Иоанн: святые русские
Иоанн: 1–14 святые русские по порядку церковного поминовения в году.
1) Иоанн, св. мученик казанский, происходит из Нижнего Новгорода, был захвачен татарами в один из набегов их при вел. кн. Василии Иоанновиче (1505–1533 г.) и пленником отведен в Казань. При разделе пленных И. достался одному вельможе, ханскому родственнику, которому верно служил, оставаясь в то же время ревностным христианином. Иногда после трудового дня И. целые ночи проводил в молитве. Напрасны были все усилия татар обратить его в магометанство. Мужественно пред всеми исповедал И. свою веру в И. Христа, а учение Магомета объявил заблуждением. После этого И. подвергли страшным истязаниям и полумертвого оставили лежать на льду. Очнувшись к ночи, страдалец нашел еще в себе силы дойти до русских людей, принял от священника последнее напутствие и, проведя ночь в молитве, утром скончался. «И положено бысть тело его, – говорится в житии И., – в Казани, в месте сокровенне, у леса, на старом кладбище русском» (Бычков, Описание сборн. 1, 103). Кончину св. И. полагают в 1529 г. Вскоре после кончины написано было краткое житие св. И., которое находится в Велик. Ч.-Минеях м. Макария и других рукописях XVI-XVII вв., на 24 января. В 1592 г. митр, казанский Гермоген (впоследствии патриарх) писал к патриарху Иову о почитании муч. И. и получил благоприятный ответ патриарха: положено было совершать память его 24 января, – Проф. Е. Е. Голубинский считает муч. И. в числе почитаемых усопших на том основании, что празднование ему, совершавшееся в 1-ой четверти XII в. также в московском Успенском соборе, потом будто бы прекратилось (История канониз. св., изд. 2-ое, стр. 327, 426). Однако в «Верном месяц. всех рус. св.» (Москва 1903) муч. И. казанский указывается (на 24 января) в числе канонизованных святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями.
2) Иоанн св. муч. литовский; память вместе с Антонием и Евстафием 14 апреля, см. Литовские мученики.
3) Иоанн св. князь угличский, сын князя Андрея Васильевича, заточенный в вологодский Прилуцкий монастырь дядей вел. кн. Иваном Васильевичем; скончался в 1522–1523 г. Память 19-го мая. Монашеское имя его было Игнатий.
4) Иоанн блаженный, юродивый устюжский, сын благочестивых поселян Саввы и Марии, родился в с. Пухове, близ г. Устюга, за рекой Сухоной. С юных лет. он обнаруживал наклонность к подвижничеству, налагая на себя строгий пост, а также отличался глубоко покаянным настроением. После смерти отца, когда мать ушла в монастырь, блаж. И., «разсмотрив мира сего суету, претворися во юродство» (Пролог). Он поселился в г. Устюге близ соборной церкви «в хижице стражилищной». Здесь блаженный ночь простаивал на молитве, а днем «аки юрод ристая по улицам, дабы его не познали». Тщательно скрывая свои молитвенные подвиги, а также запрещая разглашать бывшие от него чудесные знамения, бл. И. безропотно сносил насмешки и оскорбления от людей, не понимавших его необычного образа жизни. Крайне непритязательный, он терпел голос и жажду; одевался в рубище, одинаково зимою и летом. Бл. И. скончался в 1494 г., по-видимому, еще в молодых годах (иконописный тип). На соборе в 1547 г. установлено было ему местное празднование. Вскоре (в 1554 г.) написано было его житие со слов очевидца, а также служба. Память бл. И. 29 мая. Мощи почивают под спудом в церкви Происхождения Честных Древ в г. Устюге.
5) Иоанн св. отрок менюжский, около 1566–1569 г. при св. митр. Филиппе; память вместе со св. Иаковом менюжским 24 июня (см. Иаков св. отр. менюжский).
6) Иоанн и Лонгин св. яренгские чудотворцы. О их жизни и подвигах сведений имеется очень мало. Они были «трудники» Соловецкого монастыря, т.е. пришедшие в монастырь богомольцы и оставшиеся здесь для безмездного труда и подвигов; подвизались в Соловецкой обители при игумене св. Филиппе (потом митр. москов.). Исполняя монастырские поручения, они потонули во время переезда через бурное море. Время их кончины, по одним (Верный месяц., Голубинский, архим. Никодим и др.), относится к 1544–1545 гг. (более достоверно), по другим (Филарет, Сергий, Димитрий и др.) – к 1561 г. Тела их были найдены прибрежными жителями и преданы земле в местах их нахождения. Лет через 25–30, после обнаружившихся чудесных знамений, нетленные тела св. угодников были перенесены в с. Яренгу к церкви св. Николая, где впоследствии возник монастырь яренгский, ныне упраздненный (в 143 верстах к западу от г. Архангельска). Чудеса от святых мощей умножались, и в 1624 г. инок Илия Телов, ревнуя о прославлении св. И. и Л., представил свою запись о совершившихся чудесах патр. Филарету. По указу патриарха, Новгород, митр. Макарий предписал игумену Герасиму с одним боярским сыном произвести о чудесах на месте тщательное расследование, которое подтвердило донесение инока Илии. После этого установлено было местное празднование св. И. и Л. В 1635 г. яренгский монастырь был приписан к Соловецкой обители. Вскоре после этого новгор. митр. Аффоний писал соловецкому игумену Рафаилу о построении нового храма в Яренге, предписывая перенести в него «мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина». Перенесение мощей во вновь выстроенную церковь св. Зоснмы и Савватия соловец. совершено было в 1638 г. Вскоре соловецкий инок Сергий, потом архим. костром. Ипатиев. мон., написал сказание о св. на основании бывших до него записей. Тогда же была составлена и служба святым. Память св. И. и Л. 3-го мая.
7) Иоанн блаж. юродивый, московский чудотворец, был уроженец вологодского края; назывался «водоносцем» по занятию на солеваренных заводах. Придя в Ростов, взял на себя тяжелый подвиг юродства. На теле носил он вериги из железных крестов, а на голове тяжелый железный колпак, отчего его и прозвали «большой колпак». В Москве, куда бл. И. перешел из Ростова, он ходил почти ногой даже в жестокие морозы; говорил большею частью загадками, иногда смело обличая людей сильных. Так, встречаясь с Борисом Годуновым, он говорил: «умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждет, да сильно бьет». Предвидя близкую кончину, бл. И. отправился в баню, в первый раз снял с себя вериги и трижды облился водой, готовя себя к смерти. Он мирно скончался в 1589 г. 3 июля, завещав похоронить себя в церкви Покрова Богородицы (тоже ц. Василия Блаженного), на месте, указанном самим блаженным. Погребение, по желанию царя Феодора Иоанновича, торжественно было совершено казанским митроп. Александром в сослужении многочисленного духовенства. Память бл. И. 3 июля. Мощи его были обретены 1672 г., почивают под спудом в приделе церкви Василия Блаженного. Краткое житие бл. И. написано 1647 г. в Москве неизвестным монахом, на основании раннейшей более обширной записи о его кончине и чудесах, сохранилось в списках XVII-XVIII вв. Есть служба в списках XVII в.
8) Иоанн варяг отрок и отец его Феодор – св. мученики, пострадавшие от язычников киевлян в 983 г. В летописи так рассказывается об этом. В 983 г. Владимир, еще будучи язычником, торжествовал в Киеве победу над ятвягами, принося большие жертвы идолам. Для человеческой жертвы решили бросить жребий «на отрока и девицу». Жребий пал на одного варяга-христианина, пришедшего из Греции, у которого был юный сын, «красен лицем и душею». Когда пришли посланные за сыном, варяг отказался исполнить их требование и пред собравшеюся толпой мужественно и красноречиво обличал языческое нечестие. Разъяренная толпа умертвила отца и сына, разрушив их дом. В Начальной летописи св. мученики не названы по имени. Имена их делаются известными на основании позднейших летописных сводов (Соф., Воскрес., Никонов.), а также на основании сказаний в прологах и Ч.-Минеях. Канонизованы св. Ф. и И. в неизвестное время. Память их 12 июля. Надо отличать от св. Иоанна варяга св. Иоанна младенца, мощи которого в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. См. Верн. месяц. (Москва 1903), стр. 24 и 37. Сергий, Полн. месяц. вост. II2, стр. 211 и 294. Ср. Голубинский, История канон. св. в рус. ц., изд. 2-е, стр. 211.
9) Иоанн Многострадальный, преп. печерский, прославился борьбою с плотской страстно, которую, после многих трудов и подвигов, наконец поборол с помощью Божией. Три года преп. И. подвизался открыто, потом затворился в тесной пещере около гроба пр. Антония, где провел 30 лет, все усиливая свои подвиги. Он морил себя голодом, иногда в течение целой недели не принимая пищи; без сна проводил ночи; носил на себе тяжелые вериги. Наконец, пр. И. закопал себя в землю, оставив свободными только руки и голову, и в таком положении пробыл весь великий пост, испытывая страшные мучения. В ночь Воскресения Христова мучения святого кончились: змей, который дыша пламенем, осыпая искрами, мучил его, чудесно исчез. Смиренный подвижник, когда потом приходили к нему, прося молитв и наставлений, свою победу всецело приписывал помощи Божией и молитвам пр. Моисея Угрина. Пр. Иоанн жил в XII в., скончался после 1160 г. Память его 18 июля. Мощи почивают в Ближней или Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Житие пр. И. находится в Патерике Печерском, в послании Поликарпа к архим. Акиндину.
10) Иоанн Власатый, блаж. ростовский, †1580 г. О происхождении бл. И. ничего определенно неизвестно. На его гробнице в Ростове лежат серебряный крест и Псалтирь на латинском языке, «юже угодник Божий, моляся Богу, чтяше», и которую потом св. Димитрий ростовский, за ее ветхостью, «повеле вновь переплести», как записано в самой Псалтири. Знание латинского языка в древней Руси было доступно для немногих. На этом основании архиеп. Филарет полагает, что бл. И. происходит не из простых людей и получил хорошее образование; быть может, служил в Москве при посольском приказе, где требовалось знание иностранных языков, и удалился оттуда в Ростов, скрываясь от ужасов царствования И. Грозного (Русские св., 3-го сентября). В сохранившемся кратком рукописном житии бл. И. говорится о его жизни и подвигах в г. Ростове Великом (Ярославской епархии). Бл. И. нес тяжелый подвиг юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного жилища. Возрастая в духовной жизни, бл. подвижник поддерживал и утешал других (св. Иринарха ростов., пам. 13 янв.). После долгой жизни бл. И. скончался 1580 г. – Память его 3 сентября и 12 ноября. – В Ростове чтится как святой, полагают (Голубинский), с первой четверти XVII в. Мощи под спудом в ростовской церкви св. Власия. Житие и службы сохранились в списках XVII в.
11) Иоанн – Илия св., первый архиепископ новгородский 1165–1185 гг., в истории известен своею архипастырскою деятельностью, а в агиографической литературе путешествием в Иерусалим на бесе. Не вполне определенно известно, какое было его мирское имя. В древнейших памятниках (1-я Новгород, лет., Устав XII в.) он в сане святительском обычно называется Илиею; имя Иоанн дано было ему в схиме (ср. Филарет, Русские св. III, Спб. 1882, стр. 16 прим.). До епископства Иоанн был приходским священником в Новгороде, на Софийской стороне, у ц. св. Власия на Волосове улице. Избранный в Новгороде на святительскую кафедру после смерти епископа Аркадия († 1163 г.), св. И. был посвящен в сан епископа в Киеве митр. Иоанном 28 марта 1165 г. В том же году новгородскому епископу дарован был титул архиепископа. Вскоре для Новгорода настали трудные времена. Своими самовольными поступками и непокорностью новгородцы восстановили против себя суздальского князя Андрея Боголюбского, который зимою 1169 г. двинул против них огромное войско. Новгород был осажден врагами, помощи было ждать неоткуда. Святитель И. молил Бога о спасении города и помощь была дарована заступлением Божией Матери. Когда икона Знамения Божией Матери была вынесена на городскую стену и народ во главе со святителем со слезами молился пред ней, на суздальцев внезапно напал страх и смятение, и они в ужасе бежали пред новгородцами. Это было в нач. 1170 г. В намять чудесного события установлен был праздник Знамения Божией Матери, доныне совершаемый 27 ноября. Послужив чуду спасения родного города, св. И. потом много потрудился для уврачевания бедствий, причиненных войной, и содействовал примирению новгородцев с могущественным князем суздальским. Деятельный святитель не избежал клеветы и обвинения со стороны людей злонамеренных. Заподозренный в нечистой жизни, св. И. был изгнан из Новгорода, но вскоре же раскаявшиеся новгородцы с честью возвратили ему кафедру. Скончался св. И. в 1185 г., 7 сентября, благословив себе преемником брата своего Григория. – Таковы наиболее достоверные события внешней жизни св. И., сообщаемые главным образом летописями. В житии св. И., написанном, полагают (Ключевский), в конце 70-х или в 80-х годах XV в. (Пахомием Логофетом?), сообщаются еще некоторые легендарные события из его жизни, заимствованные, по-видимому, из народных сказаний. Таков прежде всего рассказ о построении св. Иоанном Благовещенского монастыря, несогласный в подробностях с данными летописи. Сюда же относится и рассказ о путешествии св. И. на бесе в и Иерусалим в течение одной ночи. Принимать в значении истории повесть о путешествии св. Иоанна на бесе в Иерусалим значит выдавать за историю толки народные, ни на чем не основанные (Филарет, Русские св. III, 20 прим.). – Что касается деятельности св. Иоанна, то, принимая близкое участие в гражданских делах Новгорода, он много заботился и о духовных нуждах своей паствы. По условиям времени, эта его деятельность прежде всего выразилась в построении храмов, между коими некоторые были каменные, и монастырей (Благовещенский). Святитель Иоанн был также пастырь учительный. В житии рассказывается, что к нему в келлию приходили люди разного звания и положения, которых святитель поучал в духовной беседе и чрез чтение житий святых. Не оставлял без внимания деятельный архипастырь и церковного учительства. Ему приписывают сохранившееся до нашего времени поучение к священникам в первое (соборное) воскресенье великого поста; нач.: «Се Богови, братие, тако изволше» (напечатано в «Прав. Собес.» 1861 г., I; в более древней редакции в «Журн. Мин. Н. Пр.» 1890 г., сентябрь; а в «Памяти др.-рус. ц.-учит. литерат.», под редакц. А. И. Пономарева, вып. 3, 240–250, перепечатано с последнего издания). Архиеп. Илии – Иоанну приписывают также часть памятника, известного под именем «Вопрошание Кирика» [см. в «Энц.» ниже – Кирика Вопрошание], именно 3-ю его часть, надписываемую в большей части списков «Ильино вопрошание» (С. И. Смирнов, Др.-рус. духовник, Сергиев Посад 1899, стр. 63 сл.; оттиск из «Богослов. Вестн.» за 1898 г.). Полагают, что св. И. писал также летопись (Филарет, Обзор рус. дух. литер., изд. 3-е, стр. 38). Мощи архиепископа И. открыты были новгор. архиеп. Евфимием в 1439 г. и с того времени почивают открыто в новгород. Софийском соборе. На соборе 1547 г. установлено ему повсеместное празднование 7 сентября. Служба архиеп. И. встречается в рукописях XVI-XVII вв.; канон написан Иннокентием. Кроме жития, написанного в XV в., встречается (редко) в рукописях похвальное слово архиеп. И., представляющее новую позднейшую редакцию жития.
12) Иоанн св. епископ суздальский, XIV в. С юных лет он вел жизнь иноческую; около 1350 г., по желанию кн. Константина Васильевича, был поставлен патриархом в епископа нижегородская и суздальского. В сане епископа св. И. заботился об устроении монастырей: при его участии устроены были монастыри – в Суздале мужской преп. Евфимием, в Нижнем Новгороде женский кн. Андреем Константиновичем. В личной жизни св. И. отличался любовью к бедным и обездоленным, заступаясь за бедных крестьян и устраивая больницы и богадельни для больных и сирот. Конец жизни он провел в тиши монастырского уединения, удалившись с кафедры. Скончался в 1373 г. 15 октября. Таковы данные о св. И., еп. суздальском, сообщаемые главным образом в его житии, написанном во второй четверти XVI в. монахом Григорием (Ключевский, Др.-рус. жития св., стр. 284. 286). Сходно с этим даются краткие сведения о св. И. при печатном издании службы ему, напр., изд. 1870 г. Однако Голубинский эти сведения находит малодостоверными и склоняется в пользу того мнения, что в лице св. И. надо видеть того первого епископа суздальского Иоанна, который скончался в 1314 г. (Истор. канон, св., изд. 2-е, стр. 143). Местное празднование св. И. установлено еще в половине XVI в. и потом подтверждено синодским указом от 27 августа 1755 г. Житие и служба ему, написанные монахом Григорием, дошло до нас в списках XVI в. Память св. Иоанна, еп. суздальского, 15 октября. Мощи почивают открыто в суздальском соборе.
13) Иоанн преп. печерский постник; о времени и обстоятельствах его жизни ничего неизвестно; в каноне он прославляется, как постник. Память 7-го декабря. Мощи в Ближней или Антониевой пещере Киево-Печерской лавры.
14) Иоанн препод, печерский подвижник, младший брат пр. Феофила Плачливого: «От юности соединены они были сердечною любовию, имели одне мысли, одни желания, обращаемыя к Богу», пишет о них Поликарп в послании к Акиндину (Киево-печер. Патерик) в переложен. М. Викторовой, стр. 127). По просьбе братьев пр. Марк гробокопатель приготовил для них общую могилу. Пр. И. скончался раньше брата и в его отсутствие, в конце XI или нач. XII в. Память св. братьев вместе с пр. Марком 29 декабря. Мощи их в одном гробе в Ближней или Антониевой пещере Киево-Печерской лавры.
Aн. С.