Источник

Камизарды

Камизарды – протестанты в Севеннах (во Франции), восставшие в 1702–1711 гг. при короле Людовике XIV (1643–1715) из-за дрогонад4 и других жестокостей, применявшихся против них со стороны королевской полиции. Название „камизардов“ севенские инсургенты получили, по мнению одних, от саmisa – саmise, сhemise – рубашка, блуза, которую они носили, как отличительный знак (Сh. Dezobry et Th. Bachelet, Dictionnaire général de biographie et d'histoire, 3-ième edit., Paris 1863, 1-ière раrtie, р. 437; А. и И. Гранат, Настольный энциклопедический словарь, V, Москва 1901, стр. 2025; Брокгауз и Ефрон, Энц. словарь XXVII, стр. 203); по мнению других, – от старинного слова саmisade, означавшего ночную аттаку (F. Lichtanberger, EncyclopéDie des sciences religieuses, II, Paris 1877, р. 563).

Восстание камизардов было только эпизодом из французских религиозных войн, вызванных отменою Нантского эдикта (17 октября 1685 г.) и начавшимися после этого гонениями на протестантов во Франции. Ближайшим поводом к восстанию севеннских протестантов были ужасные пытки и жестокости, допущенные по отношению к протестантам аббатом Дю-Шела (François de Langlade du-Chaila), бывшим миссионером в Сиаме. Назначенный начальником миссий в Жеводане (нижний Лангедок, ныне в департаментах Иозере и Верхней Луаре), он сделал из своего дома в Понт-де-Монтверте настоящую тюрьму, в которой с наслаждением истязал свои жертвы. По словам протестанта Антуана Курта, аббат Дю-Шела „то вырывал щипчиками волосы из бороды и бровей своих жертв, то клал им в руки горячие уголья и затем с силою сжимал эти руки до тех пор, пока уголья не гасли; часто он обматывал протестантам пальцы обеих рук шерстью, смоченною в масле или жире, зажигал их и заставлял гореть, пока пальцы не оголялись и не обгорали до костей“. Вследствие гонений жизнь для протестантов во Франции делалась невозможною; началось массовое бегство их за границу, главным образом в Швейцарию. В июле 1702 года, арестовав толпу протестантов, хотевших бежать в Женеву, аббат Дю-Шела заковал их в колодки, обращался с ними, как с животными, и требовал строгого применения к ним эдиктов. Желая освободить своих единомышленников от верного осуждения на смерть, толпа протестантов, в 40–50 человек, – родственников и друзей заключенных, – предводимая их пророком Сегье, напала на дом аббата Дю-Шела, который, защищаясь залпами из мушкетов, убил одного из нападавших. Последние, разъярившись до крайности, поразили аббата тысячью ударами. Это случилось 24 июля 1702 г. и было началом войны камизардов.

Граф Виктор-Морис де-Брогли (род. 1639 г., † 1727 г.), королевский губернатор Иангедока, получив известие об этом событии, отправился с войсками в Савеннье. В долине Фонт-Морте королевские войска, под командованием Пуля, разбили камизардов. Пророк их Сегье был схвачен, посажен в тюрьму и потом живьем сожжен в Понт-де Монтверте. Тогда во главе протестантов встал бывший солдат по имени Иапорт, хозяин кузницы в местности около Колледе-Дезе. Между тем из камизардов составилось пять новых полков под управлением пяти вождей: Роланда – также бывшего солдата, племянника Лапорта, Кастано – лесного стражника, Жани – бывшего солдата, Кудера – одного из пленников аббата Дю-Шела, успевшего бежать, наконец, Иоанна Кавалье, булочника по профессии, скрывавшегося раньше в Женеве и вернувшегося оттуда с целью помочь своим братьям по вере. Кавалье, в котором камизарды увидели своего нового пророка, скоро сделался их главным руководителем. Помощниками ему были помянутый Роланд, Раванель и Катина. В течение 2 лет камизарды вели оживленную войну с королевскими войсками, предводимыми после графа де-Брогли маршалами Монтревилем и Вилляром. Монтревиль нанес камизардам большое поражение при Буассьере, после чего массами избивал население и опустошил пожарами до 70 деревень и селений. Но это вызвало со стороны протестантов лишь большее ожесточение и отчаянную решимость бороться во что бы то ни стало. Монтревиль был разжалован. Преемник его маргаал Вилляр решил отнестись к камизардам более мягко и действовал дипломатиею и подкупами. Иоанн Кавалье, прельстившись чином полковника и пенсиею, склонился на убеждения Вилляра и сдался в июне 1704 г. Вместе с Кавалье подчинилась королевским войскам и одна (незначительная) часть камизардов. Другая часть (более значительная), не довольная тем, что договором Кавалье с Вилляром не обеспечивалась за протестантами полная свобода совести, продолжала борьбу под управлением Роланда, Катины и Раванеля. Участь этих вождей камизардов была такова: Роланд, вследствие измены одного приближенного, был схвачен и умер с оружием в руках; Катина, после одного поражения, бежал в Швейцарию; вернувшись во Францию, он вместе с Раванелем был предательски схвачен, и оба они живыми были сожжены в Ниме (22 апреля 1705 года). После этого борьба камизардов, хотя уже не такая ожесточенная, продолжалась с перерывами еще около 5 лет до 1711 года. За этот период времени вождями камизардов были Кларис, Монтбонне, Билляр, Дюпон, Мазель и Шамбон.

Камизарды считали своих вождей за пророков и слушались их, как выразителей божественной воли. Этим и объясняется их упорная энергия в борьбе с королевскими войсками, не смотря на слабые силы. Управление камизардов было теократическим. Сами себя они называли детьми Божиими, народом Божиим, стадом Бечного (Пастыря), а начальники их носили имя: брат Кавалье, брат Роланд, брат Раванель и т. д. Камизарды отличались строгостию нравов и сами жестоко наказывали членов своего общества за совершение без нужды убийства или кражи.

Н. В. П-в

* * *

4

„Драгонады» начались во Франции в 1680 году по мысли военного министра Лувуа. Состояли они в том, что королевские драгуны и др. солдаты размещались по домам протестантов. Хотя король Людовик XIV запретил производить при этом насилия, однако ближайшие начальники поручали солдатам причинять тем, у кого они будут расквартированы, всевозможнейшие неприятности, чтобы побудит их к отречению от реформатства. Солдаты, не исполнявшие этого поручения, подвергались побоям.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle