Источник

Иоаним: 1–4 константиноп. Патриархи

Иоаним: 1–4 константиноп. патриархи.

1. Иоаким I дважды занимал константиноп. патриарший престол (1498–1502 г. и 1504–1505 г.). Это был смиренный и добродетельный, опытный в церковных делах иерарх, учительный и деятельный, но не отличавшийся образованием. На патриарший престол он вступил в среднем возрасте, оставив митрополичью кафедру в Драме. Его избрание на патриаршество произошло вполне законно, – при участии синода архиереев, после обычного голосования, после малого и большого объявления (μη’νυμα). Эго имело большое значение в то смутное и тяжелое для церкви время, когда турецкие султаны допускали возмутительный произвол в религиозных делах христиан. Все православное общество – духовенство и народ – полюбило нового патриарха. О деятельности патриарха Иоакима I известно весьма мало. Константинопольская патриархия находилась в рассматриваемое время в крайне бедственном материальном состоянии. Подарки султанам, министрами» и придворной челяди, делавшиеся систематически и в постепенно возраставшей сумме, истощили патриаршую казну и вызвали неустройство разных отраслей церковно-общественной жизни греков. Сам Иоаким при вступлении на престол заплатил султану Баязиду II 3.000 золотых, как ежегодный харадж. Крайне нуждаясь в материальных средствах, Иоаким I предпринял поездку в Грузию, где пробыл около года и собрал большие пожертвования от правителей и народа, взиравших на вселенского иерарха с большим благоговением и видевших в нем всецело подражателя Христа, великого архиерея. Возвратившись в Константинополь, Иоаким I сделался предметом зависти со стороны духовенства и отчасти мирян, так как прочно воссел на почетном патриаршем троне и умело исполнял свои высокие обязанности. Один из его противников, митрополит силиврийский, желая сам быть патриархом, явился в диван (совет министров) султана и заявил, что он будет платить ежегодный харадж на тысячу золотых больше, если Иоаким уступит ему патриарший престол. Паши, услышав это, призвали Иоакима в Порту и прямо заявили ему, что если он не увеличит свой харадж в пользу султанской казны на тысячу золотых, то будет смещен и заменен силиврийским митрополитом. Иоаким был возмущен условиями пашей и ответил, что считает грехом покупать патриарший престол, а предпочитает совсем отказаться от патриаршества. Между тем об интриге силиврийского митрополита против любимого патриарха узнал народ и, не желая отдать престол во власть дерзкого претендента, явился в диван и заплатил дополнительную сумму хараджа от имени Иоакима. И вот, силиврийский митрополит был позорно изгнан, а на престоле опять водворился Иоаким. Но недолго последний управлял церковью в мире и по канонам: его постигла неожиданная беда по вине самого султана. Раз Баязид II прогуливался по столичной местности Хрисокерама и увидел здание с высокою черепичною кровлей, стоявшее отдельно от других построек с плоскими крышами. На вопрос султана о назначении здания местные греческие священники и старшины (димогеронты) ответили, что это – церковь, построенная с разрешения патриарха. Султан сильно разгневался на Иоакима, который распорядился только покрыть церковь новою крышей, так как старая развалилась, – и издал грозный приказ о его низложении. Архиереи пришли в большой страх от султанского повеления и поспешили избрать нового патриарха в лице митрополита Пахомия (1503–1504 г.). Низложенный Иоаким пребывал на покое около года. Его друзья из мирян, заплатив пескезий или каниский в 3.500 золотых, добились от Порты вторичного возведения его на патриарший престол. Но второе патриаршество Иоакима было неблагополучно, так как народ не мог простить ему занятия престола путем подкупа, совершившегося при участии самого Иоакима, и считал его нарушителем церковных обычаев. А когда Иоаким отправился в Молдавию для сбора пожертвований, то местный господарь, узнав о том, как Иоаким занял престол, не только не оказал ему материальной помощи, но даже и видеть его не хотел. Общее презрение так подействовало на Иоакима, что он заболел и по дороге в Константинополь скончался. Обстоятельства двукратного патриаршества Иоакима I характерны для истории вселенских патриархов в первое время турецкого господства в Константинополе.

2. Иоаким II дважды занимал вселенский патриарший престол (1860–1863 г. и 1873–1878 г.). Иоаким II, в мире Иоанн Коккодис, родился в начале ХIХ в. на острове Хиосе, учился в местных школах и в Янине, около 1828 г. был хиротонисан в епископа Дриинуполя, потом состоял митрополитом Янины и Кизика, а 4 октября 1860 г. был избран на патриарший константинопольский престол. Иоаким II был иерарх опытный, умный и энергичный и ознаменовал свое двукратное патриаршество выдающеюся деятельностью. Как гражданский представитель пред Портой за всю «ромейскую райю», обитавшую в турецкой империи, патриарх Иоаким II известен защитою пред правительством общественных прав и прономий христиан. Так, по его ходатайству султан Абдул Азис предписал в 1875 г уменьшить сбор податей с христиан и, в частности, взимать военный налог лишь с лиц в возрасте от 20 до 40 лет, за исключением больных и неспособных к труду, а султан Абдул Гамид II обещал распространить блага турецкой конституции 1876 г. и на христиан. Патриарх часто ходатайствовал пред Портой за христиан во время их гонений в Малой Азии, в Боснии и Герцеговине, во время войны Турции с Россией в 1877–78 г. Но вследствие вероломства Порты и фанатизма мусульман, гражданско-политическое представительство Иоакима II не имело ощутительных, благотворных для христиан последствий. Что касается церковно-административной и иерархической деятельности Иоакима, то он в первое свое патриаршество заботился о лучшей организации общественной благотворительности и утвердил устав новых благотворительных обществ в Константинополе и на Хиосе, сделал ряд распоряжений о приходской жизни и церковном имуществе, о материальном положении патриархии и брачной практике, предписал архиереям в точности исполнять церковные каноны относительно управления, а низшему духовенству – истово совершать богослужение, следить за чистотою и опрятностью в храмах и т. п. Он учредил несколько школ средних и низших, заботился о единстве преподавания, назначал в приходы специальных проповедников, противодействовал инославной пропаганде, строго следил за монастырской дисциплиной. Иоаким II замечателен и тем, что был первым патриархом, избранным по руководству так наз. «народных канонизмов» 1858–1860 г., с правом пожизненного управления церковью. До патриаршества он принадлежал к числу геронтов, т.е. постоянных и почетных членов синода, и отрицательно относился к реформе церковного управления. За это он, вместе с другими геронтами, был по распоряжению турецкого правительства удален (1859 г.) из Константинополя в свою епархию. Тогда геронты вступили с патриархом Кириллом VІІ в борьбу и, заявив протест против насильственного (не без ведома патриарха) удаления их из столицы, принесли и русскому Св. Синоду жалобы по поводу «ниспровержения древних прав и священной красы церкви», иначе – по поводу уничтожения геронтизма в константинопольской церкви. Но Св. Синод не признал действия геронтов правильными. Когда «народные канонизмы» были утверждены правительством и синод готовился, вследствие отставки патриарха Кирилла VII, приступить к избранию его преемника, местоблюститель патриаршего престола, никейский митрополит Иоаннакий, испросил у Порты разрешение прибыть в Константинополь для участия в выборах и бывшим геронтам, в том числе митрополиту Кизика Иоакиму. И вот, хотя канонизмы были направлены против геронтизма, на патриарший престол, под влиянием угроз и обещаний великого логофета патриархии и Порты, был избран бывший геронт Иоаким. Разумеется, заняв патриарший престол, Иоаким II стал в оппозицию к новому уставу. Он долго не сообщал синоду некоторых его частей, утвержденных Портой, не руководился новым уставом в своей деятельности, не избирал членов постоянного народного смешанного совета, предполагал пересмотреть и исправить канонизмы. Такое отношение патриарха к действующему закону создало ему много врагов и было поводом к различным церковным нестроениям. Ввиду этого, по просьбе самого Иоакима II, было произведено официальное расследование относительно его деятельности, возложенное на особую комиссию из четырех патриархов (б. константинопольские Григорий VI, Анфим VI и Кирилл VII, иерусалимский Кирилл) и восьми митрополитов. Комиссия умиротворила враждовавших и взяла с Иоакима II обязательство руководиться во всем канонизмами. Но строгий консерватор, горячий противник нового административного строя, властолюбивый носитель патриарших прерогатив, – Иоаким II не мог уже обеспечить себе в синоде большинства голосов. Народная молва обвиняла его и в корыстолюбии. 18 августа 1863 г. он вынужден был отказаться от престола. Во второе патриаршество Иоаким II осуществлял программу первого. Он известен многочисленными деяниями в пользу экономического благоустройства патриархии и филантропических учреждений, защитил права христиан вести судебные процессы по завещаниям и брачным делам у христианской духовной власти, а не в турецких гражданских судах, по-прежнему учил духовенство и народ точному соблюдению догматов и канонов, миру, братской любви, сознательному послушанию церковной и гражданской власти, весьма много заботился о просвещении народа в духе православия и церковности, посредством проповеди и школ. Он и скончался в звании патриарха – 5 августа 1878 г. По завещанию Иоаким II оставил 10.000 турецких лир (лира ­ 8 р. 60 к.) в пользу школ, церквей и благотворительных заведений патриархата, чем достойно и завершил свое двукратное патриаршество.

3. Иоаким III – знаменитый греческий патриарх новейшего времени, занимающий престол (вторично) и в наши дни. Иоаким III, в мире Христ Деведжи, родился 18 января 1834 г. в Константинопольском пригороде Вафеохории, учился в местной школе, потом на Афоне и Самосе. В молодости он состоял иеродиаконом при погонианском митрополите в Бухаресте и при греческой церкви св. Георгия в Вене и с особым усердием занимался самообразованием, – посещал школы, изучил языки румынский и немецкий, прекрасно ознакомился с церковным пением. В 1860 г. Иоаким получил должность второго диакона при вселенском патриархе Иоакиме, в 1863 г. был назначен великим протосинкеллом патриархии, а в 1864 г. хиротонисан в митрополита Варны, откуда через 10 лет перемещен в Фессалонику. 4 октября 1878 г. синод константинопольской церкви и греческий народ, в лице своих представителей, единогласно избрали Иоакима на вселенский патриарший престол. Образованный, молодой, энергичный, исполненный любви к церкви и народу, опытный администратор, тонкий дипломат, отличный оратор, любитель знания и покровитель науки, окруженный уважением и любовью, Иоаким III оказался таким именно патриархом, в каком и нуждалась константинопольская церковь. То было первое, после русско-турецкой войны, время, когда подводились итоги успехов русского оружия, поднятого в защиту единоверных нам славян и греков, когда намечались новые пути для дальнейшего движения церковно-общественной жизни у тех и других, указывались новые средства для ограждения прежних прав православной церкви в Турции от насилия и произвола мусульманской администрации и выдвигались новые делатели, способные к проведению в жизнь новых начал. Иоаким III, занявши патриарший престол Златоуста, Фотия, Кирилла Лукариса, Григория V, вполне оказался на высоте своего положения. Ввиду обнаружившегося в Турции преобразовательного течения, Иоаким III в конце 1879 г. подал великому визирю замечательную докладную записку, в которой и изложил свой взгляд на предстоящие реформы. Указав на политические бедствия последнего времени, патриарх восхвалял Порту за намерение произвести реформы. Как духовный вождь значительной части подданных султана, он считает необходимым, для их благополучия, представить и свои соображения. Он полагает, что в таком правильном деле, как государственная социально-политическая реформа, полумеры могут принести только вред, поэтому необходимо совершить преобразование во всей его полноте. Патриарх уповает, что самоуправление православной церкви в Турции, дарованное ей султаном Магометом II (1453 г.), будет сохранено во всем объеме и силе. Церковь по-прежнему должна быть свободна в своих постановлениях и действиях касательно клира и его прав, храмов, монастырей, школ, благотворительных заведений и их собственности, брака, развода, и духовных завещаний, сиротского имущества и права архиереев заседать в местных административных советах. Правительство должно охранять эти привилегии греков и покровительствовать им. Необходимо установить фактическое равенство между христианами и мусульманами в Турции – в отношении официального языка, в зависимости от процентного отношения того и иного населения в данной местности, относительно провинциальных судей и властей. Совершенно необходимо, чтобы в одинаковой степени была обеспечена безопасность жизни, чести и имущества христиан и мусульман. Представления патриарха имели жизненное значение, так, направлении как фактическое положение христиан в Турции резко расходилось с юридическими установлениями. Не ограничившись докладом великому визирю, Иоаким IIІ в декабре 1879 г. получил аудиенцию у султана и ходатайствовал пред ним об улучшении участи христиан в указанном выше направлении.

Под влиянием представлений патриарха и по требованию западноевропейской дипломами, в Турции некоторое время наблюдалось преобразовательное брожение, а потом действительность резко изленилась. Иоакиму III, который ходатайствовал о фактическом самоуправлении греков и свободе церкви, первому из патриархов новейшего времени пришлось вступить с правительством в жестокую борьбу из-за древних прав и прономий греков, которые Порта не только не предполагала расширить, обеспечить и фактически оправдать, но, напротив, была намерена и совсем уничтожить. Султан Абдул-Гамид оказался хитрым восточным политиком и, взамен благодетельных для христиан реформ, предпринял ряд попыток к лишению греческой церкви и народа некоторых преимуществ, дабы осуществить свой основной административно-политический принцип «Турция – для турок». Свой поход против церкви султан открыл весьма осторожно и начал его с вопросов частных, чтобы потом перейти к главным и основным правам церкви. В 1880 г., по поводу частного случая, был издан правительственный указ о том, чтобы утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение жалоб между христианами-наследниками производились в турецких судах, а не подлежали, как прежде, ведению епархиальных архиереев и состоящих при них смешанных советов. В октябре 1882 г. правительство потребовало, чтобы впредь представлялись в министерство народного просвещения программы и учебники греческих школ, а также документы их учителей, – тогда как раньше заведывание христианскими школами в столице и епархиях всецело принадлежало патриарху и митрополитам. В том же году Порта выдала митрополитам сисанийскому и касторийскому султанские бераты с изменением двух существенных статей о привилегиях митрополичьей власти: во-первых, митрополиты по обвинению в гражданских преступлениях должны были подлежать суду не патриарха и синода, как было издавна, а суду турецкому, руководившемуся сводом основных мусульманских законов, и, во-вторых, митрополиты лишались прежнего своего права задерживать и судить клириков и монахов своей епархии в тех случаях, когда это вызывалось церковною или гражданскою необходимостью. Наконец, турецкое правительство стало вмешиваться в судебные процессы христиан по брачным делам, препятствовало строить и возобновлять церкви, школы и благотворительные заведения, не выдавало Иоакиму обычного султанского берата. Все эти привилегии христиан, данные Магометом II, систематически указывались во всех султанских бератах и в других узаконениях, касавшихся христиан, – составляют господствующий в их обществе порядок и обычай и весьма тесно связаны с вероисповеданием и церковью, так что изменение их совершенно невозможно без существенного потрясения всей церковно-общественной организации христиан в Турции. Ввиду этого, патриарх Иоаким III вступил с правительством в энергичную борьбу за целость настоящего вероисповедного положения христиан, имеющего характер политический и общественный, за самое существование православной церкви в Турции. В течение пятнадцати месяцев (с 19 февраля 1883 г. до 12 мая 1884 г.) между патриархом и Портой велась весьма оживленная переписка, представляющая интересный материал для характеристики положения греческой церкви в Турции. В своих многочисленных тактириях, отправленных правительству, патриарх на основании исторических и юридических данных, принципиальных и частных, весьма убедительно доказал, что Порта последними своими действиями нарушила древние права и прономии православной церкви, поколебала давние устои жизни и быта христиан и угрожает самому существованию церкви. Поэтому патриарх настаивал, чтобы правительство отменило свои последние незаконные постановления, сохранило за греческой церковью и народом их давние преимущества самоуправления и восстановило вековой status церковно-общественного положения. И правительство должно было уступить пред авторитетом просвещенного и ревностного борца за церковь. Патриарх победил и достиг восстановления нарушенных прав и прономий церкви и народа, но это стоило ему кафедры: 30 марта 1884 г. он отказался от престола, окруженный (в представлении почти всего православная мира) славою мужественного и неустрашимого борца за св. церковь и православную веру, снискавший себе глубочайшую признательность, уважение и любовь греков за энергичную защиту их прав на самоуправление и на самое существование в мусульманской империи. Но турецкое правительство долго не могло забыть обиды, нанесенной его престижу патриархом Иоакимом III, и в течение 17 лет не только отклоняло его кандидатуру на вакантный патриарший престол, выставлявшуюся всякий раз, как происходило избрание нового патриарха (а оно за это время было пять раз), но и не разрешало ему выезда с Афона, где он был заключен, как узник. Лишь в 1901 г., по ходатайству русского правительства пред султаном, Иоаким III вторично занял патриарший престол, к великой радости греков.

Обращаясь далее к церковно-общественной деятельности святейшего Иоакима III в течение 1878–1884 гг. необходимо констатировать, что она была так разнообразна, последовательна и продуктивна, как деятельность весьма немногих новейших патриархов греческого востока. Вступив на престол, патриарх в январе 1879 г. созвал церковно-народное собрание (᾿εθνοσυνε’λευσιςдля обсуждения вопроса о современном состоянии константинопольской церкви и для изыскания мер к улучшению жизни и быта духовенства и народа. Пред этим собранием патриарх выступил с замечательным докладом, в котором наметил и программу своей деятельности. Указав в начале доклада на печальное религиозно-нравственное состояние христиан в Турции, патриарх проектировал пересмотреть я исправить «народные канонизмы» – главное административное узаконение, введенное, по требованию турецкого правительства, в шестидесятых годах ХIХ-го столетия (ср.выше) взамен прежней, унаследованной от византийских времен, системы церковного управления, – предполагал возвысить образовательный ценз греческого духовенства – высшего и низшего и улучшить его материальной быт, учредить специальный комитет для заведывания всеми школами патриархата, ввести однообразие в школьных программах, увеличить число народных иерокириксов, учредить пенсионный капитал для духовенства и патриарших чиновников, установить тщательный контроль за доходами и расходами монастырей ставропигиальных и епархиальных, поднять дисциплину в монастырях и т.п. Вообще, от забот и попечений патриарха не укрылась ни одна сторона церковно-общественной жизни греков: в программу его деятельности вошли – церковное управление и суд, храмы и школы, просвещение и проповедь, материальное положение духовенства, внутренний быт монастырей и прочее, – энергичный и опытный патриарх все хотел преобразовать, благоустроить, улучшить. И действительно, он с выдающимся успехом выполнил большую часть своей программы, хотя и занимал патриарший престол только шесть лег.

В эти шесть лет Иоаким III улучшил финансовое положение патриархии, заплатив часть громадного ее долга, обеспечил патриарших чиновников постоянным жалованьем, тогда как раньше они не только получали его весьма неаккуратно, но и имели за патриархией долг в 96.000 р. (1.200.000 гросиев), учредил для чиновников пенсионный капитал, а для заштатного духовенства богадельню, поместив ее в монастыре Преображения на о. Проте, построил больницу для сумасшедших, улучшили экономическое положение греческих филантропических заведений в Константинополе (᾿Εθνικα Θιλαθρωπικὰ Καταστη’ματα), отремонтировал здания патриархии. Удивительнее же всего то, что отмеченные мероприятия финансово-экономического свойства Иоаким III осуществил на добровольные пожертвования. Он пользовался великим авторитетом и необыкновенным уважением среди греческой плутократии, представители которой по его ходатайству весьма охотно и щедро благотворили для церкви. Чрез руки патриарха прошли миллионы золота, которое он и израсходовал на нужды патриархии, на благотворительные и просветительные учреждения греков, оказав этим громадную услугу православной церкви. Затем Иоаким III благоустроил церковно-приходскую жизнь в патриархате. В частности, епитропы (попечители) приходских храмов обязаны были, по предписанию патриарха, вести правильную отчетность церковных сумм, записывать приход и расход в специальные книги, представлять в патриархию ежегодные сведения о движении церковных сумм, покупать восковые свечи для церквей только на заводе, основанном в 1880 г. патриархом, ввиду наблюдавшихся злоупотреблений в этом деле. Епитропам запрещено было вмешиваться в дела и обязанности клириков – относительно совершения богослужения, церковного пения и т.п., а предписано ведать только хозяйственные дела, охранять интересы храмов со всем усердием. Все эти распоряжения имели весьма важное значение, так как епитропы приходских храмов нередко смотрели на них, как на источник личных доходов, бесконтрольно распоряжались их имуществом и даже подчиняли своей власти приходское духовенство. Отсюда приходские церкви нередко были обременены громадными долгами, духовенство бедствовало, а нужды приходов относительно просвещения и благотворения были вопиющими. Патриарху Иоакиму III принадлежит заслуга внесения порядка в приходскую жизнь, подчинения деятельности епитропов контролю духовной власти. Но этого мало. В 1880 г. патриарх Иоаким III издал «Устав о мухтарах константинопольских приходов». Мухтары – это уполномоченные православного прихода, на обязанности коих лежало удостоверять документы о покупке и продаже имуществ в пределах данного прихода, – свидетельства о времени рождения, крещения и браков прихожан, о подданстве, о времени пребывания в приходе и т.п., для представления этих документов в патриархию, которая, на основании их и под своей ответственностью, выдавала христианам необходимые удостоверения для сношений, по личным делам, с гражданскими правительственными учреждениями. Значит, мухтар до некоторой степени контролировал общественную жизнь в приходе и был посредником между приходом и патриархией, а потом и правительством. Приходским мухтаром должно быть лицо, заслуживающее полного доверия прихожан и патриархии. В уставе, изданном патриархом, подробно и говорится о качествах кандидатов на эту должность, о способе их избрания прихожанами, о круге деятельности мухтаров и т.п. Между прочим, в уставе сказано, что из доходов, поступающих к мухтару за удостоверение документов, 20% идут в его пользу, а остальные – на нужды приходских школ. Наконец, весьма важным распоряжением Иоакима III о приходской жизни нужно считать «Устав приходского клира», введенный в действие 1 января 1881 г. Устав говорит об обязанностях приходского клира константинопольской архиепископии, распределяет приходы по разрядам и указываете доходы духовенства за богослужения и требы. Он впервые весьма обстоятельно определил отношения приходского духовенства между собою, к прихожанам и епитропам, упорядочил сбор и разделение доходов, регламентировал обязанности клира в своем приходе. Насколько важен опубликованный патриархом Иоакимом III приходский устав, видно из того, что он, за исключением немногих предписаний, и ныне сохранил в константинопольской архиепископии силу действующего законоположения.

Церковно-административная деятельность патриарха Иоакима III была выдающеюся и в других отношениях. Митрополитов вселенского престола патриарх побуждал не посвящать клириков отрешенно, без прихода и паствы, без испытания и из лиц неизвестных, наблюдать за экономическим положением монастырей – ставропигиальных и приходских, представить в патриархию оправдательные документы на церковные владения, дабы обеспечить пред турецким правительством их неприкосновенность и неотчуждаемость, вчинать пред Портой ходатайства о ремонте церквей чрез патриарха, для их успешности, и т.п. Приходскому духовенству и монахам патриарх постоянно внушал, в своих посланиях, стоять на высоте звания, в точности соблюдать церковные уставы, жить в мире и повиновении властям, изучать Св. Писание и творения св. отцов, служить для народа примером. Много окружных посланий было издано патриархом и народу с поучениями жить в страхе Божием, пребывать твердым в православной вере и не уклоняться в сторону иных упований, добросовестно исполнять христианские обязанности, жить в мире и любви, повиноваться властям и старшим, заботиться о воспитании детей в православии и церковности, заключать браки с благословения и по руководству церкви и т.п. Патриарх много заботился о благолепии церковного богослужения. Приходским иеропсалтам неоднократно предписывалось строго держаться византийской церковно-певческой мелодии и традиционных богослужебных напевов и избегать пения итальянского. Духовенство должно было в точности исполнять церковно-богослужебный устав, а народу повелевалось благопристойно и благоговейно присутствовать в храмах. В частности, патриарх запретил провозглашать в храмах «ξη’τω». когда служились царские и иные молебны, – совершать литании беспорядочно и вне пределов приходского храма, производить шум и беспорядки около плащаницы в великую пятницу, стрелять во время пасхального богослужения и т.п.

Весьма почтенны были труды патриарха и в области народного просвещения. Сам человек весьма образованный, слушавший в молодости лекции в венском университете Иоаким III горячо любит науку и школы, оказывает покровительство всякому серьезному научному делу и движению, принимает различные меры к возвышению просвещения среди духовенства и народа. В частности, его трудами проповедь слова Божия получила в патриархате прекрасную постановку и организацию. Специальные иерокириклы существовали почти при всех храмах столицы и больших городов, а равно и в селах, проповедь велась систематически, под наблюдением особых церковных епитропий. Народные школы столицы и епархий находились, но предписаниям патриарха, под контролем специальных педагогических епитропий и епархиальных властей, которые и наблюдали, чтобы обучение велось в них в духе церковности, возглавлялось законом Божиим, чтобы и обучение соединялось с воспитанием, а учителями состояли люди верующие и добросовестные; в школах не должны употребляться книги противные вере и нравственности, изданные без разрешения патриархии. Для надзора за столичными школами был назначен особый наблюдатель. Особая комиссия из профессоров великой народной школы производила экзамены для учителей и рассматривала школьные книга. Ефорам школы было предписано представлять в патриархию ежегодные отчеты о материально-экономическом их состоянии. Далее, для приготовления низших клириков патриарх в 1879 г. открыл на о. Халки «центральное духовное училище», а в 1882 г. приобрел для него здание в Константинополе. Это училище в первое время обслуживало нужды почти всего патриархата. Известная халкинская школа получила при Иоакиме III назначение духовной академии; применительно к этому был составлен и новый устав, курс обучения был назначен восьмилетний, штат профессоров увеличен. Иоаким III устроил и новое здание для этой академик, расположив к пожертвованиям духовенство и народ. Кроме того, на взысканные патриархом средства в Константинополе было построено великолепное здание для великой народной школы (гимназии) и для женского института Заппион. Патриарх содействовал учреждению богословской школы Ποδοκασα’κειονв кесарие-каппадокийской епархии (1882 г.), организованной по образцу халкинской, и благоустройству священнической школы в Янине, принимал живое участие в открытии религиозно просветительных обществ в Cмирне (᾿Εταιρει’α πρὸς δια’δοσιν τῶν ε’λληνικῶν γραμμα’των ᾿εν τῆ Μικρὰ ᾿Ασι’α) и т. н. «македонского». В 1880 г. Иоаким III основал богословский журнал «᾿Αλη’θεια», который, под названием «᾿Εκκληγιαστικὴ ᾿Αλη’θεια», существует и в настоящее время, имея значение официального патриаршего органа. Журнал весьма важен и в научном отношении. Тогда же была восстановлена и патриаршая типография, а в следующем году Иоаким III положил основание патриаршей библиотеке. Наконец, нуждаясь в просвещенных деятелях церкви, Иоаким III посылал клириков за границу для продолжения образовался. Достаточно назвать Иоакима Форопула, ныне митрополита, учившегося в Оксфорде и в германских университетах, митрополита Михаила Клеовула, ныне ректора великой народной школы, учившегося в Мюнхене, митрополита Апостола Христодула, кандидата Киевской духовной академии, ныне ректора Халкинской школы.

Вообще, деятельность Иоакима III в первое патриаршенство была весьма разностороннее и благотворное для греческой церкви и народа. Прямой, энергичный и самоотверженный, строгий законник и любитель порядка, бескорыстный и щедрый, просвещенный и красноречивый, патриарх стоял выше партийных воззрений и узко-национальных стремлений, имел в виду только благо церкви и народа, служил правде и праву и защищал их до самопожертвования. В греческом обществе патриарх пользовался необыкновенным уважением за свои высокие заслуги и исключительные нравственные доблести, упрочив за собою эпитет «корифея – κοροφαῖς» патриархов последнего времени. И историческая наука, греческая и русская (в лице профессоров И. Е. Троицкого и Ф. А. Курганова), уже оценила выдающиеся труды первого патриаршества Иоакима III, выделив его из ряда других патриархов и поставив на особое, исключительное место, как «одного из знаменитых» патриархов вселенских последнего времени.

Патриарх Иоаким III, как упомянуто выше, и пал жертвою самоотверженного исполнения долга, вынужденный столкновением с Портой отказаться от престола (30 марта 1884 г.). В мае 1901 г. он вторично занял вселенскую кафедру. Его вторичное избрание состоялось единогласно, а прибытие с Афона в Константинополь было каким-то триумфальным шествием, давно небывалым здесь и напоминавшим блеск и великолепие торжественных процессий эпохи византийской, его встреча духовенством и народом сопровождалась таким взрывом чувств радости, умиления и восторга, до взаимных объятий, слез и поцелуев, как в пасхальные дни, включительно, какой возникает только в силу глубоких психологических и национально-бытовых причин. И действительно, было – чему радоваться. Во второе патриаршество Иоаким III по-прежнему весьма ревниво охраняет самоуправление вселенской церкви от притязаний турецкого правительства. Достаточно здесь упомянуть, что во время недавнего патриаршего кризиса (1904–1905 г.), когда Порта, склонившись (не по мотивам беспристрастия и справедливости) на просьбы восьми митрополитов – членов синода, ставших в оппозицию к патриарху, вмешалась в церковное дело, то патриарх прямо и решительно заявил султану, что он не допустит такого вмешательства, противного правам и привилегиям церкви, и не подчинится решению правительства, каково бы оно ни было: церковное дело и должно быть решено вполне компетентною церковною властью. И султан уступил патриарху.

