Источник

Борис, князь Болгарский

Борис, благоверный князь Болгарский, получивший при крещении христианское имя Михаил, жил и царствовал в Болгарии в IX веке, а скончался в начале X столетия в 907 году. По одним источникам он сын Пресьяма, а по другим – сын Звиницы, след., внук болгарск. князя Мортогона или Омортага, вступил на болгарский престол около 852 года, будучи еще язычником, как и все предки его на княжеском престоле. Но уже ранее вступления его на престол, еще при Круме (в начале IX в.), христианство распространялось в Болгарии пленными христианами из Византии (см. Болгария), так что сам Борис имел пред своими глазами христиан, из которых напр. один пленный греческий монах Феодор Куфара и потом сестра Бориса, возвратившаяся из греческого плена, непосредственно влияли на него в смысле расположения его к христианству. Видя на опыте культурное превосходство христианских народов над языческими и вступив в военные действия с греками по случаю голода в своей стране, Борис при заключении мира с греками крестился в 864 или 865 г. Крестил его на месте мирных переговоров с греками архиерей, присланный из Константинополя. Вслед за князем крестились и его подданные, а возмутившиеся против перехода князя в христианство бояре-язычники были наказаны, и вера Христова мало-помалу стала утверждаться по всей стране. Патриарх Фотий вскоре написал кн. Борису обширное послание, в котором изложил ему правила жизни всякого христианина и в особенности правителя страны – государя. Но Борис, несмотря на заботливое отношение к нему патр. Фотия, не получая из Константинополя требуемой иерархии, обратился в 866 году в Рим, думая оттуда получить архиепископа патриарха. Но более чем трехлетние сношения с Римом и напрасные обещания удовлетворить его иерархическую нужду заставили его перенести свой церковный вопрос на Константинопольский собор 869–8 70 г., где он был разрешен в смысле подчинения Болгарии в церковном отношении юрисдикции восточной церкви. В Болгарию был прислан полусамостоятельный архиепископ Иосиф и учреждено было несколько епископий. Так, Борис возвратил Болгарию в лоно восточной церкви и затем стал заботиться об организации своей болгарской церкви. Борис, сделавшись христианином, изменил свой прежний образ жизни и даже направление своей прежней воинственной политики. В язычестве воинственный, воевавший против Византии, против франков, сербов и хорватов, он, по принятии христианства, становится более миролюбивым и внимание свое обращает на внутреннее благоустройство своей страны и просвещение народа. В его княжение прибыли в Болгарию изгнанные из Моравии (ок. 886 г.) ученики св. первоучителей славянских Мефодия и Кирилла (Климент, Наум, Ангеларий и др.) и нашли у Бориса радушный прием и широкое поприще для распространения своей благодатной миссионерской деятельности в его владениях. Сам Борис, «приняв их с почестию, подобающею людям, всякого уважения и почитания достойным», «расспрашивал об их приключениях», а выслушавши их, «усердно благодарил Бога, пославшего таковых служителей своих, как благодетелей Болгарии, даровавшего учителей и насадителей веры, людей, не каких-нибудь обыкновенных, но исповедников и мучеников». «Давши им священнические одежды и оказавши всяческую почесть, приказал определить им жилища, назначенные для первых его друзей. и предоставил им во всем изобилии пользоваться всем необходимым.., а им самим овладело сильное желание каждый день беседовать с ними, узнавать от них древние повествования и жития святых, и устами их перечитывать то, что находится в писаниях». Да и вообще, «житие св. Климента», откуда заимствуются вышеуказанные сведения об отношениях Бориса к прибывшим в Болгарию ученикам св. Мефодия и Кирилла, сообщает и другие данные, свидетельствующие о христианской жизни и деятельности кн. Бориса. Пробыв на княжении до 888 года, Борис, ища уединения, ушел в монастырь, но правивший четыре года Болгарией старший его сын Владимир заставил его на время покинуть монастырь; около 892 г. поставлен был князем Болгарии младший его сын славный Симеон. А сам Борис возвратился опять в монастырское уединение, где и скончался 2 мая 907 года, причисленный болгарской церковью к лику святых. Изображение его на золотом фоне находится в рукописи XIII в. Московской синодальной библиотеки (Горский и Невоструев, Описание рукописей Моск. синод. библ. I. 2, 409).

И. П.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle