Источник

Велтистов В. Н.

Велтистов Василий Николаевич, протоиерей, профессор богословия на высших женск. курсах и законоуч. Павловского института в Спб., магистр богословия; уроженец Костромской епархии, сын причетника, по окончании курса наук в Московской духовной академии по богословскому отделению в 1880 г., утверждён в учёной степени кандидата богословия с предоставлением ему права при соискании степени магистра не держать нового устного экзамена. Советом Московской духовной академии 22-го сент. 1880 г. избран в приват-доценты по предмету Св. Писания В. Завета. Вследствие введения нового устава и штата духовных академий в 1884 г. оставлен при академии с званием и. д. доцента по той же кафедре. По представлении диссертации на степень магистра богословия под заглавием: «Грех, его происхождение, сущность и следствия» (Москва 1885) и защищении её установленным порядком, удостоен советом академии 2 окт. 1885 г. учёной степени магистра богословия; избран советом академии на должность доцента оной по кафедре Св. Писания В. Завета и утверждён в ней 4 января 1886 г. Резолюциею митрополита С.-Петерб. 23 мая 1888 года определён священником и законоучителем при Павловском Институте в г. С.-Петербурге и рукоположен в священника 20 июля 1888 г. С 15 сентября 1888 г. по 1 сентября 1896 г., состоял в должности законоучителя Екатерининской щколы имп. Спб. женского патриотич. общества. С 7 сентября 1896 г., по утверждению мин. народного просвящения, состоит профессором богословия Спб. высших женских курсов. Определением Св. Синода от 1 – 16 июня 1898 г. назначен на штатную должность члена училищного совета при св. синоде. По определению св. синода от 2–7 декабря 1898 г. за усердную и полезную службу в Павловском институте возведён в сан протоиерея 20 декабря 1898 года.

По отзыву официального реценвента, проф. А. Д. Беляева, достоинства магист. сочинения о В. Велтистова с ясностmю определяется, если мы сопоставим его с научными требованиями, которые применимы к учёному труду подобного рода. Прежде всего, что касается до полноты труда, то в нём исследованы, или, по крайней мере, затронуты все главнейшие стороны предмета. Автор изложил и обосновал не только своё воззрение на предмет, но предварительно подверг разбору воззрения на предмет других мыслителей. Другое научное требование – основательность – выполнено автором с достаточным совершенством, в авторе заметно стремление обосновать и доказать каждую более или менее важную мысль. В отношении последовательности и систематичности сочинение о. Велтистова вообще удовлетворительно. Части сочинения равномерны по объёму; автор в исследовании идёт прямым путём, не вдаваясь в многословие и не загромождая сочинения ненужными или маловажными подробностями и частностями; в исследовании его повсюду видна цель, к которой оно твёрдо направляется; мысли почти везде текут по естественной связи и логической последовательности, существующей между раскрываемыми в сочинении сторонами предмета. От этого, и благодаря ещё безыскусственности и ясности языка и отсутствию риторики и фразёрства, сочинение читается, понимается и усвояется очень легко. Содержащийся в сочинении материал автором хорошо переварен, усвоен и тщательно переработан; сырого материала или излишнего балласта в книге совсем нет; и можно думать, что на обработку материала, на шлифовку сочинения автором потрачено довольно труда и времени. (Отзыв извлечён, благодаря старанию проф. Г. А. Воскресенского, из дела академич. совета, заслушанного 20 сент. 1885 г.).

Кроме магистерского сочинения автором помещено несколько статей в различных духовных журналах, как то: 1) «Песнь Моисея» (Втор.32 гл.) – Прибавл. к изданию Творений Св. Отцов при моск. дух. акад. за 1881 г. 2) «Притча о браке царского сына» (Мф. 22:1–14) (Церк. Ведом. за 1889 г.); 3) «Сила креста Господня» – (Душеполезн. чтен. 1893 г.): 4) «Молитва – жизнь души» (Душеп. чт. 94 г.); 5) «Светильники и елей» (Мф. 25:1–13) (Душепол. чтен. 1895 г.); 6) «Исполнение духом» (Душеп. чт. 1896 г.); 7) «Преумножение талантов» (Душепол. чтен. 1896 г.); 8) «Святая праведная жизнь» (Душеп. чт. 1897 г.); 9) «Притча о мытаре и фарисее» (С.-Петерб. Духовн. Вестн. за 1895 г.); 10) «Беседа о религиозно-нравственном воспитании детей» (С.-Петер. Дух. Вестн. 1895 г.) и несколько библиогр. заметок.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle