе не пришла и не увидела глазами своими. И вот, мне и вполовину не сказано о множестве мудрости твоей: ты превосходишь молву, какую я слышала.

2Пар.9:7. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою!

2Пар.9:8. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним – творить суд и правду.

2Пар.9:9. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней; и не бывало таких благовоний, какие подарила царица Савская царю Соломону.

2Пар.9:10. И слуги Хирамовы и слуги Соломоновы, которые привезли золото из Офира, привезли и красного дерева и драгоценных камней.

2Пар.9:11. И сделал царь из этого красного дерева лестницы к дому Господню и к дому царскому, и цитры и псалтири для певцов. И не видано было подобного сему прежде в земле Иудейской.

2Пар.9:12. Царь же Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего она просила, кроме таких вещей, какие она привезла царю. И она отправилась обратно в землю свою, она и слуги ее.

Повествование 2 книги Паралипоменон о посещении Соломона царицей Савской почти дословно сходно с параллельным рассказом (3Цар.10:1–13) (см. «Толковую Библию», т. II, с. 413–414). В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: согласно (2Пар.9:11) месиллот – «лестницы», LXX: ἀναβάσεις, Vulgata: Gradus, сл.: «степе́ни», по (3Цар.10:12) – мисад, «перила». Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2 Паралипоменон (Олесницкий, «Ветхозаветный храм», с. 248).

2Пар.9:13. Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота.

2Пар.9:14. Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону.

2Пар.9:15. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, – по шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит, –

2Пар.9:16. и триста щитов меньших из кованого золота, – по триста сиклей золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.

2Пар.9:17. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом,

2Пар.9:18. и шесть ступеней к престолу и золотое подножие, к престолу приделанное, и локотники по обе стороны у места сидения, и двух львов, стоящих возле локотников,

2Пар.9:19. и еще двенадцать львов, стоящих там на шести ступенях, по обе стороны. Не бывало такого [престола] ни в одном царстве.

2Пар.9:20. И все сосуды для питья у царя Соломона были из золота, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из золота отборного; серебро во дни Соломона вменялось ни во что,

Ср (3Цар.10:14–21). Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. комментарии к (3Цар.7:7) в «Толковой Библии», т. II, с. 394.

2Пар.9:21. ибо корабли царя ходили в Фарсис с слугами Хирама, и в три года раз возвращались корабли из Фарсиса и привозили золото и серебро, слоновую кость и обезьян и павлинов.

Ср. (3Цар.10:22). В данном месте 2 книги Паралипоменон, как и в (2Пар.20:36–37), представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название «Фарсисский» имеет другой смысл. См. «Толковую Библию», т. II, с. 415.

2Пар.9:25. И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней и колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в городах колесничных и при царе – в Иерусалиме;

2Пар.9:26. и господствовал он над всеми царями, от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта.

2Пар.9:27. И сделал царь [золото и] серебро в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по их множеству, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах.

2Пар.9:28. Коней приводили Соломону из Египта и из всех земель.

Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. 3Цар.4:21), стихи же 25,27–28 представляют повторение сказанного в (2Пар.1:14–17). Ср. также (3Цар.10:26–27) и (3Цар.4:26). Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2 Паралипоменон и (3Цар.4:26) – 40 000 стойл (по некоторым кодексам LXX и Vulgata, а также славянскому тексту – 40 000 коней); по (2Пар.1:14) и (3Цар.10:26) – 1 400 колесниц. Но для 1 400 колесниц не было нужды в 40 000 конях; вероятно, следует читать: 4 000 коней (проф. Гуляев «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 514; проф. Олесницкий, «Ветхозаветный храм», с. 646; «Толковая Библия», т. II, с. 382).

2Пар.9:29. Прочие деяния Соломоновы, первые и последние, описаны в записях Нафана пророка и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом.

2Пар.9:30. Царствовал же Соломон в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет.

2Пар.9:31. И почил Соломон с отцами своими, и похоронили его в городе Давида, отца его. И воцарился Ровоам, сын его, вместо него.

Ср. (3Цар.11:41–43). Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (3Цар.11:1–40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в 1–11 главах 3 Царств, не вошли в кн. Паралипоменон)4. Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков – историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе (3Цар.11:41) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во (2Цар.7:2–17; 3Цар.1:8–45; Пс.50:1; 1Пар.17:1–15,29:29; 2Пар.9:29,29:25). Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные дела» (проф. Гуляев «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 514–515).

Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3Цар.11:29–39) и о гибели дома Иеровоама (3Цар.14:4–16; 2Пар.10:15); кроме того, согласно данному месту, составлял летописи. Последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во (2Пар.12:15,13:22).

Главы 11–36, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с Вавилонским пленом.

* * *

4

Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, например, J. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании З Царств и 2 Паралипоменон о царствовании Соломона. По Велльгаузену (Wellhausen J., Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1886, S.S. 192–193), напротив, во 2 Паралипоменон «древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал «предания является преломленным о чуждую среду – дух послепленного Иудейства».


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с.

Комментарии для сайта Cackle