Иоаким III во второе патриаршество неоднократно обращался к православным автокефальным церквам с призывом – стать в теснейшее, неразрывное и живое общение между собой, жить в братской любви, оказывать взаимное содействие в делах общецерковного свойства. Время и жизнь выдвинули на поле общехристианского сознания много новых и важных вопросов, православию и христианству угрожает натиск неверия и религиозного индифферентизма, католичество и протестантство с каждым годом делают новые завоевания на счет православной церкви. А между тем автокефальные православные церкви живут изолированно, между их представителями существуют только официальные сношения, православные народы находятся в ожесточенной национальной борьбе. Все это ненормально и лишь вредит св. православной церкви. Необходимо всем жить в мире и любви, а для этого нужно узнать друг друга, нужно следить за внутренней жизнью каждой автокефальной церкви, оказывать братское содействие, помогать в борьбе с инославной пропагандой. В сферу братской любви, в круг взаимного духовного общения необходимо, по мысли патриарха, привлечь мир римско-католический и протестантский, эти две отрасли общехристианского корня, уклонившиеся, к несчастию, на путь заблуждений: благовременно, быть может, вступить в предварительное между церквами рассуждение о том, чтобы «приготовить гладкий и широкий путь для любезного взаимного сближения». И вопрос о старокатоликах, давно ищущих единения с православною церковью, должен послужить предметом общецерковного обсуждения, в интересах вожделенного всемирно-христианского общения. Наконец, общность календаря и церковной пасхалии является делом не безразличным в церковно-религиозном объединении всего христианского мира. По поводу указанных вопросов патриарх Иоаким обратился в 1902 г. с окружным посланием ко всем автокефальным православным церквам, предложив дать официальные на них ответы. В 1904 г., когда такие ответы были получены, патриарх снова возбудил пред всеми церквами вопрос о более тесном взаимном общении, ввиду существующего обособления, ввиду политического филетизма, противного Евангелию и избравшего своим орудием религию и церковь, ввиду еще нарушения правовой самостоятельности отдельных церковных организаций. Все это роковым образом угрожает миру и благостоянию святых Божиих церквей. Необходимо не преступать пределов вечных, которые положили отцы наши, призывая к любви, братству, исполнению долга. Необходимо пастырям входить в более частые сношения между собою посредством грамот, но еще лучше было бы раз в три года составлять соборы из представителей всех православных церквей, иерархов и богословов, решения которых, чрез патриарха вселенского, должны восходить на усмотрение всех церквей. Тогда, по мнению Иоакима III, возможно будет решить многие вопросы общецерковного характера, тщетно обсуждаемые отдельными церквами. Горячий призыв к общению и единению всего православного мира, со властию раздавшийся с востока, не останется, надо полагать, без последствий и, несомненно, не прекратится до тех пор, пока на престол Златоуста, Фотия, Кирилла Лукариса, Григория V и Григория VI восседает святейший Иоаким III. По крайней мере, там, на востоке, где на очереди стоят церковные вопросы кипрский, антиохийский, румынский и др., примирительная церковная политика Иоакима III не раз спасала православный мир от потрясений, подобных тому, какой некогда было вызвано болгарской схизмой, а с другой стороны – не патриарх Иоаким III виноват в том, что упомянутые вопросы и теперь волнуют греков и славян. В своей первой речи, произнесенной при вторичном вступлении на вселенский престол, Иоаким III, опираясь на свой долголетний архипастырский опыт и на тонкое понимание современных задач православия, благовествовал всеобщий мир и любовь, ко всеобщему благу. Необходимо, говорил он, позаботиться о братском общении и евангельском примирении со святыми Божиими автокефальными церквами, потому что они имеют одну общую цель, живут одинаково благодатною жизнью и возреваются одним Духом. Надлежит, чтобы среди них исчезли всякие общие и частные несогласия и разделения, противные Евангелию и канонам, причем почин в церковном примирении должен исходить от первенствующей кафедры – вселенской. Такой программы Иоаким и держался во второй период патриаршей деятельности.

Патриарх озабочен и возвышением религиозно-нравственного состояния среди греков. В этом отношении примечательно его послание от 16 декабря 1901 г. ко всем богословским школам – Халкинской, Ризарьевской в Афинах, св. Креста в Иерусалиме и богословскому факультету при Афинском университете. Нарисовав в этом послании яркую картину современного падения нравов, охлаждения религиозного чувства, нравственного шатания, вражды к церкви Христовой и ее учению и указав на зловещую опасность для православия от грозного гонения врагов Христа и Евангелия, патриарх выяснил настоятельную необходимость дружной защиты церкви и борьбы с ее врагами для всех истинных христиан, особенно для православных богословов, и предложил корпорациям упомянутых школ высказать свои мнения о том, какие меры для борьбы со злом они признают возможными и необходимыми для торжества православия. Ответы были даны в смысле необходимости усилить народное просвещение посредством проповеди, школ, издания богословских книг полемического и апологетического характера.

Жгучий интерес на греческом востоке имеет и борьба с католической и протестантской пропагандой. Но в константинопольском патриархате пропаганда, вследствие зоркого наблюдения патриарха за паствой и своевременного и умелого ей противодействия, не имеет большого успеха. Известно его замечательное послание к духовенству и народу против инославных школ и учителей, прочитанное (в 1902 г.) в храмах патриархата и вызвавшее массовый уход греческой молодежи из опасных учреждений. А затем, с целью отвлечь греков от общения с подозрительными иностранными учителями, патриарх в 1904 г. учредил в Константинополе специальную «школу языков».

Весьма плодотворна деятельность Иоакима и в области религиозно-нравственного просвещения. По-прежнему обращается самое серьезное внимание на церковную проповедь, для ведения которой приглашаются специальные иерокириксы, преимущественно питомцы Халкинской школы. Где средства не позволяют иметь иерокирикса, там проповедуют приходские клирики или учителя народных школ, под руководством и наблюдением епархиального архиерея. Патриарх особыми посланиями не раз призывал митрополитов престола возможно лучше организовать проповедничество и не только в городах, но и в селах. При патриархии для этой цели издаются «Евангельские поучения» в общедоступном изложении, распространяющиеся по всем епархиям. Здесь же печатаются для народа «Религиозно-нравственные таблицы». Объявлен и конкурс на составление сборника проповедей для простого народа. Затем, в народных школах усилено религиозно-нравственное воспитание. В Константинополе учреждена должность великого катихизатора, на обязанности которого лежит наблюдение за преподаванием закона Божия в школах и за воспитанием учащихся, открыта вторая должность наблюдателя столичных школ. Учащим и духовенству предписано внушать детям долг исполнения христианских обязанностей, – аккуратно посещать храм, соблюдать посты, приступать к исповеди и причастию. По предложению патриарха, в школах ведутся религиозно-нравственные беседы, устраиваются разумные развлечения для детей. К совместной со школою деятельности привлекается и семья: патриарх особым посланием пригласил родителей помочь школе в насаждении добрых нравов, в развитии религиозного чувства учащихся. Книги учебные и для чтения подлежат тщательному контролю патриархией педагогической епитропии.

Патриарх оказывает просвещенное покровительство центральной в патриархате богословской школе – Халкинской, где, наряду с богословием, усилено преподавание философии, введен турецкий язык, воспитанникам старших классов разрешено жить по-келлиотски, т.е. помещаться группами в 4–5 человек в одной комнате и устроять свою личную жизнь, вне учебных часов, по собственному желанию. Для приготовления низших клириков предположено открыть несколько духовных училищ в различных пунктах патриархата, – прежде всего, в монастырях Влатейском (Фессалоникской епархии) и Завордском (Гревенской епархии). Патриарху принадлежит идея учредить специально-греческую духовную академию. Ее предположено открыть в Венеции, где подобная греческая школа существовала и раньше (в XVII в.) и приготовила выдающихся деятелей церкви (Митрофан Критопул, Илия Минятий); ныне здесь существует одна из богатейших греческих общин, которая и обещала патриарху свое материальное содействие, но дело тормозится все-таки по недостатку средств.

Патриарх горячо сочувствует и научным стремлениям и оказывает покровительство народно-просветительным и ученым обществам. Патриаршая библиотека приведена при нем в порядок, помещена в новом здании и восполнена нумизматическим кабинетом. Патриарший архив, раньше совершенно недоступный иностранным ученым, теперь охотно открываете для них двери. По распоряжению патриарха, ученый начальник этого архива, архимандрите Каллинин Деликанис, издал два весьма ценных в научном отношении сборника официальных документов, извлеченных из рукописных кодексов и касающихся истории Афона и сношений константинопольской церкви с другими греческими автокефальными церквами. При патриархии учрежден «Церковный музыкальный силлог», для научной разработки истории христианского богослужебного пения, имеющий специальную школу и издающий ученый журнал. В 1904 г. патриарх восстановил «Общество средневековых исследований», учрежденное первоначально в 1876 г., а потом прекратившее свои полезные занятия за неимением помещения и средств. Патриарх дал Обществу помещение в патриархии и расположил греческих филантропов к пожертвованиям в его пользу. Председателем Общества назначен известный греческий ученый Мануил Гедеон. Общество, под покровительством патриарха, уже приступило к исследованиям в области византийской истории и археологии. И известный «Эллинский филологический силлог», стоящий во главе научного движения в константинопольском патриархате, находится под покровительством патриарха, много содействующего его успешной деятельности.

Далее, патриарх Иоаким III принадлежит к числу блестящих ораторов современного греческого востока. Его слова и речи являются истинными образцами гомилетического греко-византийского искусства по глубине мысли, всестороннему раскрытию предмета, увлекательному изложению, вдохновенному действию на слушателей. К сожалению, ораторские произведения святейшего Иоакма III разделены по греческпм журналам: i «᾿Εκκληγιαστικὴ ᾿Αλη’θεια», «᾿Εκκληγιαστικὴ ᾿Επιθεω’ρησις» и др.В отдельном издании они составили бы несколько томов.

Известно также, что Иоаким III является испытанным другом русского народа, живо интересуется судьбами русской церкви, находится в постоянном общении с духовными ее представителями, оказывает радушное гостеприимство и просвещенное покровительство редким русским ученым-богословам, которых интересы науки влекут на ближний восток. За выдающуюся, разнообразную и весьма плодотворную церковно-общественную деятельность, за вселенский ее характер, за высокое покровительство науке и просвещению святейший Иоаким III избран в 1905 г. почетным членом С.-Петербургской духовной академии.

4. Иоаким ІV (с 1 окт. 1884 г. по 14 ноября 1886 г.), по фамилии Коккодис, родился на острове Хиосе, учился в местной школе, а потом в богословской школе на о. Халки. До патриаршества он состоял митрополитом ларисским и дерконским и прошел очень хорошую школу под руководством сначала своего дяди, патриарха Иоакима II, одного из умнейших патриархов новейшего времени, а потом своего предшественника по патриаршему престолу Иоакима III, который с умом и тактом первого соединил еще прямоту и твердость характера. Сделавшись патриархом, Иоаким IV обнаружил все качества образованного и опытного администратора. Он восстановил мирные отношения с турецким правительством и не подавал повода к возбуждению спора о церковных прономиях, пользуясь всеми древними правами патриаршей власти. И внутренняя жизнь церкви имела спокойное течение. Патриарх неоднократно обращался к духовенству с грамотами, побуждая добросовестно исполнять обязанности архипастырского и пастырского служения, монахов призывал хранить иноческие уставы и избегать мирских занятий и интересов, народу предписывал повиноваться властям, жить в мире с мусульманами и евреями, исполнять гражданские обязанности, епитропам приходских храмов повелевал предусмотрительно сдавать в аренду церковные имущества и т.п. Патриарх значительно уменьшил долг патриархии (с 15 до 2 тысяч турецких лир), обеспечил патриарших чиновников постоянным и аккуратно выдаваемым жалованьем. Иоаким IV обратился (17 окт. 1884 г.) с особым посланием к заграничным греческим кинотам, увещевая их хранить православную веру, не уклоняться в сторону иных упований, воспитывать молодежь в духе православия и эллинизма. Он восстановил братские отношения с церквами сербской, черногорской и митрополией карловицкой, а 25 апр. 1885 г. издал синодальный том о независимости румынской церкви. Наконец, патриарх покровительствовал народному просвещению, особенно школам – богословской на Халки и церковно-певческой на острове Самосе.

14 ноября 1886 г. Иоаким IV, вследствие болезни, добровольно отказался от престола. Синод и народный совет с сожалением приняли его отречение и выразили благодарность за большие услуги для церкви, пожелав выздоровления. Вскоре Иоаким IV скончался.

И. И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle