Кеплер
Кеплер Иоганн (род. 27 декабря 1571 г.) – основатель современной теоретической астрономии, глубокий ученый, не чуждавшийся и некоторых философских и религиозных умозрений; в последних немало, впрочем, фантастического элемента. Рано лишившись отца, Кеплер часть своего детства провел слугой в трактире и лишь благодаря влиятельному покровительству попал в Тюбингенский Университет, где и предался занятиям математикой и астрономией. В 1594 г. он стал профессором в Граце и написал сочинение в защиту Коперника: «Prodromns dissertationum cosmographicarum». Из-за религиозных преследований в 1609 г. он, – по приглашению знаменитого Тихо Браге, – переселился в Прагу, а по смерти последнего был назначен императорским математиком и получил в наследство обширное собрание рукописей, оставленных Тихо. В Праге написал он свое главное сочинение: «Astronomia nova sen Physica coelestis tradita commentariis de motibus stellae Martis». Здесь же написал он и другие свои ученые работы, изобрел зрительную трубу и открыл первые два из известных под его именем законов движения планет вокруг солнца. По смерти императора Рудольфа II, Кеплер перешел профессором в Линц, где составил таблицы для вычисления положения планет («Tabulae Rudolphinae»). В 1619 г. он издал одно из последних своих сочинений «Нагmопiа mundi», содержащее его натурфилософию, а также и изложение третьего закона движения планет. Он умер 15 ноября 1630 г. в Регенсбурге. Полное собрание его сочинений в 8 томах издано в 1758–1771 гг.
В основе его философских взглядов лежит понятие мировой гармонии. Он был проникнут смелой надеждой разгадать тайны природы, найти доступ в лабораторию ее (penetralia naturae). Мировую гармонию Кеплер старался определить точными математическими пропорциями. По его взгляду, материя распространена во всем мире, а потому можно повсюду открывать геометрические отношения. Природа управляется немногими простыми принципами, открытие которых составляет нашу научную задачу. Человеческому духу врождены интеллектуальные формы, при помощи которых осуществляется познание чувственных отношений. Идея мировой гармоник приводит нас к понятию мира, как целого, а последнее не позволяет считать вселенную бесконечной: – она ограничена сферою неподвижных звезд.
Астрономические понятия Кеплера навлекали на него преследования со стороны приверженцев религии (из-за составленного им календаря для евангелической общины), но эти преследования не имели серьезных последствий. [Вообще же об отношении Кеплера к богословию см. у L. Günther, Keppler und Theologie, Giessen 1905. В частности, как известно, Кепплер в сочннении «De stella nova» (Прага 1606) по астрономическим вычислениям о соединении Юпитера, Сатурна и Марса относил появление «звезды волхвов» к 747–748 г. от основания Рима, о чем на русском языке см., напр., у проф. М. Д. Муретова, Звезда волхвов в «Православном Обозрении» 1884 г., № 5–6, стр. 316 сл., и у проф. М. И. Богословского, Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, Казань 1893 г., стр. 395–397.] В умственном и нравственном характере Кеплера есть некоторые странности (занятия астрологией, в которую он едва ли верил), но в этом случае он не представляет заметного исключения в ряду своих образованных современников.
П. B. T-в.