Валент
Валент, римский император с 28 марта 364 по 9 августа 379 г., занимает выдающееся место в истории церкви, как последние поборник арианства среди правителей Восточной империи. Подавив восстание Прокопия, родственника Юлиана, он стал готовиться к походу против готов, и одним из приготовлений должно было сделаться принятие им крещения. Но патриарх Константинопольский Евдоксий был арианин; а у православных в то время в столице не осталось ни одной церкви. Таким образом, этот грубый и невежественный человек, не имевший понятия о различии между Никейским символом и арианством и не интересовавшийся подобным различием, случайно впал в руки еретиков. Когда, победив готов, он возвратился в столицу, то начал гонение на православных, хотя и не систематическое, потому что не способен был составить общего плана и выполнить его с последовательностью, а спорадическое и случайное. В Египте, который всецело оставался православным, нельзя было ничего сделать, пока жив был Афанасий Великий, не подвергаясь риску потерять провинцию; но, когда Афанасий умер в 373 г., а его преемником сделался Лукий, арианин, то вскоре затем начались избиения в Нитрийской пустыне. Ариане очень хорошо знали, что православие имело самых стойких своих поборников среди монахов, а монахи были особенно ненавистны императору. Он отменил постановление, в силу которого они освобождались от военной службы, и затем послал отряд войска в пустыню, где произведены были самые возмутительные жестокости. Впечатление, которое Василий Великий произвёл на императора, освободило Каппадокию от гонений; но в Антиохии, где он жил долгое время, а также и в других местах Малой Азии православные епископы подвергнуты были изгнанию и предоставлены на волю арианской черни. В Константинополе, по смерти Евдоксия, был избран православный патриарх Евагрий, но немедленно был изгнан императором и на его место поставлен арианин Димофил. По этому поводу к императору отправилась с протестом депутаций из восьмидесяти пресвитеров; но он ответил на их просьбу тем, что всех их велел посадить на корабль, который выведенный в открытое море, был подожжён.
Источниками для истории царствования Валента, в политическом отношении, служат Аммиан Марцеллин и Зосим, а в церковном отношении – Феодорит, Сократ, Созомен и три Каппадокийских отца церкви – Василий Великий и оба Григория: Григорий Назианзин и Григорий Нисский.