Источник

Кана, город

Кана (kanah – „тростник, камыш, место тростника“; Κανά, Χελκανά, Καρανά, Κανθάν; vallis arundineti, Cana, Кана).

I) Город в колене Завулоновом, называемый Галилейским для отличия от Каны в пределах Тирских, в колене Асировом. Здесь в Кане Галилейской на браке Господь претворил воду в вино (Ин. 2, 1, 11); отсюда происходил Нафанаил (Ин. 21, 2); здесь же Господь заочно исцелил сына одного царедворца из Капернаума (Ин. 4, 46). И. Флавий упоминает о Кане, как месте временного своего пребывания („Жизнь», 16), как о месте, куда убежали части войска Антиоха II (262–246 г. до р. Хр.), разбитого аравитянами („Древн.» 13 кн. 15, 1; „о войне» 1 кн. 4, 7), наконец, как о временном лагере Ирода великого („О войне иуд.» 1, 17: 5).

Место этого города с точностию не определено. Кану указывают теперь в Каnet еl Dschelil, – местности, находящейся в трех часах пути к северу от Назарета, на пути из Акры в Назарет, между Иотапатой и Сепфоридой. Крестоносцы (с Зевульфа 1102 г.) находили Кану в нынешнем hirbet Каnа, развалинах в 8 километр. (7 1/2 верстах) к северу от Seffurije. Имя Каnа еl Dschelil (Кана Галилейская) слышал Робинсон (Раlästina III, 432, 444) в Назарете от одного христианина, а Вильсон (Мет. I, 287) близ указываемого места от одного пастуха.

Об этой же Кане говорит игумен Даниил, путешествовавший к св. местам (XII в.): „от Назарета до Кана Галилейска 7 верст. Кана Галилея же есть село на людском пути. И ту обретохом дружину добру и многу, идущу в Акру“... Жители в Каnеt еl Dschelil доселе употребляют водоносы; показывают здесь и место, где, по предположению, происходил брак. Антонин из Пьяченцы (570 г.) указывает другое место для Каны в Кеfr Кеnnа, – селении, находящемся в 3 римских милях (немного менее 4 верст) на пути из Диокезарии в Назарет, а ныне представляющем собою красиво расположенную деревню с каменными домами, прекрасным источником и хорошими садами. Это мнение о Кеfr Кеnnа, как месте Каны Галилейской, с XVI в. было значительно распространенным, главным образом, под влиянием католических назаретских монахов, которым хотелось иметь Кану ближе к Назарету, чем та – Галилейская. У них в церкви находятся две массивные купели, высеченные из камня, которые они выдают за евангельские водоносы, и в которых совершают крещение. Теперь более склоняются к первой из указанных местностей, Каnа еl Dschelil, как месту упоминаемой в Евангелии Каны Галилейской, проф. (А. А. Олесницкий, Св. Земля II, стр. 413–414).

II) Кана – город на границе колена Асирова (И. Нав. 19, 28), вероятно, Капа, большое селение в 12 килом. (ІІ 1/4 верст) к юго-вост. от Тира, на пути к Сафету. Некоторые полагают, что город этот должен быть севернее, ниже Сидона. В „Ономастике“ Евсевия (Р. dе Lagarde 271; 110) этот город ошибочно отожествляется с вышеуказанною Каной Галилейской (Кеil. и Del. на Нав., S. 157).

Свящ. И. Богоявленский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle